ТАК ОТ ЧЕГО ЖЕ ЗАВИСИТ ПРОВОДИМОСТЬ И ПОЧЕМУ ОНА ИСЧЕЗАЕТ? Виктория Романова

Остальные виды спорта
Остальные виды спорта: ТАК ОТ ЧЕГО ЖЕ ЗАВИСИТ ПРОВОДИМОСТЬ И ПОЧЕМУ ОНА ИСЧЕЗАЕТ   Виктория РомановаЭтот вопрос задает не только Нара. Многие вообще, глядя на лошадь, эту самую проводимость ни увидеть, ни ухватить не могут.
Где ее искать?.
Все совсем просто. Искать проводимость нужно в законах физики-разделе механика. А раз лошадь для движения пользуестся расщеплением биологических макроэнергетических связей АТФ, то соответственно в биомеханике.
Принцип движения лошади, образно сказать - задний привод. Т.е. движение через мышечную систему начинается от задних ног, проводится через позвоночник ( в машине через крутящий момент распределительного вала) к движению передних ног. Импульс движению задает центральная и переферическая нервная система. Так называемый "мышечный круг" лошади без всадника обеспечивает ей активное и ритмично сбалансированное движение.Красотой свобдного бега мы не устаем любоваться.
Но вот на лошадь сел всадник и картина изменилась. Не всегда сразу, но постепенно, чаще всего, исчезает и импульс и проводимость. Лошадь, как говориться, начинает "бежать ногами". Вскоре появляются проблемы со спиной. Зовем врача и начинаем лечить.
Почему так происходит? Да потому, что всадник на лошади тоже должен ПРОВОДИТЬ ЧЕРЕЗ СЕБЯ движение лошади. Необходимо встроиться в "мышечный круг" и через свою спину, через руки, через контакт с поводом передать импульс движения к зарождающемуся новому движению задних ног лошади.
Вот мой личный совет тренера из многолетней практики (прошу не обижаться!) : Если у лошади появилась, на ваш взгляд, проблема - найдите ее сначала в себе! Возможно тогда не нужно будет исправлять лошадь.
280 комментариев
avatar
Статья то реально хорошая, но сумбурная...
Отсюда глоточек... Оттуда глоточек...
Все правильно, но системы в мыслях автора как то не прослеживается!
А главное отсутствует конечный вывод!
Ну а если все же кто-то их прочитавших понял, что такое "проводимость", напишите - что это за феномен такой? Своими словами... Без высоких слов о высшей роли позвоночника и периферической нервной системы... Дедушки этих понятий не знали, а ведь термин этот от них пришел... А ведь они прекрасно понимали, кто кого ведет, и кто что должен проводить...
Слабо?
А попробуйте...
Своим языком и без высоких фраз... Как дедушки...
Может и поймем за что оценки ставятся в протоколах по выездке за проводимость?
avatar
Ну ты, как всегда!!! Призываешь развести новую демагогию с нулевым результатом.
avatar
На каждую демагогию найдется другая демагогия! ;)))

