ОПРОС-2. Можно ли научиться фехтованию без учителя?

Единоборства
Единоборства: ОПРОС 2  Можно ли научиться фехтованию без учителя"Подлец бессовестный, выучился драться по книжкам!" - восклицает шекспировский Меркуцио, пропустив укол от известного бретера Тибальта.
Однако, прав ли "родич князя"? То есть - можно ли научиться фехтованию самостоятельно (по книгам, картинкам, пособиям , самое главное - без учителя) или невозможно?
Такая тема опроса оказалось актуальной в наши дни, когда учителей фехтования (прежде всего не спортивного) катастрофически не хватает а то и вовсе нет. Ищущие бросаются в библиотеки и открывают первоисточники, изготавливают оружие, собирают единомышленников, вместе листают Тальгоффера и... научились (научаются) ли они фехтованию?
Эта тема актуальна не только для меня лично. Последнее время в нашу школу все чаще поступают подобные вопросы: "Можно ли научиться по книгам?", "Можно ли научиться без учителя?", "Можно ли отработать все перед зеркалом?"...
Мой собственный ответ - нет. Искусство фехтования передается только из рук в руки, от мастера к прилежному ученику.
Более того, легендарные варианты с переходом из зала в зал от "мастера" к "мастеру" я тоже, однозначно отношу к варианту БЕЗ учителя!
Но, если у кого-нибудь другое мнение - жду!
И желательно, с аргументацией.
P. S. Аргумены, типа "Я-то научился" - не принимаются!
382 комментария
avatar
Олег. Я от того знаю как дрались в 14 веке, что я этого оружия 14 вв, из рук не выпускаю, и доспехи эти клятые на 14 вв, не только ношу, но и делаю. И опыт турнирный у меня достаточный, и в больших и малых свалках я был. Я представляю что это такое и как ведет себя человек после попадания тяжелым оружием. И во актерском ремесле представления имею, и образование у меня историческое, и в театре (пусть и провинциальном) я играю. Не знай я специфики - уж поверьте, не говорил бы. Вы вот бессоновскую Жанну Д Арк смотрели? Вот примерно такого ощущения у зрителя мы и пытаемся добиться. Используя, разумеется, где можно все что умеем и знаем.
Я изо всех сил пытаюсь не реагировать на ваш несколько снисходительный тон, и иногда фразы "ты должен работать на партнера" так и вызыват свербение в пальцах, но сдерживаюсь. Чего и вам желаю.
avatar
Игорь,если вы актер,то должны знать что в фильме Жанна Д Арк,как и в других фильмах,все фехтовальные сцены проставляются и отрабатываются очень большое кол-во времени.и там не допускается разная отсебячина типа*гуляния клинков* и любых неоговоренных действий.Прсто потому,что там актеры высокооплачиваемые.И перефразирую*-Пратнеры должны работать друг на друга *.вот что я имел ввиду.)С уважением.)
avatar
Ну вот , опять вы не поняли меня. Гулять у вас клинок будет когда вас в это время толкнут, или еще как помешают. Именно по этому мы всегда доспехи и одеваем. Замахнулись чтоб ударить аккуратно, а на плоской подошве на льду поскользнулись - и не будь на человеке защиты - больница. А так все спокойно пройдет. Теперь то понятно, что я под этим "гулять" имею в виду?
avatar
Всякое может случиться...Я понял вас.Дело в том,что у вас не постановка а,так называемая импровизация(проще говоря парад-рипост).поэтому и случаются некие неадекватные ситуации.Над любой постановкой нужно работать очень много.
avatar
Игорь не знаю поверите ли Вы на слово,но мне тоже приходилось работать в тяжелом доспехе и на тяжелом оружии.При четком знании и соблюдении рисунка боя-клинок никуда от Вас "на лево не гульнет".Даже если тебя сбивают подсечкой или наворачивают в бубен,коли уж это оговорено партнерами и отрепетировано-то это означает,что Вы готовы к такому повороту событий.Но если вам партнер заряжает в голову вместо того,что бы ударить в ногу-стоит задуматься о смене партнера,особенно если это происходит с подозрительной регулярностью.Не подумайте,что я Вас поучаю,но ей Богу если забыл рисунок-лучше остановиться и начать сначала чем надеяться на,то что и Вы и партнер сможете вытянуть бой на одной импровизации.И я уверен,что Вы не хуже меня знаете насколько кино отличается от театра,и добиваться киношной реальности на сцене просто не нужно.Все таки иногда лучше взять паузу или снизойти до сантимента,и сам цел и партнер в порядке.А тяжелым мечем действительно трудно изобразить сильный удар.но можно поискать оптимальную скорость и силу(индивидуально для каждого) главное-БЕЗОПАСНОСТЬ,наш партнер нам не враг,а самый надежный друг!))) С уважением.Все написаное является личным мнением,не более того.
avatar
