Давненько я не брал в руки шашки... рубящая техника
По результатам телефонных переговоров с Сергеем Мишеневым и Галиной Черновой достигнута предварительная договоренность о проведении двухдневного семинара по рубящей технике в С.Петербурге. Необходимое количество участников 15 человек, точная дата семинара и выбор оружия обсуждаются...
"Рубочное" - это я конечно загнул, точнее придумал. Как оружие предназначенное исключительно для рубки и не приспособленное для фехтования. Туда, можно определить и ятаганы, клычи, фальшионы, но-тати,ужасные идийские палаши с утолщением на конце клинка.
После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнет с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.С 8 лет каачонок учился владеть нагайкой.С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу).
С 8 лет главная роль принадлежала крестному. Именно он по большому счету обучал мальца казачьей науке. Но кровный отец был как бы руководителем этого процесса. Крестный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крестный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крестного, когда дело могло принять опасный оборот, а крестный не давал отцу жалеть сына.Условия пограничной службы и регулярных боевых стычек с горцами способствовали тому, что у кубанских казаков отдельные физические упражнения и народные игры постепенно превратились в средства военно-прикладной подготовки с элементами единоборств. Типичной в этом отношении является детская игра середины XIX века «черкесы», освоение приемов борьбы в которой происходило в ходе индивидуальных и групповых взаимодействий конфликтного характера с включением захватов и бросков. Б соревнованиях борцов важное значение придавалось проявлению быстроты и ловкости. «То нэ козак, шо поборов, а той, шо вывырнувся», -- говорит кубанская пословица. Широкое распространение в Кубанской области рукопашных состязаний и регулярное вовлечение в них значительного количества участников способствовало развитию у основной массы мужского казачьего населения высоких бойцовских качеств.
Ритуально-состязательной разновидностью традиционных казачьих единоборств был мужской обрядовый пляс, переходивший в бой на кулаках один на один («сам на сам»). Движения в плясе строго не регламентировались, по сути это была свободная импровизация в рамках традиции без строгих правил. . Главным в этом поединке была демонстрация окружающим своей жизненной силы, удали и молодечества.Значительное влияние в процессе военно-физической подготовки казаков уделялось владению холодным оружием: шашкой, кинжалом и нагайкой. Это было связано с тем, что горцы — соседи кубанских казаков, прекрасно владели этим оружием, и последние стали заимствовать более удобное холодное оружие. С середины XIX века у казака «кинжал стал азиатский с произвольной оправою, привешиваемой к поясу, а шашка — азиатского образца с произвольной отделкой». Смена оружия вынуждала казаков вводить в систему военно-прикладной подготовки новые элементы, позволяющие сформировать навыки уверенного владения шашкой и кинжалом.Весьма эффективным оружием в ближнем бою у казаков была нагайка — старинное казачье оружие (существует много примеров, когда казаки с помощью нагайки стаскивали с лошади и наносили серьезные ранения своим противникам). Уважительное отношение к этому виду оружия проявляется в казачьем фольклоре: «Казак без нагайки — что монах без молитвы», «Нагайкой владеешь — силу имеешь».
Владению шашкой, кинжалом, нагайкой казака обучали с детства. Постановка удара при рубке шашкой происходила с помощью специального комплекса тренировочных упражнений.
Почти все подготовительные упражнения были направлены на выработку у молодых казаков подвижности в кистевых, локтевых и плечевых суставах обеих рук. Одним из самых важных упражнений считалось круговое вращение шашки как согнутой в локте рукой, так и вытянутой вперед, что делало кисть сильной, подвижной и резкой.
Другое упражнение — вымахивание руки сверху вниз направо и налево с прохождением клинком полного круга в 360 градусов. Рука должна была быть совершенно прямой и только проходя мимо бока чуть-чуть уходить вправо или влево, чтобы в будущем не зацепить клинком круп или ухо лошади. При исполнении удара рука должна быть не зажатой, а свободной и широкой в амплитуде движения при максимально вложенной в нее силе. Самое главное — как в этом упражнении, так и в реальном бою — не грубая, «ломовая» физическая сила, а техничность — быстрота, резкость и точность нанесения удара. Основным показателем хор
Мне вот очень интересно, как бы выглядел казачий шашечный бой в парном исполнении. Была ли специфика? Из чего состояли техники. А то, что я знаю о казачьем бое - примерно тоже, что и про бой русских дружинников. Мол силу развивали, ловкость, старались делать так и так, и старшая дружина была и младшая итд.
Поймите, я не ерничаю, просто хочу увидеть и понять.
Вот Сергей может показать как выглядит поединок в классике, обьяснит специфику, стилистику. Андрей Сенсей может показать специфику работы в одной из школ фехтования, я там про истфех могу показать.Алексей Булавкин вообще разработал собственную манеру и стилистику, пускай по моему и спорную :) , но вполне узнаваемую. У всего что мы делаем, есть отличительные особенности, мы можем их обьяснить, показать разницу и причину этой разницы. Это касается конечно фехтования, а не воинских традиций . В этом смысле пример казачества хоть и спорный, но показательный.
Еще раз прошу простить за несколько невосторженный взгляд на казацкое фехтование. Я его пока не видел нигде. К сожалению. Может вы?
А люди, которые говорили что собирали казачьи традиции показвали с шашками такую хрень, что стыдно показывать.
И это в нормальной газете опубликовали!