Описываю проводимость, как ее понимаю я.
Проводимость, это способность лошади по первому желанию всадника менять свой баланс растягиваясь или сокращаясь , сохраняя легкий (один и тот же ) контакт с поводом, без напряжения, работая спиной. При этом лошадь не теряет ритм.
По ощущениям:
Начинаю поднимать лошадь в рысь, оставаясь сзади под долгим шенкелем и чувствую, как лошадь заполняет шеей повод очень легко вытягивая мою руку в локте вперед. Вытянув до определенного положения мою руку, лошадь как бы мягко натыкаясь на повод перестает вытягиваться дальше, подводя заднюю ногу под живот. Появляется толчок, который прекрасно чувствуется седалищем. За седалищем идет легкая волна по моей спине. Затем идет другая диагональ ног лошади. Лошадь, чтобы двигаться вперед, опять мягко вытягивает мои руки, опять натыкается на повод, опять идет толчок. Таким образом, движение идет волной, главное - попасть в резонанс с этой волной. Тогда начинаешь ощущать рысь, как очень широкий пассаж. Если сидеть с зажатой посадкой, то лошадь не заполняет шеей повод и не делает легкий рывок спиной в движении.
Еще мне почему-то хочется сравнить ощущение проводимости с какой-то системой противовесов. (интуитивно) Как будто голова лошади, это гиря, которая через некий блок падает под своей же тяжестью. Я сижу на скамейке и удерживаю веревками эту гирю. .Но мне легко из-за блока удерживать эту тяжесть, я чувствую силу тяжести, но для меня она легковесна. Через тот же блок я могу легко поднять эту гирю вверх, не напрягаясь , но все равно, чувствую стремление этой гири уйти вниз. Когда я натягиваю веревки, поднимая гирю, задняя часть моей скамейки опускается вниз, передняя приподнимается. Все это происходит очень плавно, без рывков.
По аналогии: гиря- голова и шея лошади, которая стремиться все время уйти вперед-вниз. В любой момент. Но очень легко. (Это нужно уметь чувствовать) В любой момент могу эту голову с шеей приподнять, колебания спины усилятся, усилится толчок задних ног, ритм останется. Если бы меня спросили, на что нужно смотреть, оценивая проводимость, я бы ответила - на способность лошади к вытяжению и сжатию с одинаковым очень легким упором в повод без потери равновесия и импульса.
avatar
"- способность лошади менять свой баланс растягиваясь или сокращаясь". Т.е. получается в езде, в которой лошадь не обладает гибкостью, чтобы растягиваться и сокращаться по требованию всадника, отсутствует проводимость? И еще я всегда думала, что баланс, он один. И его либо достигают и сохраняют в езде, либо нет. А тут получается, его можно менять, один на другой (и я так поняла без ущерба для езды).
avatar
Во время всей езды лошадь сжимается и разжимается в передне-заднем направлении. Есть разные степени сбора. Например, на пиаффе лошадь сжата и держит баланс на заду. На принимании у лошади уже среднее равновесие, зад не настолько подведен. На прибавке лошадь еще более растянута, хотя и до определенной степени. Плюс ко всему, еще существует масса переходов и полуодержек, где лошадь сжимается или растягивается. Именно про такие сдвиги центра веса лошади я и говорила. При таких сдвигах центра веса лошадь должна сохранять общее равновесие (и передне-заднее и боковое), ее не должно болтать из стороны в сторону, она должна быть распрямлена и не должна выдирать нос, не должен гаситься импульс. В этом смысле лошадь должна быть полностью сбалансирована, должна сокращаться за счет подведения зада, а не ложиться на руку.
Если у лошади нет гибкости и ловкости в движении, у нее нет проводимости. Если у всадника нет равновесия и гибкости в движении, то какая бы у него гибкая, уравновешенная лошадь не была, проводимости тоже нет, т.к. лошадь зажимает спину, а от этого не способна к вытяжению при работе спиной!
avatar
И еще я всегда думала, что баланс, он один.

Задачи разные,требуют разного положения тела.
avatar
Разное положение тела - это не разный баланс. Трактовка Натальи многовариантности баланса, как смещения цетра тяжести во время езды здесь более логична. В первом абзаце рядом с "импульсом" поставила бы еще фразу "и сохранение равномерности движения".
хотя все же мое представление такое, что баланс, он один - на заду, в горку (это требование справедливо после того, как лошадь отъездила по молодым) плюс, конечно же, боковое равновесие. И вся сложность состоит в том, что не потерять его на переходах/полуодержках/поворотах и любых элементах, сохраняя при этом импульс, равномерность и прочее, как положено.
но если молодая лошадь не собирается, так как взрослая, не посажена на зад (но, естественно, она остается сбалансированной до необходимого для нее уровня), не может сокращаться и расширяться (н-р, не делает вольт меньше 10-12-15 м.), это не значит, что на этой лошади невозможно едить с проводимостью.
про всадника без равновесия и гибкости согласна.
avatar
/ Разное положение тела - это не разный баланс. Трактовка Натальи многовариантности баланса, как смещения цетра тяжести во время езды здесь более логична. /

Так центр тяжести и смещается за счет разного положения тела в пространстве в движении и за счет разной осанки.

/ В первом абзаце рядом с "импульсом" поставила бы еще фразу "и сохранение равномерности движения"./

Сохранение равномерности движения называется ритмом. Я про него писала.

