Саберфайтинг
Раз уж в одной из тем зашло активное обсуждение того, что же это такое.
Для начала оговорюсь, что я сама занимаюсь им более 5 лет, являюсь мастером (в спортивных терминах - тренером) Школы Саберфайтинга, и лично знакома с людьми, саберфайтинг создававшими.
Итак...
Начать придется с небольшого экскурса в историю. Начиная с 1977 года мир увидел Оригинальную Трилогию (так называют 4,5,6 эпизоды "Звездных войн"). Тогда о каком-то специфическом фехтовании в этих фильмах речь не шла. Только о специфическом оружии - Lightsaber.
Ситуация изменилась только с выходом 1 эпизода в 1999 г. Когда фанаты увидели поединки в нем - возникло само представление о том, что поединок "Звездных войн" - это нечто особенное. В 2000 году, в Москве фанаты "Звездных войн" стали готовить первую ролевую игру по ним. Возник вопрос, как моделировать мечи и поединки джедаев (ведь уже было понятно, то это нечто особенное!). Тогда была принята концепция разборного меча. Отдельно делалась рукоятка. Отдельно делался клинок. Клинок гуманизировался параллоном и раскрашивался. Сложнее было с поединком. Ведь он должен был быть длительным и красивым. Сразу скажу, то тогда эта идея реализована не была. Но после игры нашлось два энтузиаста (один из них как раз и разрабатывал изначальную идею), которые решили что джедайский поединок - вещь интересная сама по-себе и начали регулярно встречаться в парке. Основной идеей изначально было сделать такой поединок, чтобы два форсъюзера (фактически, сленговое слово, означающее джедая или сита, от "force user") встретившись на игре, могли показать длительный, красивый, динамичный поединок (а не убить друг друга с одного-двух ударов).
Ситуация осложнялась тем, что из двух энтузиастов только у одного был _небольшой_ опыт обращения с мечом (кен-до и ролевое фехтование). Зато в свет вышла игра Jedi Outсast, в которой у главного героя появился световой меч. Часть движений была взята из нее. Была разработана система, в коротой существовало несколько строго определенных ударов (наносящихся строго определенным образом), на которые ставились строго определенные блоки. Удары были максимально амплитудны, чтобы партнер мог успеть увидеть какой блок ставит, а зритель насладиться "шлейфом". При этом удары наносились достаточно быстро (несмотря на амплитудность) и в произвольной последовательности (что давало сражающимся ощущение реального поединка). Контратаки предусмотренны не были.
Теперь чуть-чуть отступлю от истории, и объясню термин "саберфайтинг". В том же Jedi Outсast один из файлов (не то с музыкой, не то библиотека програмная какая) имел название saberfighting. Слово понравилось и свое джедайско-ситское развлечение решили называть именно так, адаптировав его к русскому языку как "саберфайтинг". Сразу оговорюсь, что в английском языке этого термина нет. За рубежом есть люди, занимающиеся аналогичными вещами, но нет единого термина для боев на световых мечах. Часто называют "lightsaber combat" или "lightsaber choreoghraphy", иногда "lightsaber fighting". Можно встретить еще несколько вариантов. Но единого не существует. Наши украинские коллеги, а так же желающие отличиться личности, обычно говорят "сэйберфайтинг".
Термин "сабер" возник примерно тогда же. Но много позже выделилось понятие, что сабер - это эмитация светового меча. То есть у джедаев в фильме - не саберы, а световые мечи (только не называйте их лазерными!!!). А вот у актеров, их игравших - саберы. И у нас - саберы.
Для начала оговорюсь, что я сама занимаюсь им более 5 лет, являюсь мастером (в спортивных терминах - тренером) Школы Саберфайтинга, и лично знакома с людьми, саберфайтинг создававшими.
Итак...
Начать придется с небольшого экскурса в историю. Начиная с 1977 года мир увидел Оригинальную Трилогию (так называют 4,5,6 эпизоды "Звездных войн"). Тогда о каком-то специфическом фехтовании в этих фильмах речь не шла. Только о специфическом оружии - Lightsaber.
