Саберфайтинг
Раз уж в одной из тем зашло активное обсуждение того, что же это такое.
Для начала оговорюсь, что я сама занимаюсь им более 5 лет, являюсь мастером (в спортивных терминах - тренером) Школы Саберфайтинга, и лично знакома с людьми, саберфайтинг создававшими.
Итак...
Начать придется с небольшого экскурса в историю. Начиная с 1977 года мир увидел Оригинальную Трилогию (так называют 4,5,6 эпизоды "Звездных войн"). Тогда о каком-то специфическом фехтовании в этих фильмах речь не шла. Только о специфическом оружии - Lightsaber.
Ситуация изменилась только с выходом 1 эпизода в 1999 г. Когда фанаты увидели поединки в нем - возникло само представление о том, что поединок "Звездных войн" - это нечто особенное. В 2000 году, в Москве фанаты "Звездных войн" стали готовить первую ролевую игру по ним. Возник вопрос, как моделировать мечи и поединки джедаев (ведь уже было понятно, то это нечто особенное!). Тогда была принята концепция разборного меча. Отдельно делалась рукоятка. Отдельно делался клинок. Клинок гуманизировался параллоном и раскрашивался. Сложнее было с поединком. Ведь он должен был быть длительным и красивым. Сразу скажу, то тогда эта идея реализована не была. Но после игры нашлось два энтузиаста (один из них как раз и разрабатывал изначальную идею), которые решили что джедайский поединок - вещь интересная сама по-себе и начали регулярно встречаться в парке. Основной идеей изначально было сделать такой поединок, чтобы два форсъюзера (фактически, сленговое слово, означающее джедая или сита, от "force user") встретившись на игре, могли показать длительный, красивый, динамичный поединок (а не убить друг друга с одного-двух ударов).
Ситуация осложнялась тем, что из двух энтузиастов только у одного был _небольшой_ опыт обращения с мечом (кен-до и ролевое фехтование). Зато в свет вышла игра Jedi Outсast, в которой у главного героя появился световой меч. Часть движений была взята из нее. Была разработана система, в коротой существовало несколько строго определенных ударов (наносящихся строго определенным образом), на которые ставились строго определенные блоки. Удары были максимально амплитудны, чтобы партнер мог успеть увидеть какой блок ставит, а зритель насладиться "шлейфом". При этом удары наносились достаточно быстро (несмотря на амплитудность) и в произвольной последовательности (что давало сражающимся ощущение реального поединка). Контратаки предусмотренны не были.
Теперь чуть-чуть отступлю от истории, и объясню термин "саберфайтинг". В том же Jedi Outсast один из файлов (не то с музыкой, не то библиотека програмная какая) имел название saberfighting. Слово понравилось и свое джедайско-ситское развлечение решили называть именно так, адаптировав его к русскому языку как "саберфайтинг". Сразу оговорюсь, что в английском языке этого термина нет. За рубежом есть люди, занимающиеся аналогичными вещами, но нет единого термина для боев на световых мечах. Часто называют "lightsaber combat" или "lightsaber choreoghraphy", иногда "lightsaber fighting". Можно встретить еще несколько вариантов. Но единого не существует. Наши украинские коллеги, а так же желающие отличиться личности, обычно говорят "сэйберфайтинг".
Термин "сабер" возник примерно тогда же. Но много позже выделилось понятие, что сабер - это эмитация светового меча. То есть у джедаев в фильме - не саберы, а световые мечи (только не называйте их лазерными!!!). А вот у актеров, их игравших - саберы. И у нас - саберы.
Для начала оговорюсь, что я сама занимаюсь им более 5 лет, являюсь мастером (в спортивных терминах - тренером) Школы Саберфайтинга, и лично знакома с людьми, саберфайтинг создававшими.
Итак...
Начать придется с небольшого экскурса в историю. Начиная с 1977 года мир увидел Оригинальную Трилогию (так называют 4,5,6 эпизоды "Звездных войн"). Тогда о каком-то специфическом фехтовании в этих фильмах речь не шла. Только о специфическом оружии - Lightsaber.
Ситуация изменилась только с выходом 1 эпизода в 1999 г. Когда фанаты увидели поединки в нем - возникло само представление о том, что поединок "Звездных войн" - это нечто особенное. В 2000 году, в Москве фанаты "Звездных войн" стали готовить первую ролевую игру по ним. Возник вопрос, как моделировать мечи и поединки джедаев (ведь уже было понятно, то это нечто особенное!). Тогда была принята концепция разборного меча. Отдельно делалась рукоятка. Отдельно делался клинок. Клинок гуманизировался параллоном и раскрашивался. Сложнее было с поединком. Ведь он должен был быть длительным и красивым. Сразу скажу, то тогда эта идея реализована не была. Но после игры нашлось два энтузиаста (один из них как раз и разрабатывал изначальную идею), которые решили что джедайский поединок - вещь интересная сама по-себе и начали регулярно встречаться в парке. Основной идеей изначально было сделать такой поединок, чтобы два форсъюзера (фактически, сленговое слово, означающее джедая или сита, от "force user") встретившись на игре, могли показать длительный, красивый, динамичный поединок (а не убить друг друга с одного-двух ударов).
