Статья - Фехтование катаной
http://derrty.do.am/publ/4-1-0-46 (с)
Бой с участием катаны
Катана была очень удобна своей универсальностью. Это и одноручное, и полуторное оружие одновременно, в зависимости от того, как лучше ее владельцу. Во время битвы в конном строю самураи пользовались только одной рукой, но когда им приходилось спешиваться, они, чтобы воспользоваться преимуществом большого веса своего меча, задействовали уже обе руки.
Первоначально техника боя при использовании катаны состояла только из широких круговых рубяще-режущих движений мечом, но со временем, по мере ее развития, количество приемов в арсенале самураев значительно возросло. Весомым преимуществом катаны перед обычным мечом европейского образца является возможность наносить при помощи нее как колющие и рубящие удары, так и режущие, а ее длинная рукоять позволяет более активно маневрировать мечом. Благодаря этому, самурай мог при использовании в бою обоих рук, описывать мечом круги с достаточно большой амплитудой, при этом, не затрачивая больших усилий.
В общем, различных техник боя на мечах в Японии существует огромное количество. Некоторые из них основной упор делают на умение мгновенно уходить с линии атаки противника, нанося при этом вертикальный удар по нему, известный как «Синкагэ-рю», в то время как другие развивают технику блокировки при помощи меча. Но эти способы мы рассмотрим позже.
Фехтование катаной – искусство
Фехтование с использованием катаной изначально называлось кэн-джитсу, но это название уже устарело и очень редко используется. Сейчас фехтование с катаной чаще называют просто кэндо. Данное искусство стало очень популярным и известным благодаря кинематографу, особенно благодаря фильмам про бессмертного Горца. Главной особенностью этого искусства является то, что мастера совершают минимальное количество движений во время боя. Настоящий мастер фехтования на катанах должен уметь побить противника одним только движением, он должен за несколько секунд успеть выхватить катану из ножен, ударить противника и вернуть катану в ее ножны. При этом считалось «хорошим тоном» за это краткое время еще и успеть отряхнуть с меча кровь противника.
Существует легенда, связанная с фехтованием на катанах. В ней рассказывается о том, что однажды молодой человек по имени Ходзе Дзинсукэ основал фехтовальную школу. Главной целью этого юноши, к осуществлению которой он шел целых три года, было совершить месть за смерть его отца. Для этого он очень долго тренировался, и в итоге стал столь быстр, что мог убить человека тогда, когда тот только еще дотрагивался до своего меча.
Бой с участием катаны
Катана была очень удобна своей универсальностью. Это и одноручное, и полуторное оружие одновременно, в зависимости от того, как лучше ее владельцу. Во время битвы в конном строю самураи пользовались только одной рукой, но когда им приходилось спешиваться, они, чтобы воспользоваться преимуществом большого веса своего меча, задействовали уже обе руки.
Первоначально техника боя при использовании катаны состояла только из широких круговых рубяще-режущих движений мечом, но со временем, по мере ее развития, количество приемов в арсенале самураев значительно возросло. Весомым преимуществом катаны перед обычным мечом европейского образца является возможность наносить при помощи нее как колющие и рубящие удары, так и режущие, а ее длинная рукоять позволяет более активно маневрировать мечом. Благодаря этому, самурай мог при использовании в бою обоих рук, описывать мечом круги с достаточно большой амплитудой, при этом, не затрачивая больших усилий.
В общем, различных техник боя на мечах в Японии существует огромное количество. Некоторые из них основной упор делают на умение мгновенно уходить с линии атаки противника, нанося при этом вертикальный удар по нему, известный как «Синкагэ-рю», в то время как другие развивают технику блокировки при помощи меча. Но эти способы мы рассмотрим позже.
Фехтование катаной – искусство
Фехтование с использованием катаной изначально называлось кэн-джитсу, но это название уже устарело и очень редко используется. Сейчас фехтование с катаной чаще называют просто кэндо. Данное искусство стало очень популярным и известным благодаря кинематографу, особенно благодаря фильмам про бессмертного Горца. Главной особенностью этого искусства является то, что мастера совершают минимальное количество движений во время боя. Настоящий мастер фехтования на катанах должен уметь побить противника одним только движением, он должен за несколько секунд успеть выхватить катану из ножен, ударить противника и вернуть катану в ее ножны. При этом считалось «хорошим тоном» за это краткое время еще и успеть отряхнуть с меча кровь противника.