Ситуация изменилась только с выходом 1 эпизода в 1999 г. Когда фанаты увидели поединки в нем - возникло само представление о том, что поединок "Звездных войн" - это нечто особенное. В 2000 году, в Москве фанаты "Звездных войн" стали готовить первую ролевую игру по ним. Возник вопрос, как моделировать мечи и поединки джедаев (ведь уже было понятно, то это нечто особенное!). Тогда была принята концепция разборного меча. Отдельно делалась рукоятка. Отдельно делался клинок. Клинок гуманизировался параллоном и раскрашивался. Сложнее было с поединком. Ведь он должен был быть длительным и красивым. Сразу скажу, то тогда эта идея реализована не была. Но после игры нашлось два энтузиаста (один из них как раз и разрабатывал изначальную идею), которые решили что джедайский поединок - вещь интересная сама по-себе и начали регулярно встречаться в парке. Основной идеей изначально было сделать такой поединок, чтобы два форсъюзера (фактически, сленговое слово, означающее джедая или сита, от "force user") встретившись на игре, могли показать длительный, красивый, динамичный поединок (а не убить друг друга с одного-двух ударов).
Ситуация осложнялась тем, что из двух энтузиастов только у одного был _небольшой_ опыт обращения с мечом (кен-до и ролевое фехтование). Зато в свет вышла игра Jedi Outсast, в которой у главного героя появился световой меч. Часть движений была взята из нее. Была разработана система, в коротой существовало несколько строго определенных ударов (наносящихся строго определенным образом), на которые ставились строго определенные блоки. Удары были максимально амплитудны, чтобы партнер мог успеть увидеть какой блок ставит, а зритель насладиться "шлейфом". При этом удары наносились достаточно быстро (несмотря на амплитудность) и в произвольной последовательности (что давало сражающимся ощущение реального поединка). Контратаки предусмотренны не были.
Теперь чуть-чуть отступлю от истории, и объясню термин "саберфайтинг". В том же Jedi Outсast один из файлов (не то с музыкой, не то библиотека програмная какая) имел название saberfighting. Слово понравилось и свое джедайско-ситское развлечение решили называть именно так, адаптировав его к русскому языку как "саберфайтинг". Сразу оговорюсь, что в английском языке этого термина нет. За рубежом есть люди, занимающиеся аналогичными вещами, но нет единого термина для боев на световых мечах. Часто называют "lightsaber combat" или "lightsaber choreoghraphy", иногда "lightsaber fighting". Можно встретить еще несколько вариантов. Но единого не существует. Наши украинские коллеги, а так же желающие отличиться личности, обычно говорят "сэйберфайтинг".
Термин "сабер" возник примерно тогда же. Но много позже выделилось понятие, что сабер - это эмитация светового меча. То есть у джедаев в фильме - не саберы, а световые мечи (только не называйте их лазерными!!!). А вот у актеров, их игравших - саберы. И у нас - саберы.
Говоря о регионах нельзя отдельно не остановиться на Западно-Сибирской Академии Джедай. Академия содержит пять отделения - Томск (центральное), Новосибирск, Омск, Кемерово и Самара (ага, мне тоже смешно). Они официально зарегестрировались, имеют зал и даже тренерскую зарплату. Раз в год они проводит "Лайткон", посвященный исключительно саберфайтингу.
Чуть-чуть назад. Практически ровно 5 лет назад (в последнее воскресенье марта 2003 года) была образована Школа Саберфайтинга.
Одной из причин тогдашнего раскола, приведшего к образованию Школы и Явина - стало понимание, что изначальная техника (придуманная в 2000-2001 годах, не совсем соотвествует тому, что мы видим в фильме, тем более, что на тот момент еще и второй эпизод успел выйти). Явин пошел путем изменения уже имеющейся техники до чего-то более боевого. Школа Саберфайтинга ввела понятия "идеальная форма", под которой подразумевалась уже имеющаяся техника саберфайтинга, и "боевая форма", в которую вошли все последующие изыскания и разработки. "Боевая форма" сформировалась буквально только-только. Позавчера был выложен первый ролик, с демонстрацией. И только с февраля мы отказались от обучения "идеальной форме" новичков. Эти термины используются еще и в других группах, но, как правило, означают совсем другие техники. Пару лет назад появилось понятие "хореографии саберфайтинга", хотя постановочные бои к мероприятиям или для видео делали еще с 2001 года.
