Статья из бесед - Фехтование двумя мечами
Я решил открыть эту тему, поскольку интерес к ней, насколько я могу судить, ничуть не ослабевает (пусть первым бросит в меня камень тот, кто никогда не задумывался о том, что неплохо было бы помахать двумя мечами сразу!), а вот доступной толковой информации по практической подготовки почти нет. Поэтому предлагаю всем, у кого есть хоть какие-то соображения по этому вопросу высказаться и обсудить реальные возможности такого фехтования. Для затравки предлагаю вашему вниманию небольшую выдержку из одного "трактата" по этой теме, касающийся постановки согласованной работы двумя руками.
"Основная сложность двумечного фехтования заключается в том, что главным препятствием на пути успешного освоения этой техники для начинающего является неожиданное препятствие в виде второй руки или меча. Чаще всего проблемы у начинающих бойцов возникают именно из–за скрещения рук, вследствие чего неопытный фехтовальщик теряется и становится легкой добычей для своего противника. Именно на решение этой проблемы, так называемого синдрома “плохого танцора”, и направлены приведенные ниже рекомендации, методики и упражнения.
1) Самое главное: если вы беретесь за оружие – всегда берите два меча. Даже если упражнение, которое вы отрабатываете, требует наличие только одного клинка, все равно пусть в вашей второй руке тоже будет меч. Вы должны привыкнуть к ощущению тяжести второго меча. Его масса и размеры должны на уровне подсознания учитываться и при работе одним мечом, постепенно оказывая все большее влияние на нее.
2) Самый простой, на мой взгляд, способ такой подготовки – это освоение как нециклических (вроде мельницы), так и циклических (замкнутых) комбинаций движений типа восьмерок. Возьмем, скажем, нисходящую последовательную (со сдвигом фазы) горизонтальную восьмерку, выполняемую двумя руками. При должной наработке, вы никогда не запутаетесь в своих мечах, используя ее в рамках атакующей тактики. Для того чтобы не сбиваться с ритма атаки используйте протягивание ваших мечей по телу или оружию противника после выполнения ударов для выведения их на новую петлю. Также можно разучивать простейшие связки ударов одноименных ударов, при выполнении которых ваши руки не будут скрещиваться. Для этого мысленно разделите вашего противника пополам вертикальной линией и оставьте его левую половинку (левый сектор) для атак левой рукой, а правой бейте только справа. При таком четком территориальном разделении ваши руки не будут путаться, а уж в каком порядке (поочередно или синхронно) они будут атаковать, вы разберетесь и сами. Или используйте немного более сложный вариант, когда один меч атакует на верхнем уровне, а второй на нижнем и среднем.
3) Одним из вариантов постановки двумечной техники служат комбинации типа удар-удар. То есть поочередное нанесение ударов левым и правым мечом, но при этом во время выполнения второго удара, первый меч остается в конечной фазе своего удара, то есть остается “лежать” на контуре противника. Вторая рука должна идти в обход неподвижной первой. Привыкайте к мысли, что и собственные руки могут оказаться препятствием в работе и учитесь обходить это препятствие без потери темпа.
"Основная сложность двумечного фехтования заключается в том, что главным препятствием на пути успешного освоения этой техники для начинающего является неожиданное препятствие в виде второй руки или меча. Чаще всего проблемы у начинающих бойцов возникают именно из–за скрещения рук, вследствие чего неопытный фехтовальщик теряется и становится легкой добычей для своего противника. Именно на решение этой проблемы, так называемого синдрома “плохого танцора”, и направлены приведенные ниже рекомендации, методики и упражнения.
1) Самое главное: если вы беретесь за оружие – всегда берите два меча. Даже если упражнение, которое вы отрабатываете, требует наличие только одного клинка, все равно пусть в вашей второй руке тоже будет меч. Вы должны привыкнуть к ощущению тяжести второго меча. Его масса и размеры должны на уровне подсознания учитываться и при работе одним мечом, постепенно оказывая все большее влияние на нее.
