Статья - Фехтование катаной
http://derrty.do.am/publ/4-1-0-46 (с)
Бой с участием катаны
Катана была очень удобна своей универсальностью. Это и одноручное, и полуторное оружие одновременно, в зависимости от того, как лучше ее владельцу. Во время битвы в конном строю самураи пользовались только одной рукой, но когда им приходилось спешиваться, они, чтобы воспользоваться преимуществом большого веса своего меча, задействовали уже обе руки.
Первоначально техника боя при использовании катаны состояла только из широких круговых рубяще-режущих движений мечом, но со временем, по мере ее развития, количество приемов в арсенале самураев значительно возросло. Весомым преимуществом катаны перед обычным мечом европейского образца является возможность наносить при помощи нее как колющие и рубящие удары, так и режущие, а ее длинная рукоять позволяет более активно маневрировать мечом. Благодаря этому, самурай мог при использовании в бою обоих рук, описывать мечом круги с достаточно большой амплитудой, при этом, не затрачивая больших усилий.
В общем, различных техник боя на мечах в Японии существует огромное количество. Некоторые из них основной упор делают на умение мгновенно уходить с линии атаки противника, нанося при этом вертикальный удар по нему, известный как «Синкагэ-рю», в то время как другие развивают технику блокировки при помощи меча. Но эти способы мы рассмотрим позже.
Фехтование катаной – искусство
Фехтование с использованием катаной изначально называлось кэн-джитсу, но это название уже устарело и очень редко используется. Сейчас фехтование с катаной чаще называют просто кэндо. Данное искусство стало очень популярным и известным благодаря кинематографу, особенно благодаря фильмам про бессмертного Горца. Главной особенностью этого искусства является то, что мастера совершают минимальное количество движений во время боя. Настоящий мастер фехтования на катанах должен уметь побить противника одним только движением, он должен за несколько секунд успеть выхватить катану из ножен, ударить противника и вернуть катану в ее ножны. При этом считалось «хорошим тоном» за это краткое время еще и успеть отряхнуть с меча кровь противника.
Существует легенда, связанная с фехтованием на катанах. В ней рассказывается о том, что однажды молодой человек по имени Ходзе Дзинсукэ основал фехтовальную школу. Главной целью этого юноши, к осуществлению которой он шел целых три года, было совершить месть за смерть его отца. Для этого он очень долго тренировался, и в итоге стал столь быстр, что мог убить человека тогда, когда тот только еще дотрагивался до своего меча.
Бой с участием катаны
Катана была очень удобна своей универсальностью. Это и одноручное, и полуторное оружие одновременно, в зависимости от того, как лучше ее владельцу. Во время битвы в конном строю самураи пользовались только одной рукой, но когда им приходилось спешиваться, они, чтобы воспользоваться преимуществом большого веса своего меча, задействовали уже обе руки.
Первоначально техника боя при использовании катаны состояла только из широких круговых рубяще-режущих движений мечом, но со временем, по мере ее развития, количество приемов в арсенале самураев значительно возросло. Весомым преимуществом катаны перед обычным мечом европейского образца является возможность наносить при помощи нее как колющие и рубящие удары, так и режущие, а ее длинная рукоять позволяет более активно маневрировать мечом. Благодаря этому, самурай мог при использовании в бою обоих рук, описывать мечом круги с достаточно большой амплитудой, при этом, не затрачивая больших усилий.
В общем, различных техник боя на мечах в Японии существует огромное количество. Некоторые из них основной упор делают на умение мгновенно уходить с линии атаки противника, нанося при этом вертикальный удар по нему, известный как «Синкагэ-рю», в то время как другие развивают технику блокировки при помощи меча. Но эти способы мы рассмотрим позже.
Фехтование катаной – искусство
Фехтование с использованием катаной изначально называлось кэн-джитсу, но это название уже устарело и очень редко используется. Сейчас фехтование с катаной чаще называют просто кэндо. Данное искусство стало очень популярным и известным благодаря кинематографу, особенно благодаря фильмам про бессмертного Горца. Главной особенностью этого искусства является то, что мастера совершают минимальное количество движений во время боя. Настоящий мастер фехтования на катанах должен уметь побить противника одним только движением, он должен за несколько секунд успеть выхватить катану из ножен, ударить противника и вернуть катану в ее ножны. При этом считалось «хорошим тоном» за это краткое время еще и успеть отряхнуть с меча кровь противника.
Существует легенда, связанная с фехтованием на катанах. В ней рассказывается о том, что однажды молодой человек по имени Ходзе Дзинсукэ основал фехтовальную школу. Главной целью этого юноши, к осуществлению которой он шел целых три года, было совершить месть за смерть его отца. Для этого он очень долго тренировался, и в итоге стал столь быстр, что мог убить человека тогда, когда тот только еще дотрагивался до своего меча.