Поэтому рада представить, что в этом году мы проводим видео-соревнования по хореографии в стилистике Звездных Войн: http://www.competition.saberfighting.ru/
Здесь же есть наше представление о том, что же это такое:
Характерными особенностями хореографии в стилистике "Звездных войн" являются:
* Удержание оружия преимущественно двумя руками
* Преобладание в количественном отношении фехтовальных элементов над акробатическими и рукопашным боем
* Преобладание в количественном отношении рубящих движений над режущими и колющими, причем, режущие удары выполняются только непосредственно в тело, колющие – только в торс.
* Преобладание в количественном отношении относительно простых элементов над сложными
* Дистанция ведения боя – близкая и средняя
* Значительная временная протяженность боя
* Разработка и реализация четкой композиционной структуры поединка
* Наличие ударов и блоков, выполняемых на развороте
* Наличие блоков за спиной
* Наличие вращательных элементов в траектории движения клинка
* Передвижение, в основном, с чередованием ног, т.е. – постоянным переходом из правосторонней стройки в левостороннюю, и наоборот.
Ну и напоследок ряд ссылок по теме:
http://www.saberfighting.ru - Школа Саберфайтинга (здесь можно подробней узнать историю, изготовление мечей и вообще о нас)
http://www.fan.saberfighting.ru/map/index.htm - География саберфайтинга - по ней можно найти группы в разных городах.
http://sibjediacademy.narod.ru/ - Западно-Сибирская Академия Джедай
http://www.cold.saberfighting.ru/ - файт-фильм "Холод"
http://www.saberwars.com/ - американское объединение на ту же тему
http://vkontakte.ru/club2199879 - сообщество Школы Саберфайтинга вконтакте. Там есть ряд наших видео-роликов. В том числе можно увидеть, что такое идеальная форма, что такое боевая форма, и какие постановки мы делаем.
(Мастер Воронежской Академии Джайсараа)...
Как я уже писал, при создании филма, для схваток на световых саблях, было продумано около 15 (или меньше, точное количество не помню) различных техник. И за основу брались реальные стили фехтования.
Например: Граф Дуку - испанская школа(шпага)...
Использовали и кендо и многе другое. И часто можно было заметить посреди поединка откровенный уход в мензурное фехтование(в несколько переделанном варианте(чтобы по-киношному)).
То чем занимаются создатели данного обсуждения на самом деле весьма интересный вид ролевого артистического фехтования. К сожалению боевой ценности почти не несет: играет свою роль непосредственно артистичность и *киношность* действа.
Татьяна, что бы вы там про меня не писали, я прекрасно знаю о чем пишу, и да прибудет с тобой Сила.
Не очень понимаю фразу про некорректность термина. Это просто придуманный новый термин, имеющий русское и английское написание (да, их соотношение не совсем корректно по звучанию, но вполне допустимо традициями перевода... еще и не такие и не так переводят).
Термин lightsaber у Лукаса действительно не совсем корректен, если считать saber именно саблей в изогнутном понимании. Меня поправят присутствующие здесь специалисты, но в спортивном фехтовании тоже есть сабля и она прямая. Заметьте, это не light saber, а lightsaber, то есть НОВОЕ слово. Давайте мы еще "самокат" объявим некорректным словом, потому что сам он все-таки никуда не катится, пока мы толкаться не начинаем. Словообразования дословно не переводятся.
Иностранного слова saberfighting _не существует_. Поэтому о его правильном или неправильном переводе говорить не приходится.
А как вы русское слово "саберфайтинг" перевели мне вообще не понятно - оно и так по-русски ;)))
Сабер - уже вполне устоявшийся термин, означающий не саблю, а имитацию светового меча. Английского адекватного аналога не имеет. Да и саберов у них нет - они официальной продукцией пользуются... светящейся.
Говорят, когда Нику Гилларду (это постановщик боев в 1,2,3 эпизодах) рассказали про формы обращения со световым мечем - он очень удивился ;)))
Он придумал общий концепт и подгонял его под своих конкретных актеров (не профессиональных спортсменах, заметьте).