2) Самый простой, на мой взгляд, способ такой подготовки – это освоение как нециклических (вроде мельницы), так и циклических (замкнутых) комбинаций движений типа восьмерок. Возьмем, скажем, нисходящую последовательную (со сдвигом фазы) горизонтальную восьмерку, выполняемую двумя руками. При должной наработке, вы никогда не запутаетесь в своих мечах, используя ее в рамках атакующей тактики. Для того чтобы не сбиваться с ритма атаки используйте протягивание ваших мечей по телу или оружию противника после выполнения ударов для выведения их на новую петлю. Также можно разучивать простейшие связки ударов одноименных ударов, при выполнении которых ваши руки не будут скрещиваться. Для этого мысленно разделите вашего противника пополам вертикальной линией и оставьте его левую половинку (левый сектор) для атак левой рукой, а правой бейте только справа. При таком четком территориальном разделении ваши руки не будут путаться, а уж в каком порядке (поочередно или синхронно) они будут атаковать, вы разберетесь и сами. Или используйте немного более сложный вариант, когда один меч атакует на верхнем уровне, а второй на нижнем и среднем.
3) Одним из вариантов постановки двумечной техники служат комбинации типа удар-удар. То есть поочередное нанесение ударов левым и правым мечом, но при этом во время выполнения второго удара, первый меч остается в конечной фазе своего удара, то есть остается “лежать” на контуре противника. Вторая рука должна идти в обход неподвижной первой. Привыкайте к мысли, что и собственные руки могут оказаться препятствием в работе и учитесь обходить это препятствие без потери темпа.
5) Другой способ избежать такой путаницы в руках, это просто убрать препятствие, то есть вторую руку. Например, вы стоите в закрытой стойке и хотите нанести разноименный верхний горизонтальный рубящий удар справа левым мечом. Но, (О, ужас!) у вас на пути оказывается ваш правый меч, который явно мешает вам произвести замах или разноименное боковое колечко в правой боковой плоскости, что бы придать дополнительное ускорение для разноименного удара левым мечом. Что же делать? Ответ достаточно прост: опустите вашу правую руку вниз, так что бы ее предплечье оказалось примерно на уровне вашего бедра, а правый меч наклоните вперед, на противника. Вот и все. Теперь на пути у вашей левой руки нет никаких преград. Аналогичным образом можно по ситуации поднять вашу правую руку вверх, пропуская под ней левую, как при атакующей стойке, или сместить ее влево простым переводом в передней плоскости, так что руки скрестятся в районе плеч (локтей), но это будет вполне результат осознанного действия и ни о какой проблемах с запутыванием скрещенных рук здесь речь уже не идет.
7) Для тех, кто уже имеет определенные навыки обращения с одним мечом, но не может увязать с ними действия вторым клинком, могу посоветовать в качестве упражнения использовать тактику разведки боем. Активные движения выполняются по большей части одним мечом, и лишь изредка отдельные выборочные (чаще всего защитные) действия вторым. Человек, привыкший работать одним мечам, не отвлекается специально на работу вторым клинком и фехтует в привычной для него манере, лишь изредка (замечая такую возможность) подключает второе оружие. Постепенно, с ростом мастерства и уверенности в своих силах, второй меч используется все чаще и чаще, пока не достигается уровень равноценного (относительно, конечно) владения обоими мечами.
"Для эффективной работы двумя мечами необходимо понять некоторую специфику динамики такого фехтования. Самая главная вещь, которую необходимо учитывать при постановке и отработке навыков работы с холодным оружием – это равновесие. Нанося удары, мы работаем с массой оружия в покое и массой получившей значительное ускорение. При двумечном фехтовании у вас получается три основных центра масс (ваше тело и два меча), причем тело, занимающее центральное положение играет также роль оси вращения. Один из основных методов двумечного фехтования подразумевает принцип работы называемый «противовесом». Суть его предельно проста – когда один меч наносит удар, второй в это время идет на замах, помогая проворачивать массу тела вокруг его оси, усиливая удар, и наоборот. Плоскости нанесения ударов необязательно должны совпадать, как и типы ударов – главное принцип. Например, когда вы наносите левым мечом верхний рубящий диагональный удар слева, то в этот момент правый меч уходит за спину. Этим синхронным движением мечей задается разворот плеч до положения, когда вы стоите практически боком к противнику, но с другой стороны, и это же движение плеч помогает нанести удар. Все это настолько плотно переплетено в момент удара, что очень трудно различить «чей вклад доминирует». Другой метод – нанесение парных ударов. Когда оба меча идут синхронно и образуют как бы единую конструкцию, противовесом которой служит масса тела.
