Саберфайтинг
Раз уж в одной из тем зашло активное обсуждение того, что же это такое.
Для начала оговорюсь, что я сама занимаюсь им более 5 лет, являюсь мастером (в спортивных терминах - тренером) Школы Саберфайтинга, и лично знакома с людьми, саберфайтинг создававшими.
Итак...
Начать придется с небольшого экскурса в историю. Начиная с 1977 года мир увидел Оригинальную Трилогию (так называют 4,5,6 эпизоды "Звездных войн"). Тогда о каком-то специфическом фехтовании в этих фильмах речь не шла. Только о специфическом оружии - Lightsaber.
Ситуация изменилась только с выходом 1 эпизода в 1999 г. Когда фанаты увидели поединки в нем - возникло само представление о том, что поединок "Звездных войн" - это нечто особенное. В 2000 году, в Москве фанаты "Звездных войн" стали готовить первую ролевую игру по ним. Возник вопрос, как моделировать мечи и поединки джедаев (ведь уже было понятно, то это нечто особенное!). Тогда была принята концепция разборного меча. Отдельно делалась рукоятка. Отдельно делался клинок. Клинок гуманизировался параллоном и раскрашивался. Сложнее было с поединком. Ведь он должен был быть длительным и красивым. Сразу скажу, то тогда эта идея реализована не была. Но после игры нашлось два энтузиаста (один из них как раз и разрабатывал изначальную идею), которые решили что джедайский поединок - вещь интересная сама по-себе и начали регулярно встречаться в парке. Основной идеей изначально было сделать такой поединок, чтобы два форсъюзера (фактически, сленговое слово, означающее джедая или сита, от "force user") встретившись на игре, могли показать длительный, красивый, динамичный поединок (а не убить друг друга с одного-двух ударов).
Ситуация осложнялась тем, что из двух энтузиастов только у одного был _небольшой_ опыт обращения с мечом (кен-до и ролевое фехтование). Зато в свет вышла игра Jedi Outсast, в которой у главного героя появился световой меч. Часть движений была взята из нее. Была разработана система, в коротой существовало несколько строго определенных ударов (наносящихся строго определенным образом), на которые ставились строго определенные блоки. Удары были максимально амплитудны, чтобы партнер мог успеть увидеть какой блок ставит, а зритель насладиться "шлейфом". При этом удары наносились достаточно быстро (несмотря на амплитудность) и в произвольной последовательности (что давало сражающимся ощущение реального поединка). Контратаки предусмотренны не были.
Теперь чуть-чуть отступлю от истории, и объясню термин "саберфайтинг". В том же Jedi Outсast один из файлов (не то с музыкой, не то библиотека програмная какая) имел название saberfighting. Слово понравилось и свое джедайско-ситское развлечение решили называть именно так, адаптировав его к русскому языку как "саберфайтинг". Сразу оговорюсь, что в английском языке этого термина нет. За рубежом есть люди, занимающиеся аналогичными вещами, но нет единого термина для боев на световых мечах. Часто называют "lightsaber combat" или "lightsaber choreoghraphy", иногда "lightsaber fighting". Можно встретить еще несколько вариантов. Но единого не существует. Наши украинские коллеги, а так же желающие отличиться личности, обычно говорят "сэйберфайтинг".
Термин "сабер" возник примерно тогда же. Но много позже выделилось понятие, что сабер - это эмитация светового меча. То есть у джедаев в фильме - не саберы, а световые мечи (только не называйте их лазерными!!!). А вот у актеров, их игравших - саберы. И у нас - саберы.
Для начала оговорюсь, что я сама занимаюсь им более 5 лет, являюсь мастером (в спортивных терминах - тренером) Школы Саберфайтинга, и лично знакома с людьми, саберфайтинг создававшими.
Итак...
Начать придется с небольшого экскурса в историю. Начиная с 1977 года мир увидел Оригинальную Трилогию (так называют 4,5,6 эпизоды "Звездных войн"). Тогда о каком-то специфическом фехтовании в этих фильмах речь не шла. Только о специфическом оружии - Lightsaber.