Существует легенда, связанная с фехтованием на катанах. В ней рассказывается о том, что однажды молодой человек по имени Ходзе Дзинсукэ основал фехтовальную школу. Главной целью этого юноши, к осуществлению которой он шел целых три года, было совершить месть за смерть его отца. Для этого он очень долго тренировался, и в итоге стал столь быстр, что мог убить человека тогда, когда тот только еще дотрагивался до своего меча.
я полагаю что со своим подходом Андрей гораздо больший традиционщик чем занимающиеся кендо. И он намного ближе к выражению восточного исторического фехтования в его практической форме в сравнении с остальными практикующими "кендзюцу"
Хоть я и не занимаюсь ни Кендо ни Иайдо ни Кендзютсу по этому не знаю какая там обстановка, но каждый выбирает свой путь, кому то нравятся свои победы и смотреть на поражения других, кому то тихо и мирно выхватывать и вставлять катана, а кому то все это смотреть по телевизору, кто мы такие чтобы судить кто лучше!)
1 Я не кендоист. Я безумно люблю кендо, и готов порвать любого, кто будет в сторону этого искусства "пускать газы". Обстановка в кендо такова, как я ее описал только в России. И я очень надеюсь и хочу, что это измениться. По крайней мере, приложу все усилия со своей стороны.
Что кендо все больше становиться спортом-нет. Оно все больше погружается в себя, извлекая из человека все то,что скрыто в нем посредством именно того, что присутствует всего 8 ударов. И этими ударами нужно добыть победу. А для этого ничего другого не остается, как искать пути ее(победы) достижения внутри себя. Поэтому господа, не надо опускать кендо, только потому, что это спорт. За это просто буду жестоко мстить. :)
По поводу правил и ограничений. Эти ограничения ведут к тому, что адепт, нацеленный на то, что он хочет побеждать начинает работать над несколькими ударами, которые доводит до совершенства, находя в них настолько много нюансов техники, объяснить которые просто невозможно человеку, который наблюдает за этим со стороны. Напрмер, я могу привести около 10 вариантов исполнения вертикального удара в голову, которые со стороны будут смотреться одинаково, но работать каждый только в своей стуации. А я далеко не мастер, простите.
2 По поводу Мусаси. Господа, давайте встанем перед фактом, что этот человек всю свою жизнь провел в боях и поединках, исходом которых всегда или почти всегда становиться смерть одного из участников поединка. Впрочем, как и большинство мечников того времени. Есть один интересный момент в его труде. Вам не кажется, что он нашел в СЕБЕ нечто такое, что давало ему возможность побеждать?! Что он нашел тот дух победы, который давал ему изначальное преимущество над противником. Именно этот дух он пытался передать через описание своих техник и стратегии фехтования. Но его опыт невозможно повторить, он принадлежит только ему.
Говоря про малые техники, которые приносят мало пользы, когда на человеке надет полный доспех-он прав, но отчасти. Есть много техник, которые позволяют достичь максимального превосходства. Пример:школа кендзютсу Тэнсин Седэн Катори Синто рю. Она именно и использует малые техники для достижения победы на поле боя, против человека, который закрыт доспехом. И если кто-то скажет, что эта школа меча плоха, то ему в доказательство самые известные мастера меча, выходцы из стен этой школы.
Надо заметить, что говоря про малые техники, Мусаси подчеркивал, что именно ему они претят, потому что то внутреннее превосходство, которое он нашел внутри себя, давало ему возможность использовать любые техники, в зависимости от ситуации. Убежден, что находясь в том состоянии превосходства и стоя напротив оппонента, использовать мелкие удары просто нелепо. Все равно как если бы мастер спорта международного класса по боксу начал спарринг с обладателем второго разряда. Ситуация нелепа, но представьте-разве стал бы МСМК использовать мелкие маневры, и удары по перчаткам, чтобы открыть защиту второразрядника? Нет, он просто нашел один момент ошибки и одним ударом отправил бы парня в нокаут. Или пожалел бы и довел лишь до нокдауна. То же самое и с Мусуси. Убежден в этом.
