Статья - Фехтование катаной

Единоборства
Единоборства: Статья   Фехтование катанойhttp://derrty.do.am/publ/4-1-0-46 (с)

Бой с участием катаны

Катана была очень удобна своей универсальностью. Это и одноручное, и полуторное оружие одновременно, в зависимости от того, как лучше ее владельцу. Во время битвы в конном строю самураи пользовались только одной рукой, но когда им приходилось спешиваться, они, чтобы воспользоваться преимуществом большого веса своего меча, задействовали уже обе руки.

Первоначально техника боя при использовании катаны состояла только из широких круговых рубяще-режущих движений мечом, но со временем, по мере ее развития, количество приемов в арсенале самураев значительно возросло. Весомым преимуществом катаны перед обычным мечом европейского образца является возможность наносить при помощи нее как колющие и рубящие удары, так и режущие, а ее длинная рукоять позволяет более активно маневрировать мечом. Благодаря этому, самурай мог при использовании в бою обоих рук, описывать мечом круги с достаточно большой амплитудой, при этом, не затрачивая больших усилий.

В общем, различных техник боя на мечах в Японии существует огромное количество. Некоторые из них основной упор делают на умение мгновенно уходить с линии атаки противника, нанося при этом вертикальный удар по нему, известный как «Синкагэ-рю», в то время как другие развивают технику блокировки при помощи меча. Но эти способы мы рассмотрим позже.

Фехтование катаной – искусство

Фехтование с использованием катаной изначально называлось кэн-джитсу, но это название уже устарело и очень редко используется. Сейчас фехтование с катаной чаще называют просто кэндо. Данное искусство стало очень популярным и известным благодаря кинематографу, особенно благодаря фильмам про бессмертного Горца. Главной особенностью этого искусства является то, что мастера совершают минимальное количество движений во время боя. Настоящий мастер фехтования на катанах должен уметь побить противника одним только движением, он должен за несколько секунд успеть выхватить катану из ножен, ударить противника и вернуть катану в ее ножны. При этом считалось «хорошим тоном» за это краткое время еще и успеть отряхнуть с меча кровь противника.

Существует легенда, связанная с фехтованием на катанах. В ней рассказывается о том, что однажды молодой человек по имени Ходзе Дзинсукэ основал фехтовальную школу. Главной целью этого юноши, к осуществлению которой он шел целых три года, было совершить месть за смерть его отца. Для этого он очень долго тренировался, и в итоге стал столь быстр, что мог убить человека тогда, когда тот только еще дотрагивался до своего меча.
378 комментариев
avatar
Есть вопрос на засыпку. Они передавали эти традиции и с этими традициями и кодексами формировали общество(социум). Как это все к нам-то относиться? У нас совсем другой социум...
avatar
К нам ни как, но тогда зачем заниматься катана, если это тоже как бы к нам не относится)
Да по тому что нравится и интересно, а потом со временем начинаешь погружаться в культуру и традиции самураев, чтобы понять по чему это делается именно так а не по другому. Катана полностью пропитана традициями и как Иайдошнику это не я вам напоминать должен, а наоборот;)
avatar
Я конечно же всех традиций не знаю, в основном только те которые необходимы для безопасного и свободного владения катана!
В бытовые и государственные традиции я не вникаю пока, за не надобностью, вот если поеду в Японию то придется...)
avatar
Вот именно это я и хотел сказать, что отдавать дань уважения традициям обращения с оружием необходимо и должно. Но-нельзя брать и применять на себя долги и обязанности японского военно-феодального сословия. Это немного нонсенс. А почему ритуал с мечом такой, какой он есть, тут тоже к самураям, как к военным, это не относиться. Это ритуалы Синто - религии уважения и почитания духов всего сущего. Так что вот так. :)
avatar
Самураи это не совсем военные, там у все настолько запутано и религия так вплетена в обиход, что если отделить самурая от религии получится обычный необразованный крестьянин с железкой в руках)
avatar
У Миямото Мусаси в "Книга Пяти Колец" написано:

<<КНИГА ЗЕМЛИ.
_Стратегия есть искусство воина. Командиры должны воплощать его, а рядовые - знать Путь. Но сейчас в мире нет воинов, отчетливо понимающих Путь Стратегии. В системе мироздания существуют различные Пути. Есть Путь Спасения посредством соблюдения Закона Будды, есть Путь Конфуция, правящий Путем любого обучения, Путь врачевания, учение поэтов о Путях вака, есть Путь чая, Путь стрельбы из лука, а также множество Путей других искусств и умений.
_Каждый изучает то, к чему имеет естественную склонность. Говорят, что Путь Воина есть обоюдное слияние Путей кисти и меча и каждый стремящийся к постижению должен достичь достаточных высот на обоих поприщах. Неважно, если человек не имеет естественных талантов в этих областях,- неустанно упражняясь, он сможет приобрести необходимые навыки, чтобы в дальнейшем принять главную идею Пути Стратегии.>>
avatar
гыть. А дальше? Дальше-то еще интересней у него! Дословно не вспомню, но суть буде такова, что Воина, постигшего Путь Стратегии и ставшего Полководцем он сравнивает со старшим плотником, возводящим здание и управляющего бригадой. Нельзя рассматривать кусочно Миямото Мусаси, все же его книга это даже не искусство, это даже не стиль, это жизнь. И не просто жизнь, изложенная на бумаге, это сама Жизнь. Воин должен быть всем, но кем он станет в итоге? Вот в чем суть самого вопроса.
avatar
Полностью тут согласен!
На самом деле только прочтения книги для понимания сути книги тоже недостаточно, необходимо еще стать на этот путь, жить и умереть на нем...
avatar
в итоге воин станит мертвым войном, и это была высшая честь для самурая, умереть как воин от руки война и с чистой совестью!
avatar
Знаете, господа, в итоге моей практики в боевых искусствах и единоборствах(я практиковал различные виды с 17 лет) пришлось заметить одну интересную особенность всех, кто занимается тем или иным видом единоборств, а именно: философия и различные попытки придти к разного рода заключениям ума по поводу просветления, пути, дзэн, бусидо есть там, где не хватает практики, то есть того вида тренировок, после которых хочется только лежать или просто тихо умирать от полного отказа тела двигаться. :) Если есть в теле недоработка, когда после тренировки человек свеж и бодр, тогда ум начинает искать зацепки за разного рода философии. И второй вариант, философия и поиск продолжения пути начинается тогда, когда техническая сторона движений дошла до предела. Ка это произошло с Ягю Тадзима но Ками, который обратился к Такуану с просьбой о помощи в продолжении пути меча. НО! - Ягю Тадзима но Ками один из известнейших мастеров меча, который полностью освоил ко времени обращения к Такуану 4 школы меча и его нельзя упрекнуть в малой практике с катана. Из этой просьбы вышел знаменитое письмо Такуана о связи дзэн и фехтования. Теперь эту связь пытаются впихнуть мальчикам, которые еле держат в руках бокен. Это, простите, даже не нонсенс, это просто маразм. Точно также, я конечно извиняюсь, выглядят попытки обдумать труд Мусаси. Для того, чтобы можно было размышлять над ним, необходимо попрактиковаться в техниках меча лет 10-15, тогда, может быть, будет понятно о чем оно говорит, зачем и как можно осуществить то, что он имеет в виду, рассказывая про свои принципы фехтования. Прошу прощения, если я кого-то обидел, это мое частное мнение. Если есть желание, могу его обосновать более развернуто попозже.
avatar
"Для того, чтобы можно было размышлять над ним, необходимо попрактиковаться в техниках меча лет 10-15, тогда, может быть, будет понятно о чем оно говорит, зачем и как можно осуществить то, что он имеет в виду, рассказывая про свои принципы фехтования."

Я вообще сомневаюсь, что современный человек может полностью понять этот труд. Для этого надо идти этим путем. А вот кое-какие интересные мысли можно взять на заметку. Не всегда с первого прочтения. И необязательно через 10 лет тренировок.)
avatar
Интересная цитата из Книги Пяти Колец:

"Прежде всего, люди мыслят узко относительно возможностей
Стратегии. Используя лишь кончики пальцев, они знают лишь
возможности трех--пяти дюймов запястья, Они ставят исход
поединка в зависимость от действий своих предплечий, как при
складывании веера. Они специализируются в банальной ловкости,
изучая такие мелочи, как движения рук и ног с учебным
бамбуковым мечом.
В этой Стратегии обучение воина происходит в схватках, в
сражениях за собственную жизнь, в поисках смысла жизни и
смерти, в дальнейшем изучении Пути длинного меча, в правильном
суждении о силе атак и в понимании Пути "острой и тупой сторон"
меча.
Малые техники не приносят особенной выгоды, в частности,
когда надет полный доспех."