Ситуация осложнялась тем, что из двух энтузиастов только у одного был _небольшой_ опыт обращения с мечом (кен-до и ролевое фехтование). Зато в свет вышла игра Jedi Outсast, в которой у главного героя появился световой меч. Часть движений была взята из нее. Была разработана система, в коротой существовало несколько строго определенных ударов (наносящихся строго определенным образом), на которые ставились строго определенные блоки. Удары были максимально амплитудны, чтобы партнер мог успеть увидеть какой блок ставит, а зритель насладиться "шлейфом". При этом удары наносились достаточно быстро (несмотря на амплитудность) и в произвольной последовательности (что давало сражающимся ощущение реального поединка). Контратаки предусмотренны не были.
Теперь чуть-чуть отступлю от истории, и объясню термин "саберфайтинг". В том же Jedi Outсast один из файлов (не то с музыкой, не то библиотека програмная какая) имел название saberfighting. Слово понравилось и свое джедайско-ситское развлечение решили называть именно так, адаптировав его к русскому языку как "саберфайтинг". Сразу оговорюсь, что в английском языке этого термина нет. За рубежом есть люди, занимающиеся аналогичными вещами, но нет единого термина для боев на световых мечах. Часто называют "lightsaber combat" или "lightsaber choreoghraphy", иногда "lightsaber fighting". Можно встретить еще несколько вариантов. Но единого не существует. Наши украинские коллеги, а так же желающие отличиться личности, обычно говорят "сэйберфайтинг".
Термин "сабер" возник примерно тогда же. Но много позже выделилось понятие, что сабер - это эмитация светового меча. То есть у джедаев в фильме - не саберы, а световые мечи (только не называйте их лазерными!!!). А вот у актеров, их игравших - саберы. И у нас - саберы.
Еще один вопрос: Кто-нибудь пытался имитировать бой на ритуальных клинках Вуки??? А что, было бы интересно. И не забываем про кортозисные клинки(по З.В. кортозис - единственный металл способный выдержать соприкосновение со световой саблей)...
Никаких претензий к тому что, и тем более чем вы орудуете у меня нет и быть не может(сам люблю Звездные Войны), но не стоит забывать о истоках и истинных значениях тех терминов, которыми пользуешься, и уж тем более перевирать иностранные слова и заявлять, что аналогов в иностранных языках нет.
Да, неужели вы думаете, что *за бугром* не додумались до *самопальных* имитациях световой сабли???? Додумались, и задолго до вашего рождения!!!! Но они действительно предпочитают пользоваться официальной продукцией.
А что если какие-нибудь американцы посмотрят блин, "Ночной дозор" тот же , а? Вот, представим, что их порадовало, и они так же хотят как Городецкий или Завулон... и назовут они это гордым американским(!по вашей логике!) словом "MetcheMahanie \ LampaMahanie \ HrebtoMahanie* И их орудиями будут: *Metch*, *Lampa*, *Hrebet*, и они заявят, что в русском языке ДАЖЕ АНАЛОГОВ нет этим словам, а все потому, что у русских НЕТ metchey, hrebtov и lamp!!!! Вам смешно? Мне да))) Так вы примерно так и делаете))))
Грань мифа не перейдет, ведь вы сродни тем же толкиенистам (ага, вы Лукасисты))))) И действуете по идеалогиям ЗВ, не спорю это в легкую может помочь в жизни. Да и джедайскую идеалогию списывали с восточных философских течений...
И, кстати, не стоит переоценивать и приписывать кучу всего лишнего... Техника со световой саблей расчитана на зрелищность такую убийственную(люблю этот эпитет, но тут он не к месту, если честно) *киношность*, и техника эта была подогнана для актеров, не занимавшихся фехтованием. Но, я как уже понял большинство из *саберфайтеров* имеет и нормальное оружие и в меру своих знаний (или отсутствия таковых) пользуется и им.
P.S. Убедительная просьба не пытаться объяснить мне что такое *сабер*, прекрасно знаю, что это такое и как его готовить.
P.P.S. ... и да прибудет с вами Сила.
Нет, все-таки не большинство. На самом деле мало кто использует на тренировках еще и другие мечи.
А про мечи - с реальным оружием драйва больше. Я не агитирую, просто говорю, что применять стилистику ЗВ в поединках, к примеру на катанах, интересно... Согласен - не все применяют др. оружие, но и таковые есть...
