Эффективный тренер. Идеология.
Tuesday, 07 February 2006
Я думаю, что все согласятся со мной в том, что эффективный тренер, это тот, у кого дисциплина в коллективе и танцоры достигают высоких результатов на турнирах. То есть – это умелый руководитель, блестящий тренер, виртуозный дипломат и политик.
В этом тексте я не касаюсь темы политики, потому что я не занимаюсь психологией танцевальной политики в виду своих собственных убеждений.
Я так же не буду здесь трогать тему виртуозного дипломата в отношениях между разными заинтересованными сторонами, поскольку эту тему я развиваю постоянно в других моих текстах и выступлениях.
Качества блестящего тренера включают в себя увлеченность делом, собственная высокая мотивация для результата, высокие профессиональные спортивные и педагогические навыки, высокая способность к анализу и самоанализу, профессиональная компетенция. Это тема для отдельной статьи, а здесь я сосредоточусь на качествах умелого руководителя.
Для меня в ситуациях, с которыми я работаю в танцевальных коллективах, сильно заметна главная характерная особенность руководства коллективами, свойственная российским тренерам и тренерам постсоветского пространства – это устаревшая идеология или отсутствие вообще всякой спортивной идеологии как у самого тренера, так и в коллективе.
Насколько я сама себе это представляю, идеология – это некая сверхзадача как конечная цель плюс ряд идей, которые формируют направления и характер деятельности тандема «тренер-танцор» для достижения этой сверхзадачи.
О том, что тандема между танцором и тренером, как правило, не существует, нет никакого рабочего альянса – об этом упоминать, я думаю, излишне. И поэтому зачастую никакая, даже устаревшая идеология, не работает. В связи с этим, мне кажется, самым первым этапом для достижения высокого результата танцоров является установление рабочего альянса конкретного тренера с конкретным каждым танцором в отдельности.
Зачастую этого не происходит не потому, что тренеры об этом не знают или танцоры этого не хотят. Вовсе нет. Тренеры прекрасно знают и нуждаются в сотрудничестве с танцорами, а танцоры и в особенности их родители более всего нуждаются в индивидуальном подходе и ждут от тренера большого внимания и ценных указаний. Однако, оказывается, что тренер к этому психологически не готов.
Одна из идей, мешающих тренеру быть готовым к сотрудничеству – это полагание, что он, тренер, не вправе решать, как должен быть устроен тренировочный процесс и график выступлений танцоров. Это одна крайность. Вторая крайность заключается в идее, что ТОЛЬКО тренер вправе решать, как должен быть устроен тренировочный процесс и с танцорами и родителями это не обсуждается, они обязаны принимать волю тренера как наисправедливейшую.
Первая крайность чревата тем, что тренер не выглядит уверенным, мотивирован больше, чем танцор или родитель (и брызжет энтузиазмом в отличие от танцоров), и позволяет танцору быть мотивированным меньше, но при этом ТРЕБУЕТ мотивации, чем вызывает только апатию, пассивное сопротивление или открытое возмущение своих подопечных, а так же тренер создает атмосферу психологической небезопасности в коллективе, поскольку не берет на себя никакой ответственности за результаты работы. Симптомы этого процесса: вы имеете немотивированных капризных танцоров, готовых вам изменить в любой момент, с плохой дисциплиной, низкой самоотдачей, низкими или нестабильными результатами на турнирах, требовательных родителей, сорванный голос, раздражительность и частые скачки собственного настроения.
Вторая крайность чревата преобладанием в коллективе танцоров невротического склада: неуравновешенных, недисциплинированных, азартных, но неуправляемых, с часто меняющимся настроением, конфликтных, часто меняющих пару. В таком коллективе высокие результаты чаще, но танцоры своевольны, часто меняют тренеров, нарушают правила в коллективе, спорят с тренерами, не уважают друг друга и тренеров. Симптомы: тренеру часто приходится прибегать к крайним мерам наказания; тренер никогда не у