Сергей, ну потому что когда я пробовала сама немножко по спортивному, и мне казалось,что я просто машу перед собой рукой. защищаясь - преп.говорил "нет, ты берешь 4-6-4" - просто рука уже набита на технику и сама реагирует. А те,кто до этого спорт.фехтовал и пробовал с нами - начинали смотреть только на клинок и дергаться, и кроме выпадов нормально ничего не делали...В арт.фехтовании все-таки очень большое внимание уделяется технике, все фиксируется...
Евгений, "Если не было у сцен\арт-фехтовальщика чувство оружия, противника, дистанции" - то он тогда не фига не фехтовальщик - мы сами без этого никуда))
avatar
Прохор, вы на сцене предлагаете во время спектакля или композиции остановиться, если партнер перепутал удар?..как Вы себе это представляете? "сейчас, зрители подождите пока мы вспомним"??...)
avatar
Андриана для того и существуют РЕПЕТИЦИИ.И все,что я предлагаю-это брать задачу по силам и думать в первую очередь о партнере.Насчет забыли схему:стоит иметь запасной вариант(очень короткий) два три удара,что бы не стоять в растеряности перед зрителями или еще чего хуже начать импровизировать.Но если Вы сможете продолжить бой и "сымпровизировать" минут эдок на пять-я снимаю перед Вами шляпу.при условии.что мне,как зрителю Ваша импровизация будет интересна.Зритель не знает,что произойдет на сцене через секунду и в Вашей актерской воле взять паузу(если забыли схему),главное делать это нагло и убедительно.шепнуть партнеру"начинаем сначала" или,как я уже писАл заканчивать отрывок двумя-тремя отрепетироваными ударами запасного варианта.Вы спрашиваете,как я себе это представляю,поверьте более чем очень хорошо т.к. сам не раз находился в подобной ситуации.Очень неприятно,но на то и репетиции+запасной вариант,что бы не покидать сцену со стыдом.Хотя если честно давно я уже на сцене не выступал,все в кино,а там другая специфика.
avatar
Прохор, о, странные речи я слышу....то есть вижу...
Ну я не предлагаю импровизировать 5 минут - но думаю сделать несколько движений,чтобы выйти на схему можно - во всяком случае нужно. А паузы не всегда бывают уместны (тем более шептание "начинаем сначала")) И потом сбиться может каждый и в самом неожиданном месте, даже самый классный фехтовальщик - все живые люди. Вы же не знаете где собьетесь - чтоб готовить запасные варианты.
avatar
"но думаю сделать несколько движений,чтобы выйти на схему можно "А партнеру,как понять где заканчивается импровизация?И если он тоже в эту секунду вздумает сымпровизировать?Да еще взять защиту от удара в ногу,тогда,как Вы решите импровизировано ударить по голове?А пауза если уж схему забыли возникнет по любому уместна она в данный момент или нет.)))Импровизация на сцене не всем актерам удается,даже очень хорошим,а уж в фехтовании...печально это может закончится.(
avatar
Странно это слышать от щепнинца!) Про партнерство ничего не слышали? Конечно я буду во время действия держать связь с партнером и импровизировать буду с ним ВМЕСТЕ - и делать что-то только, если партнер меня понимает)
avatar
По каким же признакам Вы поймете,да еще и будете уверены,что в данный момент партнер Вас понимает так как нужно?Поверьте я не против импровизации.но за 15 лет работы со шпагой не видел оной в постановочном/арт фехтовании.Не видел хорошей и убедительной,а вот лажи-пруд пруди.Поверьте я и не думаю иронизировать,просто хочу понять,как можно импровизировать в фехтовании.да еще и убедительно?
avatar
А как этого можно не понять, если ты взаимодействуешь с партнером, смотришь в его глаза, это первый курс, о чем вопрос??
avatar
Андриана на словах это просто и понятно,но на деле....кричу "Не верю!!!"И в тоже время понимаю,что убедится смогу увидев это в Вашем исполнении своими глазами! Если вдруг такое случится-скинте ссылку пож. поучусь у молодежи на старости лет)))Сам в фехтовании импровизировать уже наверное не решусь.
avatar
Я не ставлю себя в пример, я сама фехтую только 3 года, но мой педагог так нас учил ,а он виртуозный фехтовальщик!
avatar
"но мой педагог так нас учил ,а он виртуозный фехтовальщик!" Верю,что Ваш педагог виртуоз,а Вы уверены,что НАУЧИЛИСЬ тому чему он Вас учил?И можно ли узнать имя Вашего преподавателя?Это я уже из любопытства)))
avatar
Конечно можно)) Иван Калинин.
avatar
Передавайте Ване привет))) При случае спрошу у него,как у Вас с импровизацией)))))))
avatar
Даже фотку с Вашим педагогом у себя откопал,годичной давности!)))
avatar
с чемпионатов что ли?)
avatar
Нет,снимались вместе,я на чемпионатах никогда не выступал.
avatar
Удивительно, но разговор таки даже почти не выбился за пределы "Можно ли научиться фехтованию без учителя?"))))