/ мое представление такое, что баланс, он один - на заду, в горку (это требование справедливо после того, как лошадь отъездила по молодым) плюс, конечно же, боковое равновесие. /

Баланс один, он на заду. Но баланс на заду может быть разным. Можно бежать в крутую горку, можно в пологую. И еще бесконечное кол-во степеней между ними.
Молодая лошадь не собирается как взрослая. Тем не менее, она бегает в сборе. Молодая лошадь вполне может бегать с проводимостью.
avatar
Константин Кульчицкий - про физиологию проводимости доктор Риттер пишет потому, что именно так, с медицинской точк зрения проще всего объяснить биомеханику этого процесса. К тому же кроме своих достижений в Венской школе ВЕ и открытых семинаров на территории США по посадке Риттер является доктором медицинских наук :) это всего лишь точка зрения. Некторые пишут например не о физиологии а о психологии и балансе дзен для достижения проводимости на лошади ) мы как продвинутые конники, которые стремятся к результату, должны рассматривать данный вопрос объемно, с разных сторон.
avatar
В русле того, что вы обзываете "зарисовками"... Где-то не так давно, читая статьи на очередном сайте по классической выездке, встретила слова старой бабули (тоже занимающейся классической выездкой и пишущей статьи и про проводимость и про баланс и про грамотное пиаффе и т.д. и т.п.). Так вот, она сказала, что человечество, имея элитарные знания, всегда пыталось их сокрыть, сделать из них секрет, который будет распространяться только среди посвященных, либо за очень большие деньги... Ничего не напоминает? Во всех школах ВЕ где люди делают из лошадей пластилин - Сомюр, Вена, обучение стоит ого-гошеньки как дорого... И вход туда возможен по предварительному экзамену... Потому что настоящее мастерство выездки, то самое, восходящее к культуре барокко, является элитарным, а, значит, к сожалению, недоступным для большинства.

Я вижу, что здесь есть люди, как и я, которые хотят получить новые знания к урокам тренера, которые стремятся к тому, чтобы информация была не однобокой но объемной, читают все доступные источники и пытаются применять их на практике, совершенствуя и шлифуя мастерство. Это несомненно приятно.
avatar
Я могу попробовать описать проводимость своими словами...
Как в "Аватаре" - Tsahelu - связь. Чувствовать каждое движение лошади и самое главное - не мешать ему и поддерживать(если движение то какое мы хотим). Чувствовать спокойствие и гармонию,по мне так проводимость начинается с контакта. Нашли контакт,нашли ритм,и работаем в этом контакте и в этом ритме. Любое изменение ритма лошадь спокойно ловит и лишь изредка приходится поддерживать и напоминать.
Незабываемое ощущение испытываю на 6летнем мерине который сам по себе отлично толкается задними ногами и подводит их очень легко,но когда он подводит ноги по моим командам и начинаются такие мощные толчки задом!Одновременно мягкие и свободные...в общем,наверное,это все-таки гармония.=)
avatar
В академической выездке под проводимостью понимают: насколько быстро, точно и легко лошадь отвечает сигналам всадника.
avatar
в моем понимании проводимость -прохождение импульса по спине ( чаще всего импульс обрывается в спине - и научить лошадь работать спиной это очень даже хорошо....)
avatar
"Прохождение импульса по спине"- понятие абстрактное. Что Вы конкретно имеете в виду?
Если лошадь работает спиной, это еще не значит, что есть проводимость, Хотя это важное звено для ее наличия.
avatar
Я думаю так- когда лошадь работает спиной, она очень хорошо проводит импульс от зада до повода,лошадь при этом очень гибкая и Мягенькая,по этому когда всадник работает шенкелем то импульс спокойненько доходит до руки, все проблемы с лошадьми в зажатости а спина показатель этой зажатости
avatar
Спина- показатель зажатости, но не полный показатель проводимости. Лошадь может и без повода бегать и работать спиной. Проводимость же без правильного контакта с поводом не бывает.
avatar
/научить лошадь работать спиной это очень даже хорошо//
а как научить лошадь работать спиной?
у нас с этим проблемы:( лошадь хорошо работает задом, мягко может идти опустив носик вниз, но никак не хочет подключать спину. за редким исключением после работы на кавалетти.
что можно предпринять?
avatar
Сами по себе кавалетти могут научить лошадь работать спиной лишь при грамотной езде всадника, поскольку через кавалетти можно бегать и с провисшей спиной, и с задранной шеей. Тогда спину лошади можно вообще "убить". Точно так же, опущенный вниз нос лошади при неправильной работе не заставит ее работать спиной. Лошадь может просто так опустить вниз нос, на дрессировке, потому-что ее этому научили, и бегать мелкими шажками с зажатой спиной. Гарантированно можно научить лошадь работать спиной протягивая ей шею вперед-вниз при ПРАВИЛЬНОМ принятии повода. Прежде чем опускать лошади шею, у нее должна быть "разжатая", т.е. расслабленная челюсть и мягкий разработанный затылок. Ко всему прочему, лошадь должна уметь заполнять шеей отданный повод на любую длину, вплодь до "ноздрями к земле":http://vkontakte.ru/photo-7763978_154571891
Когда лошадь научится вытягивать шею полностью, не теряя контакта с поводом, для работы спины и последующего сбора применяется метод LONG DEEP ROUND, а именно- повод берется чуть короче, лошади смягчают рот и затылок и ездят чуть затылком вперед, не давая лошади выдавливать повод ртом и выдирать нос: http://vkontakte.ru/photo-7763978_151132857
http://vkontakte.ru/photo-7763978_154219396
http://vkontakte.ru/photo-7763978_164725911
http://vkontakte.ru/photo-7763978_170214449#photo/-7...
Райнер Климке:http://vkontakte.ru/photo-7763978_170226624

