Давненько я не брал в руки шашки... рубящая техника
По результатам телефонных переговоров с Сергеем Мишеневым и Галиной Черновой достигнута предварительная договоренность о проведении двухдневного семинара по рубящей технике в С.Петербурге. Необходимое количество участников 15 человек, точная дата семинара и выбор оружия обсуждаются...
Подобных путаниц в оружиеведении много. Взять хотя бы шпагу и рапиру. По ним вообще впору отдельную тему для обсуждений "что есть что" создавать!
Перекладывая на кино, дуэль миньенов и анжуйцев - шпаги (длинные мечи) , а капитан Алатристе - рапиры, бретты?
Вот оцените ребята из Адыгеи ссылку дали.И антураж наш кавказкий.
А моно сылку уточнить?
или в поисковике набери
Адыгэ Сэшхуэ / Черкесская Шашка / Circassian Cavalry Sword
Но есть интересный вопрос, то "йайдзюцу", которое показывают на видео - родное? Именно такую стилистику и форму использовали адыги в 18-19 вв? Просто очень интересно.
На видео можно наблюдать некое закрепощение(сознательное или нет?) корпуса и характерную доработку удара - точь в точь прям как у японцев. Или человек на видео долго занимался кендзюцу и тамэсигири - или фехтование на этих территориях пошло параллельными курсами.
Кавказская шашка - чем вам не поздняя катана? И носится кромкой вверх :)
Действительно ЗДОРОВО
Если подтвердится, что если это исконная техника - японцам придется сильно потеснится со своим иайдо.
Но даже если это "импровизация на тему японских хитростей" - все равно замечательно работают!
Зато,вот что выяснил.
Грузинские шашки отличаются орнаментом из крупных стеблей с цветами и листьями, выполненным гравировкой с чернью и позолотой. Их ножны обтягивались шагреневой кожей и оснащались специальной сафьяновой «юбкой», предохра¬нявшей от трения об седло и стремена;
Армянские шашки отличает сплошной мелкий растительный орнамент, выполненный насечкой. Устье и наконечники ножен имеют, как и кинжалы, треугольные выступы;
Азербайджанские шашки украшены элементами местного растительно-цветочного и мусульманского орнамента;
Кокандские шашки XIX века отличаются украшением ножен из бирюзы и серебра с чернью и позолотой, густым цветочным гравированием на левой парадной стороне. Рукоять состоит из двух кусков белой
Выяснил,что тест рубки прута почему-то очень расспрастранен среди горцев,а рубка воды больше у казаков.К тому же узнал,как различаются по вложению шашки,также рассказали и показали знаменитые клейменые серии шашек.
Гурда и волчек.
.Согласно известной легенде слово "гурда" - как "смотри" переводится из всех кавказских языков только с чеченского. На осетинском "ахшаргард" мечь героя, сабля. Я так думаю что Генуя скопировала это клеймо с индийских тальваров с булатными и дамасскими клинками, где "челюсти" - "гурда" нередко встречаются Популярность этого клейма была такова, что оно стало как знак качества изделия. Истоки "горда" надо, наверное, искать в Осетии/Черкесии, а не в Чечне.
Общая характеристика черкесских шашек XVIII – XIX – начала XX веков.
Небольшой изгиб клинков.
Средняя длина длинна клинков 72 – 78 см.
Средняя ширина клинков у пятки 3 см 3 мм или 3 см 5 мм.
Средняя толщина клинков у пятки 6 – 7 мм, а на боевом конце 3 мм
Знак челюстей начался в Генуе, спору об этом не должно быть. Индия и весь Ближний/Средний Восток его копировали. Но вот почему именно он стал аналогом "горды" на Кавказе, это интересная проблема. Согласно известной легенде слово "гурда" - как "смотри" переводится из всех кавказских языков только с чеченского. На осетинском "ахшаргард" мечь героя, сабля. Я так думаю что Генуя скопировала это клеймо с индийских тальваров с булатными и дамасскими клинками, где "челюсти" - "гурда" нередко встречаются..Большой популярностью в Чечне пользовались клинки с клеймом «гурда». Этимология слова не ясна. Существует несколько его толкований.