А то, как я понял все его слова,всей книги, наверное понятно-просто найдите внутри себя именно то состояние, которое позволит вам побеждать и тогда любая стратегия вам будет близка и понятна, тогда любой путь будет открыт и приведет к желаемому результату. По-моему так. Другого значения и цели этой книги я просто не вижу.
3. Павел, в ответ на то, что кому нравиться, хочу пояснить, что в моем описательном посте про то, кто как и чем в большинстве своем занимается, я ни в коем случае не хотел кого-либо унизить, опустить и т.д. Я просто описывал, как обстоят дела у большинства. Не больше. Знаю, что есть люди, которые по другому практикуют кендо, кендзютсу, иайдо, внешне оставаясь в традициях этих дисциплин. Это значит, что мое уважение распространяется на всех, независимо от того, как человек тренируется в данный момент, потому что в каждый миг его состояние ума может измениться и тогда измениться
ФУ.... блин, во я писака....: ))))))))))))))))))))))))))))))))))
Следуя вашей логике Андрей сравнивая Кендо с Боксом вы забыли один важный момент, что тогда в боксе противники будут иметь защиту именно на тех местах куда разрешено бить правилами, и на руках даже не перчатки, а подушки какие то одеты. Не правда ли чем то смахивает на любительский бокс, а не серьезное БИ! И сколько бы ударов не наносил бы обладатель МСМК, ему будет очень сложно послать противника даже в нокдаун, даже абсолютно правильной и сильной техникой удара, что и происходит постоянно в любительском боксе!
Или похожий вариант когда у бойцов голые кулаки или даже в кастетах но защиту они одели на все тело и металлическую, зачем тут техника, бей куда хочешь и с какой угодно силой, проиграет тот кто быстрее устанет и выдохнется или успеет нанесет большее количество ударов по целе в минуту.
Но не правда ли профессиональный бокс куда интересней смотреть, где внешней защиты нету, а есть только перчатки на руках, и нокауты бывают гораздо чаще. Это уже близко к реальному бою, если бы не некоторые ограничения и правила...
И последнее когда дерутся без защиты, голыми кулаками и без правил, это действительно максимально приближено к настоящему бою, но в таком варианте легко получить серьезные травмы или даже погибнуть(
Какое то время в молодости последним занимался и Мусаси, пока не понял что таким образом в Японии не останется ни одного серьезного фехтовальщика кроме него(тогда не было такого количества китайцев)))), по этому он решил что будет фехтовать только бакенами даже против катана, и количество трупов значительно уменьшилось).
Не стоит повторять чужих ошибок, изучайте их и идите дальше, хоть этот путь намного длиннее и сложнее, он также на много интереснее, приятнее и безопаснее особенно для окружающих!
Это лично мое мнение, так я понимаю ту фразу Мусаси, если перевести ее на современный лад, то она подойдет для любого боевого искусства.
А наиболее близким к его философии будет профессиональный бокс и Айкидо. Особенно у афро-американских боксеров средних весов, которые постоянно пытаются уйти от удара или ставят блок (а не принимают их головой и почками), держат дистанцию и наносят сильные и точные удары из любых позиций...
А в айкидо мечем становится сам человек:
- рукоятка(цука) - это сильная позиция (камае), а (цуба) это быстрая и легкая смена позиции, с защитными движениями, дистанция;
- тыльная часть меча - самая сильная и мягкая часть, то есть тело человека;
- Само лезвие - самое твердое и быстрое это воля и тайминг;
- Кончик лезвия - это острый ум;
- ножны(сая) - это сила духа, которая позволяет держать меч в ножнах, пока он действительно не понадобится.
Обижаться - что это такое, я давно забыл это слово и всем остальным кто занимается БИ советую это обязательно сделать. Даже защищая что то родное следует не обижаться, а следовать чувству справедливости(отомстил и простил)))), иначе можно наломать синаев;)!