Ситуация изменилась только с выходом 1 эпизода в 1999 г. Когда фанаты увидели поединки в нем - возникло само представление о том, что поединок "Звездных войн" - это нечто особенное. В 2000 году, в Москве фанаты "Звездных войн" стали готовить первую ролевую игру по ним. Возник вопрос, как моделировать мечи и поединки джедаев (ведь уже было понятно, то это нечто особенное!). Тогда была принята концепция разборного меча. Отдельно делалась рукоятка. Отдельно делался клинок. Клинок гуманизировался параллоном и раскрашивался. Сложнее было с поединком. Ведь он должен был быть длительным и красивым. Сразу скажу, то тогда эта идея реализована не была. Но после игры нашлось два энтузиаста (один из них как раз и разрабатывал изначальную идею), которые решили что джедайский поединок - вещь интересная сама по-себе и начали регулярно встречаться в парке. Основной идеей изначально было сделать такой поединок, чтобы два форсъюзера (фактически, сленговое слово, означающее джедая или сита, от "force user") встретившись на игре, могли показать длительный, красивый, динамичный поединок (а не убить друг друга с одного-двух ударов).
Ситуация осложнялась тем, что из двух энтузиастов только у одного был _небольшой_ опыт обращения с мечом (кен-до и ролевое фехтование). Зато в свет вышла игра Jedi Outсast, в которой у главного героя появился световой меч. Часть движений была взята из нее. Была разработана система, в коротой существовало несколько строго определенных ударов (наносящихся строго определенным образом), на которые ставились строго определенные блоки. Удары были максимально амплитудны, чтобы партнер мог успеть увидеть какой блок ставит, а зритель насладиться "шлейфом". При этом удары наносились достаточно быстро (несмотря на амплитудность) и в произвольной последовательности (что давало сражающимся ощущение реального поединка). Контратаки предусмотренны не были.
Теперь чуть-чуть отступлю от истории, и объясню термин "саберфайтинг". В том же Jedi Outсast один из файлов (не то с музыкой, не то библиотека програмная какая) имел название saberfighting. Слово понравилось и свое джедайско-ситское развлечение решили называть именно так, адаптировав его к русскому языку как "саберфайтинг". Сразу оговорюсь, что в английском языке этого термина нет. За рубежом есть люди, занимающиеся аналогичными вещами, но нет единого термина для боев на световых мечах. Часто называют "lightsaber combat" или "lightsaber choreoghraphy", иногда "lightsaber fighting". Можно встретить еще несколько вариантов. Но единого не существует. Наши украинские коллеги, а так же желающие отличиться личности, обычно говорят "сэйберфайтинг".
Термин "сабер" возник примерно тогда же. Но много позже выделилось понятие, что сабер - это эмитация светового меча. То есть у джедаев в фильме - не саберы, а световые мечи (только не называйте их лазерными!!!). А вот у актеров, их игравших - саберы. И у нас - саберы.
Истфехом я сам не занимаюсь. Всего лишь фехтовал с истфеховцами для тренировки и они мои друзья :)
Я не говорю, что массовый зритель всегда прав. Я говорю, что для того. чтобы произвести впечатление на массового зрителя и для того, чтобы произвести впечатление на специалиста - нужны абсолютно разные вещи.
(Я не о саберфайтинге, я о фильме).
Кстати, в этом основная проблема спортивного фехтования сейчас. Не-специлистам непонятно и не интересно.
это не более, чем ваше умозаключение
мы в общем-то интересуемся другими видами фехтования... очень радуемся, когда узнаем какие-то приемы, анализируем, что подходит, а что - совсем не то.
Собственно, иначе я бы тут с вами вообще не разговаривала ;)
Но "смотреть по сторонам" и брать что-то конкретное за базу - разные вещи. Очень забавно обсуждать поединки с представителями европейского фехтования и с представителями восточного. Они на одни и те же приемы называют совершенно разные "первоисточники" ;)
Поэтому с "потому что знаем что там откуда взялось на самом деле" тоже вопрос спорный. У человеческого тела совершенно определенный набор костей, мышц и суставов. Соединины они совершенно определенным образом. Что-то совсем оригинальное, чего за тысячелетия истории развития фехтования во всем мире, еще не пробовали, придумать мягко говоря сложно ;)
"не сложилось предпосылок пока для профессионализма". с этим соглашусь. Профессионализм так или иначе завязан на то, что это основной вид деятельности. А у нас всех работа-учеба.
ЗЫ. Лично мое мировоззрение мне вообще не позволяет заниматься агрессивными боевыми искусствами. А вот тяга к фехтовальной эстетике - есть.