Эдуард Камозин
Что вы, Эдуард! Я счастлив, что есть такие, которые делают тупые выпады в чужой адрес. Я учусь, видя их, не реагировать болезненно, это у меня получается с каждым разом все лучше. И я благодарен, что такие люди есть. Искренне: СПАСИБО ТАКИМ КАК Илья Николаевич Зло. Вы делаете меня лучше. :)
А по поводу Вашего предложения - очень хотелось бы воспользоваться, благо, живу я недалеко от Вас - в Ростове-на-Дону. Если, как я расчитываю, после Нового года я смогу вернуться к регулярным тренировкам, то весной буду рад приехать в Ваш город (заодно и в "Красный мак" зайду:-)) И воспользоваться даже не столько для поединка, сколько для возможности узнать что-то новое. Я предпочитаю полуторный меч, и думаю, что бойцу с катана будет чем поделиться с любителем фехтовальной эклектики :-)
>Жаль, с удовольствием принял бы приглашение. :)
Ну чтож, буду рад, если судьба в конце концов позволит нам встретиться в товарищеском поединке.
Все верно, Алексей.
Однако, в семндцвтом веке это была шпага.
Шапга, фактически тот же поздний меч, но с обвесом ближе к рукоятке.
в начале и по всему пероиду 16го столетия это еще называли СПАДА, или ЭСПАДА. собственно, например двуручный меч 16го века, часто называли СПАДОН или ЭСПАДОН.
мы отвлеклись. Боевая шпага в 17-ом века (на картинке именно боевой вариант, а не дворянский. - достаточно тяжелый клинок с шпажным обвесом. Техника владения основывалсяь на применении, примрено, 50% колющих, 50% режуще-рубящих ударов, в соновном.
Тогда как рапира больше колюбщее оружие. Ей тоже можно врезать на отмаш, но с лошади по желзному шлему эфект уже не тот будет.
Вы привели ссылки на оружие разных эпох.
То что Вы назвали рапирой - нормальная сшпага на 17ху.
Оакшотта, для начал. Царство ему небесное.
Второе: насколько мне известно, Окшотт изучал главным образом мечи, период – с 1050 по 1550 гг., шпаги и рапиры в круг его научных интересов не входили. Если это не так – назовите, пожалуйста, работу Окшотта о рапирах и шпагах.
И третье: странно слышать от реконструктора совет читать не исторические источники, а литературу (на счет вещественных источников – согласен). Я привел фрагмент письменного источника (описание поединка), где четко говорится о рапирах. Вы же так и не ответили, как с этим быть.
И не стоит думать, что с высока (так, во всяком случае, показалось) посоветовать кому-то что-то читать – это веский аргумент.
Илья, дворянской шпаги именуемой small-sword в начале 17 века не было...
Шпага это не "поздний меч с обвесом к рукоятке". Шпага (под шпагой я понимаю small sword или court sword) имеет совсем другие рукоятки - вот тут вам точно к Оукшотту. У них не swept-hilt и не taza(cup-hilt), у них обычно shell-guard. Читая Оукшотта можно отнести появление т.н. оружия французского стиля фехтования в рамках 1630-1660 годов.
Вот рапира - это как раз тот самый "обвес" или "чашка". Возможно вы под боевыми шпагами понимаете то что у Оукшотта проходит под reitshwerte, но это (по-тому же Оукшотту) называется все-таки меч, а не шпага.
Также тот же Оукшотт говорит что мушкетры (вобще-то люди военные) дуэлились как раз на рапирах (1620-1660 годы).
Т.о. вероятность наличия у миньонов короля и людей де Гиза (людей придворных, а не военных!!!) боевых мечей на дуэли - стремится к нулю.
Если же вы говорите о том, что представлено на видео - это все-таки рапиры, на мой взгляд. Толщина их клинка слишком широка для small-sword и слишком мала для того чтобы можно было отрубить руку человеку (тот самый признак Оукшотта) ;-)
А применение рубяще-режущих ударов характерно и для рапиры, особенно в 16 веке.
>вы привели ссылки на оружие разных эпох.
точно, одни называются rapier (там внизу подписано ;-)), несмотря на то, что вы пытаетесь убедить нас что это боевая шпага, а другие small-sword - придворные шпаги.
>То что Вы назвали рапирой - нормальная сшпага на 17ху.