Есть и более простой способ, и он нем я тоже уже писал. Для этого мысленно разделите вашего противника пополам вертикальной линией и оставьте его левую половинку (левый сектор) для атак левой рукой, а правой бейте только справа. При таком четком территориальном разделении ваши руки не будут путаться. Возьмите для начала всего четыре диагональных удара - два сверху (слева и справа) и два снизу, тоже с слева и справа. То есть на каждый меч приходится всего два удара - диагональный сверху и диагональный на нижнем уровне (по ногам). Эти удары самые простые, так как идут сверху-вниз(то есть естественным образом получаются более сильными) и замах на них выполняется примерно одинаково, только немного выше или ниже. Ну вот, теперь имея в арсенале всего четыре этих удара (чередуемых в произвольном порядке) можно раздергать оборону противника за счет выигрыша в скорости нанесения ударов по разным секторам. И никакой путаницы!
1)Атакующая – при использовании этой тактики удары наносятся поочередно или одновременно. Атакующий стремится подавить своего противника неудержимым шквалом ударов. Помните, что, взяв в левую руку второй меч, вы получаете не столько более надежную защиту (щит подходит для этого гораздо лучше), сколько дополнительную возможность для атаки. Согласованная работа двумя мечами позволяет наносить как минимум в 2–3 раза большее число малопредсказуемых ударов за тот же промежуток времени. И это преимущество стоит использовать. Помните, что поговорка «лучшая защита – это нападение» применима в двумечном фехтовании как нигде более.
2)Разведка боем – при этой тактике человек производит различные атакующие действия одной рукой, как правило, второстепенной (левой) и ею же защищается, в то время как правая рука находится в нейтральном положении или чаще отведена на замах, в ожидании момента, когда противник раскроется, после чего она используется для неожиданной и, достаточно часто, успешной атаки.
3)Оборонительная – при выборе этой тактики, боец занимает выжидательную позицию. Расчет здесь строится в надежде на собственную реакцию, позволяющей вовремя отреагировать на атаку противника, и заранее наработанные связки и комбинации. Ожидание продолжается, как правило, до того момента, когда возможность для эффективной атаки не будет им замечена. После чего и следует внезапный ответ. Это может быть ответ, как на первый удар противника, так и на сто первый (в этом случае все предыдущие удары будут встречать только блоки, без тени ответной агрессии). В рамках этой тактики иногда можно увидеть провокационные действия, когда боец намеренно раскрывается, соблазняя своего противника на нанесение вполне определенного удара в якобы беззащитную область. Эффективность контратаки, как правило, выше, чем эффективность простого атакующего движения. Это связано с тем, что когда ваш противник сам атакует вас, он в значительно меньшей степени готов мгновенно переключиться с атаки на защиту, а стало быть, и более уязвим в этот момент. И наоборот, провести успешную атаку противника, который стоит в нейтральном положении, готовый к вашим атакующим действиям, будет весьма непросто. Не зря во многих восточных школах доминирует тактика выжидания и ответной атаки. В общем, думайте!
2. Чтобы эффективно фехтовать двумя руками надо последовательно:
1) научиться фехтовать одной рукой
2) научиться фехтовать другой рукой
3) научится фехтовать ими одновременно.
4) постоянно практиковаться.
Все остальное в пользу бедных, особенно техники, которые сразу специализированно учат фехтовать двумя клинками.