Но это я за себя говорю. Почему другие люди предпочитают именно саберфайтинг - каждый может сказать только за себя сам.
Только в том случае имеет смысл переходная площадка если формирует правильные в своей основе, но несколько упрощенные навыки. Для этого площадка должна быть ступенькой освоения ПОЛНОЦЕННОГО боевого искусства. И по мне эта ступенька с САМОГО НАЧАЛА должна учить некоторым УНИВЕРСАЛЬНЫМ правильным вещам. Любой боец любого ЖИВОГО(прикладного в широком смысле слова) стиля боя, прошедший школу движения отличается особой динамикой движения. Несмотря на индивидуальные и стилистические отличия есть общие моменты, отличающие бойца от обычного человека. Именно потому в том числе, что как заметила Татьяна " у человеческого тела совершенно определенный набор костей, мышц и суставов".
Ты же сразу увидишь по движениям того кто занимается серьезно и умеет двигаться, уровень. Это первое что бросается в глаза. Ты же сам писал про "те движения которые создают общую боевую пластику в фехтовании и единоборствах" и "сутулых персонажей с пэтэушной походкой".
Андрей Sensey Шоркин
Вопрос, а чему вы учитесь на самом деле?
Наташа Da, боевым искусствам учусь (фехтование только один из разделов). У меня свой стиль. Но не гнушаюсь учиться у всех кого считаю специалистами. Ибо сам себя мастером не считаю и не называю, в отличие от некоторых джедаев.
Другое дело если, пусть и обладая поначалу кухонными навыками, человек начал заниматься боевым искусством и начал изменять кухонные стереотипы. Тут уже боевые навыки начинают постепенно влиять на обычную повседневную осанку и походку. Из птушника человек превращается в бойца, начинает совершенно по-другому двигаться.
Но это только если человек сразу закрепляет правильные навыки. Иначе, закрепляя неправильные автоматизмы, он преграждает себе путь к совершенствованию. Это как изначально хлипкий фундамент закладывать. Никогда на нем многоэтажку не построишь, только хибару.
Это же ОСНОВЫ. И об этом хорошо знают все спортсмены.
Кстати это одна из причин, почему в сложнокоординационных видах спорта обучение начинают с малолетства. Потому что потом "кухонные навыки" не дадут прыгнуть выше головы, стать чемпоионом.
Есть у меня в моей микроскопической тренерской практике пример уже.
Называется борьба с "фиксацией". Забитый (за время ролевой юности моего ученика) в "поединках" навык остановки оружия у тела противника, так, чтоб чуть-чуть больно было. Причем это не силуэтная фиксация, а просто зажим. Неважно, какой удар этот парень бил, в момент поражения цели его плечо, локоть и кисть сковывал буквально спазм.Спасибо опыту в театре, там есть еффективная методика борьбы с этой гадостью. Борьба все еще идет, спазм отступает медленно. Для сравнения - второй парень, который ничем не занимался, таких проблем не испытывает. Хотя и имеет намного меньший двигательный опыт.
Изобразить удар уметь нужно. В первую очередь преподавателю. Ученику, спортсмену, бойцу - незачем. Я вот умею. А ученик не умеет бить. Эту проблему и решаю.
Процитирую - "привычка бить по человеку не в полную силу, а останавливать удар является вредной"(с)
Да, является. Как и любая другая привычка. Например привычка лупить изо всех сил всегда. Любой фехтовальщик, любой, даже тот, чье основное занятие - имитировать фехтование - должен уметь сделать все всерьез. Проблема пустых ненаполненных движений, незавершенности и "кастрированности" многих действий -проблема отсутствия практики реальных действий. Или тренировки этих действий на худой конец.
Не умея сделать реальный удар - невозможно его и показать.
Теперь о практике. Я в любой момент могу одеть на себя и ученика необходимый доспех и отработать все в серьез. И это произойдет с ними так скоро, как только они научатся понимать то, что делают. И поверьте, худшим его врагом там, на ристалище станет привычка зажимать себе удар. Вот потом, когда он научиться правильно и чисто действовать, займемся вопросом умения показывать удары.
Как-то так.
Меня к сожалению, тому, что сейчас умею - так не учили. Часто просто получал звиздюлей и думал, что было не так.
