ОПРОС-2. Можно ли научиться фехтованию без учителя?

Единоборства
Единоборства: ОПРОС 2  Можно ли научиться фехтованию без учителя"Подлец бессовестный, выучился драться по книжкам!" - восклицает шекспировский Меркуцио, пропустив укол от известного бретера Тибальта.
Однако, прав ли "родич князя"? То есть - можно ли научиться фехтованию самостоятельно (по книгам, картинкам, пособиям , самое главное - без учителя) или невозможно?
Такая тема опроса оказалось актуальной в наши дни, когда учителей фехтования (прежде всего не спортивного) катастрофически не хватает а то и вовсе нет. Ищущие бросаются в библиотеки и открывают первоисточники, изготавливают оружие, собирают единомышленников, вместе листают Тальгоффера и... научились (научаются) ли они фехтованию?
Эта тема актуальна не только для меня лично. Последнее время в нашу школу все чаще поступают подобные вопросы: "Можно ли научиться по книгам?", "Можно ли научиться без учителя?", "Можно ли отработать все перед зеркалом?"...
Мой собственный ответ - нет. Искусство фехтования передается только из рук в руки, от мастера к прилежному ученику.
Более того, легендарные варианты с переходом из зала в зал от "мастера" к "мастеру" я тоже, однозначно отношу к варианту БЕЗ учителя!
Но, если у кого-нибудь другое мнение - жду!
И желательно, с аргументацией.
P. S. Аргумены, типа "Я-то научился" - не принимаются!
382 комментария
avatar
Алесандр,поединки спортсменов и классиков в корне отличаются друг то друга-там задачи разные!!!Правила в них абсолютно другие.Возьмем мы шпаги 18-19века,и что.Работа на них будет такая же.(В классике)!!!....А что касается битв в консервах(доспехах),то здесь вопрос состоит в том,что у нас нет таковых.Но могу заверить,некоторые бойцы желают выйти на тыжелом оружии,осталось только экипироваться..
avatar
".А что касается битв в консервах(доспехах),то здесь вопрос состоит в том,что у нас нет таковых.Но могу заверить,некоторые бойцы желают выйти на тыжелом оружии,осталось только экипироваться.." - очень замечательный ответ, при таком энтузиазме вы победите всех исторических фехтовальщиков, это ясно как божий день!
avatar
Тут в том то и дело, что уметь то мало. Нужен специфический комплекс навыков по работе именно в доспехе. В тяжелом, доспехе. Причем снять доспех и показать еще большую скорость, четкость ну и некоторую "закомплексованность" конечно :( - легко, а вот одеть и показать те же результаты в скорости силе и ловкости - очень вряд ли.
Потому мне и кажутся ненужными "межвидовые поединки". Ну не выдаст человек десяток лет не державший в руке ничего легче турнирного меча такое количество игры как тот, кто все это время работал спортивным оружием. А тот, кто эти десять лет не носил ничего тяжелее колета и маски - сдохнет к четвертой (оптимистичный прогноз) двухминутке, от непривычно большого вложения силы, от стесненности, пережимов , перегрева и пожирающего энергию на каждом участке доспеха.
Это уже давно разные виды и на каком поле их сравнивать - непонятно и нужно ли? Вот половина из серьезных истфеховцев спокойно получит разряд по спортчану или спортмечу. Потому что тямбары в их вариациях - часть нашей подготовки. А вот легкие клинки не используем нигде. А уж профбои - это скорее бой в доспехах, фехтование там есть, но как составная часть.
avatar
Алексей Булавкин Я и не собираюсь никого побеждать)))))Кто такие исторические фехтовальщики??Зачем я их должен побеждать???Славы никакой,денег тем более)))))!!! Игорь Шмелев : . А уж профбои - это скорее бой в доспехах, фехтование там есть, но как составная часть.С таким пояснением я более согласен!спасибо.)на счет тяжелых доспехов:мы иногда одеваем их,когда работаем на постановках для фильмов.)
avatar
А разговариваю я по видимому (судя по закрытой странице) с Расселом Кроу. Мы(кто?) иногда (когда и насколько часто?) одеваем их (что за доспехи?) на постановках для фильмов (каких?).