Кстати, о споре кендоист vs железячник...
avatar
#242
Илья Курчавов
А вот кое-какие интересные мысли можно взять на заметку.

Согласен полностью. Из каждого произведения можно взять пару-тройку интересных мыслей. Можно взять и больше. Только эта вещь написана для профессионалов меча, Так что, если честно, трудно сделать то, что он рекомендует описывая техники. Кроме одной фразы:"Вам надо усердно тренироваться..." :)
avatar
#243
Илья Курчавов
Кстати, о споре кендоист vs железячник..
Не было спора кендоист против железячника. Было - кэндзютсу Оно ха итто рю против железячника.. :)))))
avatar
Илья это моя любимая цитата, такаяже гениальная как и вся книга!!!)
В ней заключено в 100 раз больше смысла чем написано слов...!
avatar
Эта книга для всех кто идет по пути стратегии война и не обязательно меча!
С каждым прочтением понимаешь, все больше, как мало ты знаешь и умеешь)
avatar
"Не было спора кендоист против железячника. Было - кэндзютсу Оно ха итто рю против железячника.. :)))))"

Ну в других темах что-то было, рыцарь vs самурай (в основном в спорах участвуют кендоисты и железячники, хотя и люди, занимающиеся кэндзюцу, заглядывают иногда)
avatar
По поводу споров у кого лучше техника-у человека, использующего кендо или у человека, который работает европейским мечом. Есть две условности:
1. Засчитывая простые касания, типа спортивных, кендоист выиграет по очкам, только если зоны ударов будут ограничены и не включать в качестве зон атаки ноги. Обоснование мнения: кендо постоянно работает на несколько зон в быстрых ударах и на этом строиться стратегия. Несомненно-кендо в данном моменте является выигрышным вариантом.
Однако, при тех же условностях касания, включая дополнительные зоны поражения-ноги, кендоист может проиграть со всей определенностью, т.к. зон поражения -ноги-не видит в принципе.
2. Засчитывая жесткие удары, которые явно могут привести к поражениям и травмам человека, если бы на нем не было защиты-кендо снова проигрывает, так как в данный момент нет тренерской базы, которая ставила бы силу адептов кендо, одновременно со скоростью удара. Пытаясь же работать сильные удары кендоист превращается в простого железячника, только в другом доспехе, потому как его мышцы не привыкли работать в силовом режиме, и налицо полная потеря скорости(из-за скованности мышц, которым дана команда бить сильно), передвижений и координации тела.
3. Обстановочка в кендзютсу недалеко ушла от кендо. В большинстве случаев, кендзютсу занимаются люди, которые просто хотят расслабиться, никого не бить и т.д. Смысл тренировок в большинстве групп кендзютсу-ката(формальные комплексы движений) и немного субури(наработки базовых ударов). Ни о какой технике танрен ути(наработки силы, четкости и скорости удара по специальным мишеням), ни о каких либо попытках использовать защитные доспехи для практик боев, хоть и учебных, в этих группах нет. Мораль: о каком превосходстве в техниках можно говорить, когда нет и никогда не было даже попыток реальной работы с оружием? Это ответ на вопрос-почему бьют японистов, которые приходят подраться на соревнования ролевиков.
4. Про адептов иайдо я вообще не хочу говорить, потому что в большинстве(!) своем это изнеженные ботаники, которые высовывают и всовывают обратно железку, представляя себя великими самураями.:)) Никакого представления о реальной работе этим мечом у них нет, просто вождение по воздуху железкой и понты.:((
Вот и делайте выводы, уважаемые ролевики и японисты..:) Каждое слово, выражение, ситуацию и утверждение в этом посте могу подтвердить примерами, обосновать и доказать, так что лучше принять это как данность и, не теряя времени на пустые пререкания, "плясать" в ответах на этот пост именно от этого момента, как истинной ситуации на сегодняшний день в мире фехтования японским мечом.
avatar
Золотые слова!
avatar
#251
Алексей Яковлев
??
avatar
Андрей, да задеваешь самолюбие товарища, режешь правду матку ему без зазрения совести))) Не пожалел нисколько!)
avatar
Андрей Селезнев Кендо сейчас все больше становится спортом, и к реальному бою имеет слабое отношение, в нем куча правил и ограничений как и в любом спорте!
Вспомните что в посте [#243] было сказано по поводу защиты и быстрых ударов самим Мусаси...
Мне интересно как вы поняли его слова как Кендошник, согласны ли с ним?

Алексей Булавкин
[#249] это были слова истинного кендошника)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.