Так что Михаил у нас занимается очень трудным, неоднозначным и слегка уже "подмоченым" (доморощеными специалистами) делом.
Мой респект!
http://vkontakte.ru/video7527169_76261934
правда без папах и шашек 8))
На страничке выложен ролик с французской саблей конца 19 -го века.
Как на ваш взгляд - соответствует ли скорость видео - реальной?
Еще есть вопрос про нанесение рубящего удара в выпаде и в сильном прогибе. Всегда думал, да и практика показывала, что для нанесения сильного и координированного рубящего удара относительно тяжелым инерционным оружием, к которому отношу и военную саблю, необходима определенная "заземленность" корпуса. Все эти игры центром тяжести над площадью опоры хороши для уколов и легкого оружия, А вот возможно ли нанести сильный рубящий удар таким образом?
У меня складывается впечатление, что манера работы статусным колющим оружием(шпагой) просто закрасила все в в свой цвет.
Или эти клинки очень легкие? Все равно мне кажется излишней эта "вытянутость" движений. Так можно дойти и до того, что и на кастетах такими-же движениями работать.
Сергей, то, что на видео, правильная работа саблей в классике?
"...для нанесения сильного и координированного рубящего удара относительно тяжелым инерционным оружием, к которому отношу и военную саблю..." абсолютно правильно думали! Только вот что там на ролике за сабли, я бы не взялся оценивать. Это во-первых. А во-вторых, этому периоду развития фехтования не свойственны удары максимальной силы. Как раз наоборот - предельно компактная техника, минимум размахов и самые, по возможности, тонкие мулинеты. Смысл происходящего - лучше ударить противника не слишком сильно, но с большей долей вероятности избежать его ударов.
Сверхсильные же удары остались в рубке (шашка).
А вот дойти до кастетов подобным образом, думаю, нельзя. Отличие, все таки в лезвие и острие, присутствующих на легкой сабле. И, возвращаясь к вопросу о силе: максимальной силы старались добиваться в рамках такой вот тонкой техники. За счет правильного пальцевого импульса (что, по большому счету и является техникой дуатэ, а вовсе не шевеление пальцами), и режущего акцента, который часто выполнялся, в отличие от тяжелого оружия, от себя. Что очень хорошо гармонирует именно с "вытянутостью"!
Вспомнился интересный момент из х/ф "Майор Шарп". Он там с одним графом на дуэль пошел. Тот с саблей, а майор со своим утилитарным палашом. Вот пока Шарп фехтовал он наполучал штук пять мелких ран, потом плюнул, выматерился по аглицки и просто пошел крушить используя вторую руку, борьбу, подсечки итд, т.е все, к чему он привык на войне. Получил еще одну легую рану и убил противника. Граф фехтовал весьма похоже на то, что на ролике. Кино конечно, но что-то в этом есть.
P.S. Сергей, у вас наверняка есть "Роб Рой", выложите отрывок с финальной дуэлью пожалуйста. Нигде найти не могу.
А вот по шашке пару слов могу добавить.
В начале 90-х я работал в конном цирке "Каскадер", под руководством Мухтарбека Кантемирова. Сначала в Питере, потом в Москве. Так вот именно Мухтарбек и учил нас управляться с этим оружием. Собственно - ничего особенного (этим шашка и хороша). Очень доступное оружие, каждый может при желании качественную рубку освоить. Грубо говоря - берешь и рубишь (это если не касаться силовой рубки, типа по глине). Некоторые спецзнания касаются только направлений ударов, которые действительно могут быть слегка специфичными.
Мухтарбек так же любил покрутить шашки, двумя одновременно. Но он подчеркивал, что это - лишь упражнение, не имеющее прямого отношения к какому-бы то ни было способу боя. На этом, кстати, настаивал и мой Чугунов. Несколько позже, я нашел доказательство этому в старинном учебнике для кавалерии. Там предельно ясно показаны основные удары шашкой, а заодно упомянуты и безостановочные вращения, известные сейчас как "восьмерки". Так вот о них сказано, что эти упражнения хороши для разминки кисти. И не более. И я с этим согласен.
Так что способ "ворваться в гущу врагов и крутить шашками" мне совсем не видится эффективным и реальным.
Ну и еще одна история: то-ли в конце 80-х то-ли в начале 90-х, мы с Чугуновым выступали на каком-то городском празднике. Ну, в конце Николай Владимирович всегда любил спуститься со сцены в народ и пообщаться там как следует. И вот кто-то из толпы (в казачьем, как полагается, костюме), попросил подержать в руках саблю. Подержал, деловито взмахнул пару раз, присвистнул молодецки и давай ею крутить! Тут Чугунов его с ходу и спрашивает: "А зачем это?"
Такого вопроса на очевидое (как казалось нашему герою) действо казак никак не ожидал. Даже дар речи на пару секунд потерял. "Для защиты!" - подсказал кто-то из толпы! "Как это для чего? - удивленно воскликнул тогда козак - для защиты!"
"Защищайтесь" - просто сказал Чугунов. Встал в боевую стойку, и, как только казак разогнал свой сверкающий круг, тупо ударил в тройку. С хорошим коротким выпаджом и отчетливым режущим акцентом.
Сабля казака со звоном упала на землю...
Знаменитая "веерная защита" %))
Главный принцип "идешь крутишь - а противник такой весь испугался и не знает что делать... Стоит и смотрит на мельтяшение! Главно чтобы попался новичек, который тока книжжжки читал псевдоисторические где про эту мегазащиту написано"