Несколько цитат просто из дополнительных материалов:
Ник Гиллард: Поединки в этом фильме должны были производить впечатление. Я хотел, чтобы после просмотра у вас создавалось впечатление, будто они выучили все стили фехтования, от шпаги до кендо. Вот этого мы и хотели....
...В поединках нет места для ошибки. Вы этого не заметите, ведь они такие быстрые, но если вы их замедлите. то увидите, что можно поставить блок только в этом месте и ударить только так. Движения такие естественные и такие правильные - кажется, что по-другому сделать просто не получится....
...Они как будто знают все существующие стили фехтования. Их стиль - это смесь кендо, боевого искусства самураев и других стилей боя, немного тенниса, немного рубки деревьев - все, где нужны взмахи...
*Сабер - уже вполне устоявшийся термин, означающий не саблю, а имитацию светового меча. Английского адекватного аналога не имеет.* Татьяна, смешно, наверное англоязычные страны говорят все же lightsaber.
сабля ж. - sabre; saber амер.
fighting - бой, сражение; драка, борьба; Дальнейшие комментарии нужны? Хотя бы немецкий язык вспомните, про те гигантские слова из маленьких слов, так англичане и американцы вполне используют такие конструкции! Далее *А как вы русское слово "саберфайтинг" перевели мне вообще не понятно - оно и так по-русски* Извиняюсь за грубость конечно, а каким местом это русское слово???
*Иностранного слова saberfighting _не существует_. * -так тем более смешно! Объяснение смотрите выше, существует и еще как... А то что вы назвали "русским словом" - всего лишь русское написание английского слова.
*Они называют себя саберфайтерами. От английского saberfighting — бой на мечах (саблях)* с сайта http://www.rambler.ru/srch?oe=1251&words=saberfi...:003BD57E#2...
Это было еще одно подтверждение моего перевода...
Поэтому, Татьяна, прекратите заявлять глупости, на досуге поизучайте языки, в том числе русский(тот в котором нет слова *саберфайтинг*)...
Я прекасно понимаю, что вам было неприятно, что кто-то оспорил то, что вам привычно и знакомо, но ваши контраргументы смешны и бездоказательны.(Если вы вдруг воспринимаете мои слова как оскорбления, то извините, не ищите в моей речи то, чего в ней нет(Еще большие извинения перед администрацией группы))
Слово "саберфайтинг" в русском языке уже существует. Потому что несколько тысяч человек его знают и подразумевают под ним приблизительно одно и то же.
В англоязычных странах нет понятия сабер, потому что нет саберов. У них есть "Force FX Lightsaber" - это официальные игрушки. Светящиеся.
А саберы не светятся. И саберы делают своими руками (в крайних случаях - заказывают по своим чертежам на заводе ;)) Поэтому сабер нельзя перевести на английский.
Вопросы перевода терминов Звездных войн уже не один год являются очень горячей и актуальной темой. Я могу до бесконечности перечислять спорные термины и имена. Так что давайте не будем об этом. К теме оно не относится.
Все-таки это группа фехтовальщиков, а не лингвистов, так что если у кого-то есть вопросы по содержанию (а не по термину), то я с удовольствием отвечу.
*В англоязычных странах нет понятия сабер, потому что нет саберов.* Какой ужас)))) В англоязычных странах нет понятия сабель, потому что нет сабель!!! ))))
На самом деле все понятно, и извиняюсь, что опять прикапываюсь к таким лингвистическим ляпам, а при подобном столкновении языков они неизбежны.
На самом деле весьма интересный вид ролевого-артичтического фехтования, но абсолютно непонятный для несмотревших Звездные Войны.
Татьяна L-Wing Нефедова - всячески поддерживаю!)))
*В англоязычных странах нет понятия сабер, потому что нет саберов. У них есть "Force FX Lightsaber" - это официальные игрушки. Светящиеся.
А саберы не светятся. И саберы делают своими руками (в крайних случаях - заказывают по своим чертежам на заводе ;)) Поэтому сабер нельзя перевести на английский.*
Сабер - это самостоятельнособранное личьное фехтовальное орудие (по типу рапиры с рукоядкой в стиле "модерн") принадлежащее определенному человеку! Пускай сказанно угловато, но смысл оно передает!...
Лишний раз убедился, насколько разнообразен мир фехтования...
Пусть расцветают 100 цветов.