1 версия: Рассказывают, что один мастер, достигший чрезвычайным трудом и усилиями хорошей выделки этих чудесных клинков, встретил себе соперника в лице другого мастера, старавшегося всячески подорвать его репутацию. Произошла ссора, и первый, желая доказать преимущество своего железа, с криком “гурда” – (смотри) – одним ударом перерубил пополам и клинок и самого соперника. Имя этого мастера изгладилось из народной памяти, но его восклицание так и осталось за его клинками.
2 версия: Та же самая легенда, только с некоторыми прибавлениями. При споре двух оружейников, чьи клинки лучше, один в доказательство превосходства своего клинка разрубил пополам барана, но второй не признал его победы. Тогда взбешенный первый оружейник с криком “гур-да”, то есть “смотри”, перерубил своего соперника и его шашку пополам. Он навлек на себя кровную месть со стороны родственников убитого, но народное собрание, чтобы сохранить жизнь такого оружейника, добилось примирения сторон, обязав мастера выковать каждому кровнику по клинку. Мастер к своему старому клейму – челюсти (символ того, что его клинок перерубают железо, как зубы перегрызают кость) прибавил точки, то есть капельки крови, в знак того, что клинки послужили выкупом за кровь – (стр.143 Э.Г. Аствацатурян С-Пб 2004г).
3 версия: По-чеченски это слово произносится «горда» и означает «владеющий силой», «властитель мощи» - это было прозвище очень знаменитого мастера, п
3 версия: По-чеченски это слово произносится «горда» и означает «владеющий силой», «властитель мощи» - это было прозвище очень знаменитого мастера, проживавшего некогда в селении Айт-Кхаллой. Этот мастер строго хранил свои секреты. Перед ковкой и закалкой клинка он молился в мечети, а затем надолго уходил в горы. Упадок оружейного производства в селении Айт-Кхаллой был связан с военными действиями 1840-1845 годов, когда после очередного уничтожения села, часть жителей погибла, а часть переселилась в Малые Атаги. Возможно, погиб и знаменитый мастер – (стр.65, 66 И.А.Асхабов).
4 версия: Слово «горда» произошло от названия чеченского тейпа Гордали из селения Гордали, известного производством холодного оружия и стальных напильников с бугорками зубьев, которые назывались «гордаз». Жители считают, что последний знаменитый мастер по имени Горда жил в XVIII веке. С его внезапной смертью были утрачены секреты изготовления «горды» - так называлась и шашка. У гордалинцев бытует также мнение, что основой клейма «гурда» являются не челюсти, а зубья капкана. По-чеченски слово «гур» означает капкан, а «гур-да» - владелец капкана. Считается, что клеймо – зубья имело внешнюю изогнутость, схожую с формой укуса. С появлением на Кавказе генуэзских клейм, зубья были заменены генуэзской гурдой – челюстями. – (стр.66-69 И.А.Асхабов).
«…У тебя нет крыльев Эль-Мурза, чтобы взлететь на небо,
Нет и когтей, чтобы уйти под землю.
Крылья мои - мое крымское ружье,
А мои когти - моя шашка Терс-маймал…»
(Песня Эль-мурзы, окруженного врагами. Начало XIX века.)
…А.П. Ипполитов, прослуживший в Чечне (в Аргунском округе) много лет, в 1868 г. писал: «Клинки с изображением на них двух волчьих голов... называются чеченцами терсмеймуль и почитаются за самые лучшие и ценные».
Упоминание о шашках Терс-маймал мы находим и в работе царского офицера, чеченца Умалата Лаудаева, который в 1872 году отмечал: «...Лучшими шашками считаются те, которые имеют на клинке изображение зверя; неизвестно почему, чеченцы спознали в этом изображении обезьяну, по чеченски «маймун», и назвали шашку: «терс-маймун». Русские это изображение признали за волка и называют такую шашку - «волчок»»…
…Есть различные мнения, объясняющие термин Терс-маймал. Одни полагают, что Терс-маймал означает «ревущая обезьяна» (чеч. «терс» - рев; «маймал» - обезьяна). Однако мнение А.С. Сулейманова — краеведа, историка, поэта, посвятившего десятки лет топонимике Чечено-Ингушетии, расходится с мнением ряда ученых. Он считает: «Терс-маймал - клинок особой закалки и особой стали. В основу названия легло арабское «турс» - щит, «маймун» - меч...».
