ОПРОС-2. Можно ли научиться фехтованию без учителя?
"Подлец бессовестный, выучился драться по книжкам!" - восклицает шекспировский Меркуцио, пропустив укол от известного бретера Тибальта.
Однако, прав ли "родич князя"? То есть - можно ли научиться фехтованию самостоятельно (по книгам, картинкам, пособиям , самое главное - без учителя) или невозможно?
Такая тема опроса оказалось актуальной в наши дни, когда учителей фехтования (прежде всего не спортивного) катастрофически не хватает а то и вовсе нет. Ищущие бросаются в библиотеки и открывают первоисточники, изготавливают оружие, собирают единомышленников, вместе листают Тальгоффера и... научились (научаются) ли они фехтованию?
Эта тема актуальна не только для меня лично. Последнее время в нашу школу все чаще поступают подобные вопросы: "Можно ли научиться по книгам?", "Можно ли научиться без учителя?", "Можно ли отработать все перед зеркалом?"...
Мой собственный ответ - нет. Искусство фехтования передается только из рук в руки, от мастера к прилежному ученику.
Более того, легендарные варианты с переходом из зала в зал от "мастера" к "мастеру" я тоже, однозначно отношу к варианту БЕЗ учителя!
Но, если у кого-нибудь другое мнение - жду!
И желательно, с аргументацией.
P. S. Аргумены, типа "Я-то научился" - не принимаются!
Однако, прав ли "родич князя"? То есть - можно ли научиться фехтованию самостоятельно (по книгам, картинкам, пособиям , самое главное - без учителя) или невозможно?
Такая тема опроса оказалось актуальной в наши дни, когда учителей фехтования (прежде всего не спортивного) катастрофически не хватает а то и вовсе нет. Ищущие бросаются в библиотеки и открывают первоисточники, изготавливают оружие, собирают единомышленников, вместе листают Тальгоффера и... научились (научаются) ли они фехтованию?
Эта тема актуальна не только для меня лично. Последнее время в нашу школу все чаще поступают подобные вопросы: "Можно ли научиться по книгам?", "Можно ли научиться без учителя?", "Можно ли отработать все перед зеркалом?"...
Мой собственный ответ - нет. Искусство фехтования передается только из рук в руки, от мастера к прилежному ученику.
Более того, легендарные варианты с переходом из зала в зал от "мастера" к "мастеру" я тоже, однозначно отношу к варианту БЕЗ учителя!
Но, если у кого-нибудь другое мнение - жду!
И желательно, с аргументацией.
P. S. Аргумены, типа "Я-то научился" - не принимаются!
Евгений - "более 70% студентов после окончания курса сценического фехтования о том, что такое ФЕХТОВАНИЕ имеют лишь очень смутное представление..." - смотря какой педагог, и какие он ставит задачи перед студентами) и какой пример он сам подает. Вот я когда с Ваней что-то пробовала сделать (моим педагогом) - у меня всегда ощущение, что он меня сейчас реально на куски покрамсает)) и при этом у него все очень легко и четко, на крутой скорости и владение шпагой идеальное!))
Ну а если серъезно. То можно и без мастера. Просто нужен такой же заведущий партнер. Только зачастую сложно найти партнера, готового вкалывать столько же, и также как и ты.
Самому можно тоже многому научиться. Просто нужны критерии оценки умений. Например хождение по залам и тестирование своего боевого искусства.
Восточные мастреа тоже собирали знания и потихоньку учились. Совсем не сразу появились стили.
Тем более базовые принципы тела. Можно развить разными методиками. Да и у каждого человека все индивидуально.
Например нет физического партнера для работы в слепую, учись чувствовать аудиальное воздействие на твой организм на первых порах.
Нужна многозадачность учись чувстоввать и отслеживать, много точек тела одновременно.
Хочешь понять как обстоит в реале дело с интуицией. Протестируй на монетке, фондовом рынке и т.д.
Так насколько я знаю. Что кроме Кадачникова, никто не может работать так в его системе. Ведь она изначально заточено под его физиологию ;-)
На самом деле многое можно было бы делать без постоянного мастера, если бы все не упиралось в вопрос денег и т.д.