После такого постава головы и шеи (и ТОЛЬКО после него и с мягким ртом!!!) лошадь АКТИВНО ВЫСЫЛАЕТСЯ ВПЕРД. Вот тут-то и начинается момент истины- лошадь начинает работать спиной. Без достаточного импульса здесь не обойтись.
2. Лошадь можно также научить работать спиной, активно ее вымахивая на рыси, или ездить широким галопом с шеей внизу. При этом нужно следить, чтобы лошадь не учащала ритм, переставляя быстрее ноги, а наоборот, бежала реже за счет расширения шага! Это делается при правильной игре шенкеля и повода. Это можно подсмотреть у Витагеса. Видео с семинара:
http://vkontakte.ru/video-7763978_93995219
avatar
спасибо, за столь подробный ответ. будем пробовать.
ну и за напоминание про Р. Витагеса. у меня есть видео с его мастер-класса.
avatar
Наталья я же написала- импульс до руки доходит!!! а если наблюдается картина что лошадь спиной работает и бегает без повода, то тут ,простите,всадник тупит...
avatar
Если уж говорить таким абстрактным языком, что "импульс до руки доходит", то можно сказать, что импульс может доходить до руки, а обратно нет! Тогда проводимости тоже не будет. Но зачем так сложно, когда все можно объяснить на понятном русском языке??
avatar
Замутили тему. Спасибо ВИКТОРИЯ. Не могу остаться в стороне.
"Но инструктор парень дока. Деловой попробуй срежь.
И опять пошла морока про коварный зарубеж.
Я объясняю популярно для невежд.
Я к болгарам уезжаю в Будапешт". (В. Высоцкий).
-)
Проводимость = баланс.
И Виктория права, и Константин и Наталья и Нара Акопян...
Все правы и толкуют об одном.
Виктории
Хорошо и понятно про кардан.
Энергия ДОЛЖНА (не всегда это получается у начинающих) поступать сзади на перед и часть возвращаться для равновесия с всадником. Позвоночник прямой.
Понятно. Хорошее сравнение.
Константину по дедовски
"Всегда надо искать проводимость. Без проводимости ничего не будет. Это БАЛАНС. Хоть продольный, хоть поперечный. 2 в одном. Одноколесный велосипед". (Хоть осаживание, хоть приб. галоп) Клоунов в цирке видели на таком?