Слава будет, не беспокойтесь. Истфеховцев в стране очень много. Давайте побеждайте!
avatar
Игорь, извините за занудство, но:
1. фотография Баярда тут причем? Как илюстрация "брянского багуа"? Можно расшифровать?
2. Не спортчан, а спочан. Другая этимология.

3. "Тут в том то и дело, что уметь то мало. Нужен специфический комплекс навыков по работе именно в доспехе. " Нужен, но осваивается за 3 месяца при хорошой физической форме. А умение ставится годы.
"Причем снять доспех и показать еще большую скорость, четкость ну и некоторую "закомплексованность" конечно :( - легко, а вот одеть и показать те же результаты в скорости силе и ловкости - очень вряд ли."
Ересь сказали. Попробуйте с теми же спортсменами на легких саблях пофехтовать. Дело не в доспехе, а в правилах поединков. Ключевой момент: разводной или неразводной бой. К вопросу о спортмече, кстати.

4. "Это уже давно разные виды и на каком поле их сравнивать - непонятно и нужно ли?" Очень нужно. Только не в формате фаллометрии, а в плане обмена опытом. При таком подходе несомненная польза будет обоим сторонам.
avatar
Олег, простите, лично, видимо, не знаком, но "Я и не собираюсь никого побеждать)))))Кто такие исторические фехтовальщики??Зачем я их должен побеждать???Славы никакой,денег тем более)))))"
А можно тогда спросить кого вы _предпочитаете_ побеждать, раз уж речь зашла о победах? Похвастайте, уж будьте любезны. Заодно и тренера своего похвалите.
avatar
Игорь Шмелев :(постановки)Все фильмы,куда приглашали Сергея Мишенева.Этого достаточно!!!
avatar
Заметьте, господа, что предлагаемый нашему вниманию диспут как-то снова легко уместился к тему "можно ли научиться фехтованию без учителя".... :)
Это вообще стало интересной тенденцией)
Давайте как-то обобщать имеющийся оффтоп... а то некрасиво. Человек научился сам, чего-то достиг и затем пришел на состязание.. над ним посмеялись - вот,дескать самоучка... а он взял и победил нескольких именитых обученных противников,и вот что с ним теперь сделать? видимо,ничего. Если он действовал по правилам,конечно. Это значит провал уже упомянутых именитых обученных противников. Если же он сделал это не по правилам - это провал самоучки а состязании,но его вероятное преимущество в реальном поединке перед другими. Видите,как сложно мерить мастерство и могущество фехтовальщика по этим состязаниям...
Что касается "легких и тяжелых".. обычно фехтовальщик выбирает себе оружие и доспех в соответствии со своим мировоззрением и эстетическими предпочтениями.. шпажники и рапиристы обыкновенно чувствуют утонченность и изысканность собственного оружия и стиля владения и несколько брезгливо относятся к "консервам" и их носителям. В то время как доспешники и любители помахать мечом и щитом в клинче - считают мастеров легкого оружия слабаками,или кем там еще.. короче говоря смежных мастеров,которые не только бы умели,но и любили оба типа оружия - их мало и это вообще что-то странное... Интереснее рассмотреть отношение тех и других к эстетике боя, правилам поединка, вопросам боевой чести,а также их отношение к смежному оружию,как фактору выявления эстетики - к примеру,к луку.
avatar
Да простое объяснение, г-н Торрес.
На "тяжелом" фехтовании учителей просто не было - молодое слишком направление, вот и идет речь в основном о самоучках.
На "легком" фехтования и приемственность поколений сохранилось и плеяда учителей высокого класса представлена хорошо.
Вот поэтому и сваливается разговор все время в это противостояние.