Клинкам Терс-маймал была присуща легкость, гибкость, значительная часть их складывалась в кольцо. Им был свойственен особый звон, свист, которые они издавали при сильных взмахах, в сражениях и сравниваемый в народе с ревом обезьяны. Проворство, ловкость обезьяны, ее пронзительный крик, способный влиять на психику, послужили, по мнению многих краеведов, поводом для оригинального названия клинка.
В своей работе «Кавказская война» в разделе «Несколько слов о холодном оружии» В.А. Потто… отмечает: «Эти клинки, высоко ценимые на Кавказе, чаще попадаются в Чечне... Неизвестно почему чеченцы опознали в этом зверьке обезьяну – «маймун», отчего произошло у них и самое название клинков».
Изображение волка встречается и на изделиях европейских оружейников. Среди них первыми его употребили мастера немецкого города Пассау в XIV веке - изображение было заимствовано из городского герба. Бегущий волк выполнялся глубокой инкрустацией медной проволочкой. Клинки пользовались большим спросом. Эти же клинки на Кавказ могли проникнуть в XIV-XV веках…
В XVI-XVII веках появились подражания пассауским волчкам на изделиях мастеров города Золингена. Здесь изображения волка делались гравировкой, без инкрустации. В ХIХ в. золингенские «волчки» появились и на Кавказе, пользовались большим спросом у горцев…
Чеченские «волчки» Терс-маймал и сходны с золингенскими, и отличаются от них. Волк на чеченских клинках имеет не открытую, а закрытую пасть, кроме того, по обеим его сторонам расположены розетки с крестом внутри, так называемые «пчелы».
Попавшие на Кавказ западные клинки с изображением волка могли понравиться чеченцам, и их мастера стали наносить на свои изделия изображение волка, приближенное к золингенскому и вместе с тем отличающееся от него (закрытая пасть, «пчелы»), сохранив при этом старое, популярное в народе и широко известное на Кавказе название - Терс-маймал. Рисунок волка в разные времена мог видоизменяться, в чем нас убеждает их разнообразие на кавказских клинках.
По словам потомков оружейных династий, некоторые шашки Терс-маймал не имели рисунка волка из-за запрета в мусульманской религии изображать живые существа
Калдам является очень древним видом длинноклинкового оружия вайнахов. К сожалению, сведений об этом древнем и уникальном виде оружия вайнахов очень мало.
Известно, что калдам имел широкий и прямой клинок, как у меча. Наибольшее сходство он имел с однолезвийным палашом. В настоящее время у чеченцев палаш встречается редко. На клинках чеченских палашей бывает два-три дола с каждой стороны и маленький равноконечный крест. Иногда встречаются клинки с клеймом «гурда». Однако крестовины у чеченских палашей зачастую отсутствуют, что можно отнести к веянию моды с появлением шашки.
По поводу калдама И.А.Асхабов замечает, что "Встречи и беседы со стариками, опрос краеведов и потомков оржейных мастеров позволяет с уверенностью сказать, что палаш Ниса-Тур (прямая шашка) – известное ныне название и есть калдам, имеющий очень глубокие корни. Его больше связывают с высокогорными обществами Шатой, Майсты, Шарой, Малхесты, то есть с высокогорными чеченцами, соседями хевсуров (Грузия). Считается, что на этих клинках ранее было лишь изображение равноконечного креста, и только в последствии стали дополнительно наносить изображения волка или клейма «челюсти», соответственное гурде. Кресты, соответствующие крестам на клинках калдама, встречаются на древних башнях чеченцев и ингушей" – (стр.76, 77 И.А.Асхабов).