Суть того чем я занимаюсь и что Вас так заинтересовало на том видео Андрей, как раз и заключена на философии Мусаси. Хороший мастер меча не должен допустить ни малейшего шанса как либо себя поранить как физически так и духовно.
Защита эта основана не во внешней бороне, силе мышц и мощи оружия, а в гибкости, быстроте тела и ума, но главное силе духа!!! Но при этом дистанция, скорость и сила удара такова что ошибись кто то из бойцов, последствия могут быть печальными, и бокеном можно легко убить или покалечить человека!
Поэтому бойцы должны постоянно контролировать свои действия, действия противника и все окружающее пространство хотя бы в приделах досягаемости бокена, для своей безопасности и окружающих...
Кроме того уметь держать правильную дистанцию, сохранять баланс и улучшать свой тайминг.
Очень важно не только нарабатывать силу и скорость рубки, но и остановку бокена в любой точке, не зависимо с какой скорость и силой этот удар наносился!
Все я умолкаю, иначе Обата меня медленно зарежет бокеном, без вазелина D)))
Но все равно я хотел показать что превосходство одного бойца над другим может быть нивелировано, как защитными приспособлениями так и правилами поединка.
Я не спорю это может очень хорошо для спорта, где все решают судьи, но для реального или приближенного к реальности поединка это не есть гуд!
Такой бой с претензией на реальность, но в ненужной и мешающей защите или с кучей непонятных правил и ограничений, становится больше похожим на фарс(
Вот если убрать из Кендо соревновательный элемент, в первую очередь ограничения, как было раньше, то это будет уже на много интереснее!
А если с ролевеков снять все латы, то они быстро вымрут как вид, перебив и покалечив друг друга, так как техники фехтования у болшенства из них практически нету. А работать настоящим оружием даже тупым очень опасно, особенно когда нету ни защиты ни правил.
Не повторяйте этого дома)))
И, если честно, я немного не могу уловить основную мысль цитат Павла...
По порядку, поводу ролевиков, это обобщенны термин всех кто занимается исторической реконструкцией, я не знаю других терминов потому что слабо этим интересуюсь. Сразу почерку и я об этом упоминал, что я имел в виду не всех поголовно, но те ребята с которыми мне пришлось работать на тренировке имели никакую базу фехтования, и им никто не собирался ее ставить, поэтому многие смышленые ребята еще втихаря ходят на тренировки по фехтованию. Такая реальность во многих ролевых и постановочных клубах. Но может это и не плохо, иначе с очередной игрушки возвращались бы не все и не полностью)))
Выходит так что ролевики... так же далеки от реального боя как и кино от реальности, и также далеки от БИ как документальный фильм от художественного. Интереснее конечно смотреть художественный, особенно с хепиендом, а на документальный не у каждого хватит терпения и духу досмотреть разобраться в чем суть!
А еще, на тему "настоящести боев" - хороший мультик: http://vkontakte.ru/video-7447335_153233088
В посте [#271] вы абсолютно правы, как в воду глядели, и кстати у нас есть удар разрубающий колено, толь ко обычно колена на том месте уже нет, а блок есть... О да это требует иногда даже больше времени чем 5-6 лет(в идеале всю жизнь), но поверьте оно того стоит! Мусаси например тренировался всю жизнь, до самой смерти все надеясь найти себе равного противника и это ему иногда удавалось, он даже один раз проиграл в тренировочном бою с двумя бокенами против дзе)
Мня не интересуют правила, я не занимаюсь спортом, меня волнует только правильная техника, как только есть более или менее правильная техника субури(рубки), тайсабаки(передвижений и уходов с линии атаки), можно это объединять в наработку индивидуальных кат, и потом осторожно переходить к тренировочным спаррингам!
Прохор Зикора
Я это знаю не по наслышке, это был пример а не исключение из правил, мы сейчас не говорим о шедеврах мировой кинематографии что сами по себе являются произведениями искусства!
Например "По следу" с Кристофером Ламбертом, широко известного "Горца", но фильмы в плане техник это небо и земля)