Наталье.
Молодец. Очень точно про веревки и гири.
Объяснить можно наглядно. ВЕСЫ. Брежневские весы на рынке. На одной чаше повод, на другой - шенкель. Всадник посередине.
Повод потянулся? - добавь шенкель не отдавая повод и стрелка уравновесится на середине (под всадником).
Еще нагляднее строительный "уровень".
Пузырик откатился назад? добавь шенкель попусти повод.
Укатился вперед? Добавь шенкель подтяни повод.
Думаю деды пользовались "уровнем".-)))

А баланс он один. И не меняется. Только не каждой лошади дано освоить проводимость. И не каждому всаднику дано ее почувствовать на остановке, на шагу, на рыси ... не говоря о пиаффе.
На прибавленной еще больше подводим зад. Во-первых для толчка и во-вторых, чтоб не свалиться вперед для сохранения баланса.

Если попа не чувствует, никакая теория не поможет.
avatar
Приятно, когда люди пишут живым доступным языком!))) Но у меня уточняющий вопрос к Михаилу:
Был в моей практике случай, когда один из наших "манежевских" тренеров по конкуру дал мне поездить на конкурном коне, по его мнению бегающим отличным собранным галопом, который нужен для прыжков. Села я на коня. Галоп был очень ритмичным, собранным, конь отлично толкался задом. На повод при этом не пер. Мало того, поводья можно было вообще бросить- конь на это не реагировал- так и бежал этим самым галопом без изменений. Был сам по себе уравновешен, ему было удобно, был прямолинеен. НО!!!! При этом он не прибавлял, не сокращался, на шенкель не реагировал. Так и бежал в этом своем среднем равновесии, постоянном равновесии, устойчивом равновесии.
Вопросы:
1. Проводима ли такая лошадь?
2. Цитирую Михаила: "А баланс он один. И не меняется."
Так ли это? ;)))
avatar
Наташ. Как так на шенкель не реагировал? За поводом как пить дать был постоянно.
Уверен на все 100. Я по молодости тоже любил когда лошадь мягка на поводу. То бишь она была за поводом и за шенкелем. И ощущение мягкости в поводу. Замкнулося лошадка. Меня отец ТАК ругал за энто, а я не понимал где собака порылась. Но мне было то 12-17 лет.
Лошадка должна сама ходу просить, а пальчиками только сдерживать. Для этого нужно зад чтоб подведен был. Энергия кипит внутри. Двигатель внутреннего сгорания с поступательной энергией. (Это по Викториному) -)))
Езда в гору. На приб. галопе тоже в гору. На рыси еще больше шенкель, шею вниз. А баланс то надо не отпускать. Тыж пузырь на "уровне". Отдашь просто повод расставив ноги - вперед укатишься. Переборщишь заду - назад свалишься. При проводимости энергия должна поступать на руку и оттуда возвращаться назад в меньшей степени для баланса. А если просто сидеть, то ничего не проводится. Лошадь - сама по себе, а всадник тоже просто сидит. Лошадь принадлежит сама себе, а значит неуправляема.
avatar
Хе, так и я про это! Поэтому схема : "проводимость= баланс" не совсем понятна, т.к. она слишком обобщенная. Люди, которые с этим не сталкивались, сути не поймут. Видимо, нужно уточнять, какой баланс. Баланс, он разный бывает, и видов равновесия довольно много.
Лошадка действительно замкнутая была, но ее не шатало из стороны в сторону , она по своему тоже уравновешена была. Это было постоянное устойчивое равновесие. (читаем учебник по физике) Бежала активно, вверх, работала задом, но НЕ УПРАВЛЯЛАСЬ!!
"Езда в гору" тоже разная бывает, т.к. на разных элементах рамка разная; на пиаффе езда в крутую горку, на прибавке- езда в пологую горку. В первом случае лошадь больше на заду уравновешена чем во втором! Это тоже разные виды баланса, хоть оба и "в горку".
Поэтому, на мой взгляд, правильнее было бы написать либо "проводимость=баланс между шенкелем и поводом",
либо "проводимость, это способность лошади по первому требованию всадника менять один вид устойчивого равновесия на другой". (Проще говоря, прибавлять и сокращаться, не теряя равновесия)
А еще проще "проводимость= динамическое (подвижное) равновесие".
Как тебе такие варианты?))

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.