Что же до эстетики и "странных" мастеров... Как только вы поймете, что кардинальной разницы для квалифицированного бойца между этими направлениями нет, то тогда и можно будет говорить о вас как о состоявщемся фехтовальщике. А иначе может вам, действительно, заняться стрельбой?
avatar
К луку отношение отличное!!!!"У нас есть боец который кроме фехтования,занимается луком.Иногда тоже интересно пострелять))К консервам мы с брезгливостью не относимся,есть много знакомых в этой среде.Просто иногда становится смешно,когда некоторые кидают дешевые понты))) А на счет самоучек,так это легко проверить:-нужно самоучке прийти и победить всех и вся! К примеру....оденьте на Влуева доспехи и встаньте в клинче с ним)))))
avatar
Фотографии Любимова, Уколова и Васильева к тому, что она в достаточной мере показывает каким должен быть истфеховец. Как раз слово утонченный тут и не подходит. А про "брянское багуа" тут вот "причем". Они все самоучки, я самоучка, да вокруг у нас все почти самоучки. Сейчас появилось второе поколение, которое учится у первого. Те же Уколов и Васильев - тренеры. Практикующие конечно.
Вадим прав - вопрос так остр, только потому, что нас никто из сегодняшних мастеров классического фехтования ничему революционному научить не может или не хочет. И потому почти все могут ответить - да, можно научиться без высокой фигуры Учителя, помогая себе постоянными тренировками обмениваясь информацией на семинарах и турнирах, интернет еще есть.
Про три месяца и доспехи - ну вы загнули. Доспех ( и щит) и есть основное отличие "тяжелого" фехтования. Он диктует и неразводной бой, и вес оружия, и форму с содержанием движений и ударов. Даже тренированные спортсмены нециклических видов спорта (борцы, вотерполисты) уж на что супермены, но все равно адаптируются долго. А про форму и чистоту после снятия доспеха я вот почему писал. Я, если доспех сниму и возьму в руки спортивный клинок - буду делать простые вещи, с чрезмерной амплитудой и слишком сильно, наверное.Из-за разницы в задачах. И спортсмен меня просто сделает на игре, темпе и всем том, чему его там учили, но бой вести я смогу. Долго. Я пробовал. А одеть доспех на спортсмена - тот тоже сможет. Но проиграет. И проиграет из - за разницы в задачах.
И то и то - фехтование. Одно ставит на один смертельный удар. Другое вводит элемент защитного снаряжения и ставит на умение нанести как можно больше смертельных ударов и пропустить как можно меньше. Теоретически сравнивать можно до бесконечности. А на практике и те и другие могут воевать на соседней поляне, но не настолько хорошо, что бы хоть как то конкурировать.
Ну и про понты даже не буду комментировать, хотя с Валуевым бы повоевал. Мужик здоровый.
avatar
Игорь..так никто не спорит)))Занимайтесь пожалуста всем,что вам интересно.Главное что-бы душа лежала к этому и творческий процесс был).А на счет учат не учат...К нам приходит достаточно людей практикующих истфех и берут уроки.Никто не отказывает))).Приходите,вам *разжуют*любой тактико-технический элемент.)
avatar
Эххх. Опять никто друг друга не понял :(
Вот я сильно сомневаюсь, что без практики, и причем постоянной можно что-то кому-то разжевать. Хотя чего только не бывает на свете. Вы меня хоть заочно познакомьте с ребятами, что у вас уроки брали. Вот у них бы я спросил. И злосчастные "три вопроса" задавать бы не стал. Я чесслово серьезно. Я подозреваю, что Сергей, с его опытом, может научить чему толковому. Но очень бы хотелось пообщаться с теми, кто эту школу прошел. Дайте контактик, не откажите.
avatar
Игорь Шмелев : Вам предложили! Вы сомневаетесь?Вот и сидите в своем огороде.Никто не принуждает)))Имена людей,берущих у нас уроки,я называть не имею права.Просто из-за этических соображений.Скажу только,что они имеют авторитет в кругу реконструкции и истфеха.И они нам интересную информацию дают.Ну а вам желаю всех победить!
avatar
Отвечая на вопросы:
"представители сценического или артистического фехтования, получившие основы именно в художественном жанре, известны успехами на спортивных мероприятиях по истфеху, профбоям?"
Думаю, что не известны. Сценическое (артистическое и т. п.) направление дает довольно ограниченый набор практических (боевых или спортивных) навыков фехтования.