А кого цитировали по поводу вредности привычки?
Первое - применю вполне профессионально, остальное - на уровне но без изысков.
Доспех могу любой, привычен носить от пурпуэна до лат. Поединки без доспехов на оружии 14 в. - самоубийство.
На данный момент начинаю пристальное знакомство с фехтованием ренесанса.
Убежден, что у фехтования есть общие принципы, но условия среды, мода и распространенность определенных типов боевого взаимодействия способны навязать некоторое специфическое видение фехтования. Зачастую трактуемое адептами как единственно верное и правильное.
Что песально...
Думаю, что в случае наличия доспеха и его отсутствие, отношение к фиксации удара в принципе кардинально противоположное. Поскольку в саберфайтинге доспеха нет, то привычку останавливать удар считаю не просто не вредной, но и необходимой. Просто из соображений техники безопасности.
Мне в целом кажется странным такой пристальный интерес к саберфайтингу у человека, привыкшего к тяжелому оружию. И уж тем более, оценка фантастического, легкого и быстрого боя на световых мечах, с позиций 14 века.
"условия среды, мода и распространенность определенных типов боевого взаимодействия способны навязать некоторое специфическое видение фехтования. Зачастую трактуемое адептами как единственно верное и правильное." это вы камень в огород свой и своих друзей кидаете. Саберфайтеры никому свою точку зрения не навязывают. В отличии от... ;)
Привычка останавливать удар к фехтованию никакого отношения не имеет, умение останавливать удар важно для преподавания фехтования или для показательных выступлений. Я об этом писал.
Остановленный удар ударом не является, следовательно имеет место быть изображение фехтования, а не оно само.
Зачем останавливать сабер? Это же тростинка, оденьте хоть минимальное защитное снаряжение!
Ах да, я же забыл, в СФ попадать по противнику нельзя, ведь так? Или можно, но только после 5 проворотов за спиной и с выражением неземной суровости на лице. Простите за ерничание, но хотели бы попадать - попадали бы, и о своей безопасности бы побеспокоились. Вон у классиков клинки гнутся, да и маски с колетами надеты, гарды и чашки у клинков есть.
Пристальный интерес к саберфайтингу возник потому, что по долгу службы(читайте как "ввиду условностей тренировки") 90 процентов времени, мы проводим с "саберами" в руках.
Пускай они и побрутальней и потяжелее, но сути не меняет - основной тренировочный снаряд у нас - гуманизированная круглая палка.
Причина - жалко снаряжение. Турнирные клинки быстро выводят из строя любые шлемы и доспехи. И сами ломаются.
Нууу... про быстрый бой вы загнули... Скорости у современных СФ-ров очень низкие. Другими словами - почти все СФ-ры двигаются мало что коряво, да еще и медленно. В чем причина - я так и не понял. Наверное ОФП надо поднимать.
По поводу последней цитаты - это камень во все огороды. Классики, ИФ-ки, СФ-ры, ножевики, тямбарщики,йайдовцы, нендошники, айкикенщики, спортсмены, АРМовцы - все грешат элитарностью и "единственно верным" пониманием.
Называть перфоманс по мотивам фехтовальной эстетики фехтованием - я считаю несерьезно.
И потому возникли вопросы.
Ваши гумманизированные круглые палки - не "саберы". Потому что сабер, это далеко не просто "гуманизированная круглая палка". Существуют ограничения по длине, весу и балансу. Как минимум.
И даже если вы возьмете в руке сабер, это не будет саберфайтингом. Вроде бы выше сошлись в точке зрения, что "катори-с-сабером - это катори-с-сабером, а не саберфайтинг".
На мой взгляд, почти все железячники двигаются тяжело и коряво. И что дальше? Перейдем на взаимные оскорбления?
Или хотябы будем спрашивать, сколько и как интенсивно, а так же где, занимается тот или иной представитель саберфайтеров, по которому вы судите.
Ну и про претензии на "элитарность" со стороны Саберфайтинга. Цитаты, пожалуйста? Хотябы того, что вы за подобные претензии приняли.
Заметьте, это не я пришла на вашу территорию, доказывать, что саберфайтинг круто, а то чем вы занимаетесь - отстой. Это вы пришли в тему саберфайтинга, доказывать, что вы лучше знаете, чем и как нам заниматься.
Мало их видели.
Шмелев, жжожь!