Адриана, вы в целом правы, но при этом жутко идеализируете - Прохор в этом плане занимает куда более приближенную к действительности позицию :) Одно дело - знать, и совсем другое - уметь использовать. И совершенно другое - уметь использовать так, чтобы тебе поверил зритель. И так далее и так далее, ибо перфекционизм в данном случае требует мастерского выполнения множества малых и больших "частностей и деталей".

Насчет: "Если не было у сцен\арт-фехтовальщика чувство оружия, противника, дистанции" - то он тогда не фига не фехтовальщик - мы сами без этого никуда))..." - опять же, в ОБЩЕМ я совершенно согласен. Но как человек, - прошедший путь от "Я знаю все о постановочном фехтовании!!!" до "А ведь я же не знаю практически ничего!!!" и, в то же время, имевший когда-то возможность поучиться у Мастеров всех театральных вузов Москвы, - не могу не заметить: более 70% студентов после окончания курса сценического фехтования о том, что такое ФЕХТОВАНИЕ имеют лишь очень смутное представление. Для того, чтобы его ИЗОБРАЖАТЬ полученных навыков бывает достаточно, но вот ЧУВСТВО оружия, ЧУВСТВО дистанции, ЧУВСТВО противника - это по наитию может даваться только тем, кто копает чуть глубже учебной программы. А таких мало. И не у всех бывает возможность закрепить эти ощущения в теле, не имея опыта практического фехтования. Этим объясняется мой скепсис по отношению к сцен\арт.фехтовальщикам, выучившим хореографию "боевых" движений и поддавшимся соблазну считать себя спортсменами или дуэлянтами.

Единственный объективный плюс в ситуации "актер учится спортивному" и "спортсмен учится артистическому" - это то, что актер быстрее схватывает незнакомый материал, ибо это часть его профессии. Но и это еще не дает никаких гарантий качества :) так что "оставим эти мрачные стены..." (с)

И, кстати, я сейчас ни коим образом не переношу свои слова на кого-то из собеседников! Просто подробнее раскрываю мысль, раз уж зашла речь...
avatar
Сколько, однако, копий сломано об эту фехтовальную импровизацию... И продолжают ломаться!:-)
avatar
А сколько синяков набито и травм получено этими горе-импровизаторами...надеюсь Андриана избегнет этой участи.)))

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.