Калдам Ниса-Тур дошел до нас как один из типов раннего оружия чеченцев и ингушей домусульманского периода.
Особенно кадлам интересует
А работа кадламом отличается от работы шашкой?
В ближайшие дни будет официальный отчет.
Капля камень долбит. В правоте этой незатейливой истины я в очередной раз убедился во время проведения третьего фехтовального семинара в Эстонии, который состоялся 11 – 12 апреля сего года. Группа бойцов, еще совсем недавно смутно представлявшая «за какой конец держать оружие», в этот раз смотрелась уже вполне подготовленным фехтовальным коллективом, с приличной технической базой, стойкими навыками фехтовальной тактики и весьма правильными представлениями о теории. А ведь все начиналось с самого простого…
Первый семинар, проведенный нашей школой в Таллинне, был посвящен казачьей шашке и технике рубке. За четыре занятия, мы рассмотрели все виды рубящих и режущих ударов, прошлись, для общего развития по техникам сабли и меча, научились включать вес тела, ноги, скручивания и тому подобные атлетические составляющие «тяжелых» техник оружия.
К началу второго семинара, группа уже вполне уверенно ориентировалась в рубке, а из области теории лучшие из наших бойцов запросто щеголяли базовой фехтовальной нумерологией. Поэтому очередной блок из четырех занятий мы строили на базе довольно крепкого фундамента знаний и навыков наших подопечных. Основными видами оружия, в этот раз, стали штык и классический эспадрон. Идея этого оружейного дуэта пришла из старых спортивных традиций Советского Союза, когда уважающий себя фехтовальщик на клинковом оружии, обязательно еще практиковался на винтовке со штыком. И, хотя техника штыка вызвала у эстонской группы заметные трудности, бойцы упорно прошли весь базовый курс – от специальных, давно забытых упражнений, до набора из четырех защитных позиций.
А в практике эспадрона, наших студентов ждал сюрприз: настоящие бои с преподавателем. И хотя 70 минут боев (семь человек по десять минут с каждым) для меня оказались весьма тяжелой задачей, пришлось отстоять!
Зато, после нашего отъезда, Таллинн охватила настоящая «фехтовальная лихорадка». Бойцы группы не просто начали регулярно фехтовать друг с другом, а еще и подключили друзей и коллег к этому увлекательному занятию!
Апофеозом же стала самая настоящая спортивная дуэль, когда один из вновь привлеченных, вызвал на поединок своего начальника (нашего студента) за то, что тот забыл ему выдать аванс!
То есть, к третьему семинару, мы приехали уже во вполне фехтующий город, требовавший все больше знаний и практики.
На этот раз, темой нашего семинара стала французская трость. И все четыре занятия, мы осваивали базовые удары и защиты, оба направления спецтехники и артистические элементы трости. Одновременно с этим, каждый раз, проходили теоретические занятия. Уже вполне подкованные студенты, требовали все более глубоких знаний и секретной, по возможности, информации. Поэтому в этот раз, мы раскрыли все уровни нумерологии классического фехтования (вместе с ее исторической подоплекой) и – самое ценное – пирамиду Плутарха.
Теперь, эстонская группа бойцов системщиков осталась осваивать новый материал до конца лета. Учитывая активность этих ребят, не исключаю, что к следующему нашему приезду, вся мужская половина Таллинна будет ходить по улицам с тросточками.
29 апреля, в спортивном комплексе СКА (Зимний стадион), Сергей Мишенев проведет мастеркласс по фехтованию на тяжелом оружии.
Стоимость участия - 500 рублей.
Записываться "в личке".
Лично по моему мнению, долее-менее реальные скорости с таким подходом невозможны. Объяснять и на ходу изменять углы и рычаги, делая огромное количество скоординированных движений можно только медленно. Стоит скорости вырасти - сразу появится баллистика, и все, конец изменяющимся углам и сложным рычагам. Может это и не так?
Рекомендую Вам не злоупотереблять рекламой посторонних организаций. А заодно - фильтровать призывы по перемещению участников группы на другие ресурсы в других темах наших обсуждений.
P. S. А академиков здесь своих хватает.