Вообще-то это не я назвал ;-) это на так на сайте написано... думаю написано вполне верно, раз эта семейка оружием занимается не один десяток лет ;-)
>Вот с начала XVII в. речь действительно все чаще идет о шпаге
Я думаю, что все-таки с середины 17 века, раз Оукшот пишет что мушкетеры (1620-1660) были фехтовальщиками на рапирах
Так же если взглянуть на все известные трактаты того времени (до середины 17 в), то большинство из них - рапирные:
Николлето Гиганти 1606
Сальватор Фабрис 1606
Капо Ферро 1610
Жерар Тибо 1628 (1630)
Joseph Swetnam 1617
> назовите, пожалуйста, какую-то работу Окшотта о рапирах и шпагах
Писал он о шпагах. Есть книжка European Weapons and Armour. Скинте в личку свой мейл - я вам ее пришлю. Но и исходя из нее - это все-таки рапиры ;-))))
Илья, вопрос о работе Окшотта про рапиры и шпаги снимается.
«Я думаю, что все-таки с середины 17 века, раз Оукшот пишет что мушкетеры (1620-1660) были фехтовальщиками на рапирах
Так же если взглянуть на все известные трактаты того времени (до середины 17 в), то большинство из них – рапирные».
Как я уже писал, в этом вопросе я ориентируюсь не столько на литературу (пусть и профессиональную, того же Окшотта), сколько на письменные источники, прежде всего – на описания боев современниками, ибо меня, прежде всего, интересует не классификация исследователя XX в., а то, как называли то или иное оружие люди той эпохи. И вот по письменным источникам, слово «шпага» фигурирует уже в первой четверти XVII в., чем ближе ко второй половине столетия – тем все чаще и чаще, а слово «рапира» постепенно исчезает. Я понимаю, что не все современники, кто описывает поединок – большие знатоки оружия, и кто-то из них может допустить неточность в словоупотреблении, но все же штука довольно показательная. Что же касается трактатов, то их преимущественная «рапирность» на середину XVII в. не удивительна: бой разными типами мечей, а также рапирой бил на тот момент уже хорошо осмыслен и теоретически обработан, вот по нему и писали «учебники». Примечательно, что последний трактат, скажем, о бое двуручным мечом, относится к 1711 г. (автор - итальянец Giuseppe Colombani) :-) Начало XVIII в., это оружие уже давно не используется, а трактаты по нему пишут. А вот шпага – дело было относительно новое, и пока что не многие рисковали тут теоретизировать.
А про «дуэль миньонов» (1578 г.) – там, судя по тексту описания, дрались действительно на рапирах. К сожалению, мы не можем что-то утверждать на 100%, ибо оружия этих самых бойцов не видели, но то, что основным оружием мужчины-дворянина тех лет была рапира – это видно и по музейным образцам.
Постарайтесь далеко не уходить от темы, а если кому то не нравится катана, то зачем об этом знать всем, рассуждая о том чего не понимаешь умнее не станешь!!!
Сначала попробуйте понять, потренироваться с бокеном по настоящему, а не мысленно, годик другой, тогда и будет уже о чем говорить...
Может быть, наши сообщения о рапирах и шпагах модератор сможет вынести в отдельную тему?
не знаю возможно ли такое Вконтакте, это же не полноценный форум...
такие подробности уже лучше в личку тогда писать)
Еще раз сорри
Боюсь ни бокен ни синай ему не помогут.
Илья один из тех у кого железо в руках не мешает, поосмотрительнее соперников выбирать надо, травмами черевато.
И откуда уверенность что ни кто не пробовал эту божественную загогулину и тем более не фехтовал на ней?
Я к примеру начинал фехтовать именно на восточном оружии.
Однако серии встреч с представителями других направлений и в частности наблюдения за тем как данов и инструкторов опиздюливают ребята которые раз в неделю в лесу занимаются,( да в 90 бывали смешанные соревнования и в паряде было зайти в зал и устроить с тренером потасовку, по крайней мере в Воронеже мы так часто делали бывало и получали но редко), это заставило меня пересмотреть мое отношение к востоку. Исторически сложилось что японцы вместе с китайцами и еже сними постоянно огребали, а тут оказывается школа у них лучшая и боевыеисскуства у них самые-самые.
Чеж тада лупцуют-то их на соревнованиях?
:)))))) как сладко птички в лесу поют
Тех данов, которые от вас отгребали, мои мальчики после полугода тренировок в мясо превращали... :) Потому как это не даны, а только бумажки о данах. У меня данов нет. Про всех воронежских данов знаю. :)
"Боюсь ни бокен ни синай ему не помогут."
Прямо жажду на это посмотреть, право слово. Разговорами все мастера. Бла-бла-бла про то, кто чем занимался...
Я готов в любой момент. Жду. Любого. И да помогут вам ваши железки.