"Наверняка ваши ученики имеют и такой опыт" По контексту я понял, что речь идет о моих учениках в области арт-фехтования, но: я не преподаю артистическое фехтование. Я никак не могу назвать себя преподавателем артистического фехтования. Я даже не представляю себе, как это делать. На гарантированно высоком уровне могу проводить семинары на эту тему и не более.
avatar
Спасибо Сергей. Очень лаконичный ответ.
avatar
Ну что точно я вам скажу - после сцен (арт)фехтования намного легче фехтовать по-спортивному (или как это там называется), чем после спорт.фехтования - заниматься арт.фехтованием. Люди так по страшному тупят, что даже слабо верится,что человек несколько лет вообще шпагу в руке держал...
avatar
Адриана, а почему Вы решили что "после сцен (арт)фехтования намного легче фехтовать по-спортивному (или как это там называется)"?
avatar
Адриана, на самом деле при подобном "переходе" тупят все примерно одинаково - это уже от конкретного человека зависит :)
Если не было у сцен\арт-фехтовальщика чувство оружия, противника, дистанции, то и не появится оно моментально при переходе к фехтованию "по-спортивному" и т.п.
И если не было у спорт\ист\проф-фехтовальщика чувства формы, композиции, эстетики, то и оно моментально не появится и т.п.

Это очень сокращенный ответ, я просто не хочу разводить оффтоп :)
avatar
Ну не знаю, сценическое фехтование требует отдельного мастерства.
При наших попытках постановочного боя почти всегда случайно скатывались в настоящие удары. Причем на стандартной технике себя еще контролировали, а вот если клинок пошел случайно "гулять" , то всегда чрезмерно сильно. Сценическое фехтование, думается, отдельный комплекс навыков. И содержать у себя в голове такое количество идеомоторных ограничений и свобод нам пока не под силу. Потому если и делаем показательные выступления - то в полном защитном снаряжении.
avatar
"При наших попытках постановочного боя почти всегда случайно скатывались в настоящие удары." Игорь неужели Вам и Вашим партнерам так трудно договориться друг с другом?))))))))) Извините,что советую,но может стОит поставить перед собой задачу СОВМЕСТНЫМИ усилиями показать зрителям некое действо,а не пытаться доказать друг другу кто лучше фехтует?И если уж клинок пошел "случайно гулять"-лучше остановиться,подождать пока голова остынет и начать все сначала.Арт(сцен) фехтование это не соревнование(простите за каламбур),а общая работа перед началом которой следует забыть о собственных амбициях.На сцене не бывает победителей и побежденных.А если уж эмоции бегут впереди рассудка,то можно выступать в направлении "соло",там по крайней мере есть где "разгуляться" клинку без ущерба для окружающих))) Удачи Вам!!!
avatar
Прохор,абсолютно с вами согласен.наверное правильнее и точней про цель постановки поединка и не скажешь!)
avatar
Тут все зависит, какую задачу перед собой ставит постановочный бой. Мы ж не маленькие дети - доказывать друг другу кто лучше фехтует. Но и не профессиональные каскадеры без должной выучки изображать удар. С тяжелыми клинками тяжело изобразить "Замах на рубль - удар на копейку", а в полном комплекте доспехов и шлеме - тем более. Другими словами - не очень получается у нас изображать, получается бить в четверть силы при нормальной скорости. Получаются броски, удары конечностями всякие адаптированные куски из фехтбухов. А "гулять" клинок начинает, когда тебя подсечкой сбивают или латницей в шлем дадут. Вот тогда, сбитый с первоначальной траектории он и травмоопасен.
А задачей мы ставим правдоподобное(приукрашенное конечно) изображение поединка или массового побоища в 14 в. А там простите, воевали без пауз и сантиментов.
avatar
Игорь. У постановочного боя только одна задача!ее выше описал прохор.И главное-ты должен работать на партнера!А чтобы зритель увидел реальность поединка-вот это и есть огромный труд и актерское мастерство.Этим заниматься нужно плотно.Просто у вас другое направление. А в чем заключается правдоподобие у вас?) откуда такая информация что в 14в. так дрались? а в других веках раньше перекуры устраивали? просто иногда читаешь некоторые коменты о фильмах(исторических)и видишь много критики,что* в те времена так не дрались!*

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.