А вот мастера в принципе нужны для создания скоростных методик обучения, развития традиций. Ведь именно там важен баланс подачи и адаптации организмом умений и навыков.
Но этой мой взгляд. Могу ошибаться ;-)
В этом смысле научиться без учителя - очень и очень сложно. Но можно, особенно когда меняются условия, и предыдущего поколения носителей навыков нет, а есть только "соседи" и знания.
Тем более нужно разделять две вещи.
Ты берешь чужую систему или хочешь эффективное действие заточенное именно под твой организм, с твоими особенностями и параметрами.
Если первое то согласен, без мастера накатать чуждый тебе навык будет сложно, хотя тоже возможно. Но это скорее к системе воспитания.
Если мы говорим о системе обучения. То она должна быть универсально в любой области жизни.Дальше уже идет просто приложение.
Ведь по сути человеку нужно сформировать под себя эффективную систему обучения.
А потом выполнить ее.
По сути это есть просто умение анализировать , сопоставлять данные.
Плюс у каждого задачи в фехтовании свои, как я уже понял из постов. Соответственно и тренировки будут свои.
О Боже, а как же применение левой руки для захватов эфеса, захвата или сбива атакующей руки - да черт возьми, ей есть до фига применений! Даже сбив клинка, если в плоскость попать - может быть практичной штукой. Все это описано в учебниках от Тальхофера до Анджело ,господа, и проверено на реализуемость в бою на полных скоростях. Так что левая рука находится во "внебоевом" положении только в исходной стойке, а дальше - очень часть используется.
Ну а что касается исходного вопроса - по моему, ответ очевиден, и спор уже давно - ни о чем.
Научиться фехтовать без конкретного наставника - можно. Но не по книгам, точнее ,не только по ним. Дело в том ,что наставник может быть не один, можно перенимать что-то от одного ,что-то от другого - так было ,когда я давным-давно пришел в РИ, где фехтовать толком не умел никто, но мы учились друг у друга, потом мы доросли до ИР, стали учиться по книгам, по видеошколам, постоянно активно практикуясь. Лучший учитель - практика, практика и еще раз практика, причем с разными бойцами ,в разных стилях... И еще фактор - я не понимаю, что такое "лень" ,когда речь идет о фехтовании. Так что пинать меня для тренировок никогда не было нужно.
Тем не менее, очевидно также то ,что с учителем прогресс идет ,конечно, лучше, чем без него. Если учитель сам по себе ,конечно , достоин так называться. Когда одно время меня действительно целенаправленно учили - я прогрессировал намного быстрее. Но что интересно ,человек, учивший меня , сам был самоучкой)) Кстати, он научил меня много большему, чем ,к примеру, другой товарищ - который был КМС по рапире и некоторе время работал профессиональным тренером. Так что учиться надо ,конечно ,у кого-то, но в первую очередь - учиться самому ,в том плане, что осмысление любого приема, любого момента - перемещения, дыхания, мускульной силы, скорости - должно становиться твоим собственным. В первую очередь - учи себя сам. Ставь вопросы, а учитель должен дать ответы.
Однако, нет такого у Анджело. Два отведения клющей атаки и один захват за сильную часть - вот и все контакты невооруженной руки с клинком противника по Анджело.
Да и насчет Тальхофера я не стал бы такого утверждать. Хотя у него допускается большое колличество прочтений.
А вот увидеть человека который рукой сбивает атаку рубящим ударом "в бою на полных скоростях" хотелось бы.
В остальном то, конечно, все верно. невооруженная рука может активно работать и при рубящем оружии. Но в меру. И главное - цитата, из за которой сыр-бор, там ведь идет речь о классике. А в рубящей классике левая рука действительно не нужна.
Впрочем, это все действительно частности и к теме обуждения-то особо не относится.
И ты естественным образом получишь истинную передачу.
Пренебреги искусством, игнорируй учителя —
И ты лишь свое потратишь время.
«Секреты обучения ушу» (XIX век)