Внешнюю мы наконец-то по крайней мере сформулировали (см. страницу про видео-соревнования).
Единообразной формулировки внутреннего (именно ЗВ, а не заимствованного 1 в 1 из других культур), я пока не встречала.
Если разбирать внимательно поединки в фильмах - реализма и боевой эффективности в них нет. Самый яркий пример - когда в третьем эпизоде Оби-Ван и Энакин стоя друг на против друга на близкой дистанции просто крутят мечи. Если детально разбирать, то таких моментов горааааааздо больше. Но именно это и делает ЗВ уникальным.
Выводы по стилю (наиболее вероятному) были такими.
- Нулевой вес светового клинка позволяет выполнять очень узкие и быстрые действия.
- Отсутствие нужды в лезвии позволяет рубить той частью, в которой у нормального клинка располагается плоскость
- Самое важное в этих выводах: главная сила Джедая (или Ситха) - в сверхреакции, основанной на предвидении (начиная с 4 эпизода на этом делается постоянный акцент). Так вот исходя из этого, побеждает тот, кто просчитал вероятность лучше (оказался лучшим пророком). Таким образом, поединок должен был строиться из 1 удара - стойка - включение меча - просчет вероятностей - удар победител в цель и проигравшего -мимо.Конец боя.
Что касается зрелищности - после набора опыта наслаждаешься не эффектно - показным приемом, а строгим, можно сказать, канонично выполненным боевым действием. Самая красивая схватка - та, в которой нет ни одного лишнего движения.
Что касательно реакции: она просто тренируеться) В спецназе есть такой тренажер, в котором человек вооружен, что то вроде видеописталета. Глаза завязываються. Напротив него есть два монитора (справа и слева), если он промахиваеться, он получает електро-шоковый удар...
Жестоко, но реакцию тренирует))) Мы немного изменили его, но суть осталась таже: надо угадывать удары... (Поверте - реакция оффигенно так развиваеться!)
Что касательно движений типа "ЗВ", то скажу, что эти удары эффектны, но не эффективны! Да, в некоторых других случаях они и смотряться и удобны, но это увы не всегда! Каждый использует мечь так, что бы ему было удобно и интересно... Некоторые и вовсе сводяться к простоте и эффетивности, некоторые к скорости и...эээ...своеобразности техники! Я не скажу, что ЗВшный махачь бессмыслен, просто он зделан на публику, но в разных случаях даже "винтовые" блоки - уместны)))
Светятся сэйберы, светятся. Правда, тускло, не то что буржуйские детища индустрии развлечений. В сумерках бой на этих штуках выглядит просто потрясающе. Глаз не успевает реагировать на обстановку, за сэйбером тянется шлейф света... Если движение неправильное, сразу видно.
Собирать такой сэйбер, ставить блок питания и прочее - вот где можно почувствовать себя джедаем :)
Мы с братом ночью в парке часто фехтовали(теперь реже... работа, работа и любимые жены))) редко проходящие люди шарахаются в стороны и порой издалека наблюдают. Темно, тусклый свет Луны, две шпаги и почти одно темное существо... невообразимая скорость блики на клинках при взмахе и освещенные искрами при касаниях шпаг деревья...
По этому сказать какой стиль - праотец - трудно!!! Очень конечьно напоминает сабельное фехтование (очень перетертое), или фехтование на рапирах (с др. набором ударов), но - хто его знает!
Спроси у Ника Гиллард!))) Ведь он создавал саберфайтинг на основе различьных боевых и фехтовальных школ!...
Так как они выбрали оружие ближнего боя, им придется научиться противостоять лучевому и лазерному оружию. Они как будто знают все существующие стили фехтования. Их стиль - это смесь кендо, боевого искусства самураев и других стилей боя, немного тенниса, немного рубки деревьев - все, где нужны взмахи. "
Дополнительные материалы к первому Эпизоду.
Но это все в случае, если вас интересует хореография Ника Гилларда. Как я уже упоминала выше, довольно мало кто ориентируется на внешнюю составляющую боя на световых мечах (что подразумевает анализ оригинальной _постановки_).
А насчет видео: камеры и опрератора нормального нет! А так с удовольчствием!))) Я за состязательность!)))
Про сложность, я говорила ровно в том же смысле. Сделайте достаточно крутую постановку - потом будем говорить. Это НИ ЧУТЬ не проще, чем свободный бой.
1. мне из Москвы это сложно сделать.
2. не очень поняла как на вопрос "что такое" можно отвечать "убедитесь".
Я спросила про определение. Что именно вы подразумеваете под "подлинной техникой". Может быть вы говорите о многовековых традициях использования конкретно этого оружия. Я и так соглашусь, что их нет ;) Зачем меня в чем-то дополнительно убеждать? ;))