Статья - Фехтование катаной

Единоборства
Единоборства: Статья   Фехтование катанойhttp://derrty.do.am/publ/4-1-0-46 (с)

Бой с участием катаны

Катана была очень удобна своей универсальностью. Это и одноручное, и полуторное оружие одновременно, в зависимости от того, как лучше ее владельцу. Во время битвы в конном строю самураи пользовались только одной рукой, но когда им приходилось спешиваться, они, чтобы воспользоваться преимуществом большого веса своего меча, задействовали уже обе руки.

Первоначально техника боя при использовании катаны состояла только из широких круговых рубяще-режущих движений мечом, но со временем, по мере ее развития, количество приемов в арсенале самураев значительно возросло. Весомым преимуществом катаны перед обычным мечом европейского образца является возможность наносить при помощи нее как колющие и рубящие удары, так и режущие, а ее длинная рукоять позволяет более активно маневрировать мечом. Благодаря этому, самурай мог при использовании в бою обоих рук, описывать мечом круги с достаточно большой амплитудой, при этом, не затрачивая больших усилий.

В общем, различных техник боя на мечах в Японии существует огромное количество. Некоторые из них основной упор делают на умение мгновенно уходить с линии атаки противника, нанося при этом вертикальный удар по нему, известный как «Синкагэ-рю», в то время как другие развивают технику блокировки при помощи меча. Но эти способы мы рассмотрим позже.

Фехтование катаной – искусство

Фехтование с использованием катаной изначально называлось кэн-джитсу, но это название уже устарело и очень редко используется. Сейчас фехтование с катаной чаще называют просто кэндо. Данное искусство стало очень популярным и известным благодаря кинематографу, особенно благодаря фильмам про бессмертного Горца. Главной особенностью этого искусства является то, что мастера совершают минимальное количество движений во время боя. Настоящий мастер фехтования на катанах должен уметь побить противника одним только движением, он должен за несколько секунд успеть выхватить катану из ножен, ударить противника и вернуть катану в ее ножны. При этом считалось «хорошим тоном» за это краткое время еще и успеть отряхнуть с меча кровь противника.

Существует легенда, связанная с фехтованием на катанах. В ней рассказывается о том, что однажды молодой человек по имени Ходзе Дзинсукэ основал фехтовальную школу. Главной целью этого юноши, к осуществлению которой он шел целых три года, было совершить месть за смерть его отца. Для этого он очень долго тренировался, и в итоге стал столь быстр, что мог убить человека тогда, когда тот только еще дотрагивался до своего меча.
378 комментариев
avatar
хм, думаю, удар рапирой здорово сечет кожу вместе с мышцами, правда? :)
avatar
да, а это согласитесь неприятно)
да и что принимать за рапиру - ранние испанские образцы так вообще годятся для удара не хуже меча... вообщем как всегда частные случаи, масса вариантов и главное - определение рапиры, смотря чье определение брать)
avatar
Андрей, тут есть место путанице в понятиях «рапира» и «шпага». Сегодня многие представляют себе рапиру исключительно колющим оружием потому, что таковым она является в современном спортивном фехтовании. Исторически же «рапирой» называлось как раз то, что сегодня многие подразумевают под шпагой: колюще-рубящее оружие с прямым обоюдоострым клинком и сложной (чаще всего витой) гардой. Вот примеры рапир второй половины XVI - первой четверти XVII в.:

http://stat17.privet.ru/lr/092387f1e009e827e6119cb6d...
http://jan.ucc.nau.edu/~wew/images/rapier14.jpg
http://s15.radikal.ru/i189/0907/13/83e7ad50c0bft.jpg
http://img11.nnm.ru/5/a/e/a/f/5aeaff2370e46f989985dd...

И в описаниях дуэлей этого периода, как заметил Владислав, часто фигурируют сильные рубящие удары, лишающие соперника пальцев (попытка захватить клинок противника), даже разрубающие ребра. А вот интересный пример из описания известной по роману Дюма и фильму «Графиня де Монсоро» «дуэли миньонов» (состоялась в парижском парке Турнель 27 апреля 1578 года):
«Шомберг мощным «мандритто» срезает сопернику всю левую щеку, но Ливаро отвечает более чем достойно и протыкает немцу грудь». Речь в тексте идет именно о рапирах («…в падении он выставляет вперед острие своей рапиры»). Цитирую по: «Хаттон А. Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием. – М., Центрполиграф, 2006. С. 136».

Прошу прощения за оффтоп.
avatar
http://vkontakte.ru/video94381376_149239263 Вот пример экранизации этого поединка.И фехтуют там вроде на рапирах(хотя я не знаток истории оружия) Тоже извиняюсь,что не по теме,просто в цвет последнему сообщению.
avatar
ну тогда вопрос-чем, все таки отличается рапира от шпаги и почему сейчас эти понятия в спортивном фехтовании так разделены?
avatar
и по видео. На мой взгляд-задумка сцены боя весьма хороша. вот исполнение.... :) актеры исполняют, к сожалению... нет никакого ощущения оружия нет чувства острия, все в кистях. Я по этому вопросу разговаривал с МС СССР по шпаге, он тренирует в Таганроге. Так что по поводу четкой работы острием, кстати, точно также, как и при фехтовании японским мечом, он говорил совершенно конкретные вещи. Исправьте меня, если я что-то напутал... :)
avatar
"нет никакого ощущения оружия нет чувства острия, все в кистях. " Ни чего не понял))) Попроще можно?)
avatar
Это когда рука не чувствует оружия, и мозг ведет только кисть, держащую оружие, как будто оружия как такового нет совсем. Когда фехтовальщик ведет острие, его кисти работают по другому немного, и движения уходят через клинок вперед. Как-то словами объяснить сложно, показывать надо... :)
avatar
Не смею спорить,может так и нужно в реальном фехтовальном поединке,но в арт.пост. фехтовании которое расчитано на рядового зрителя,а не на проф.бойца не обязательно забивать себе голову подобными вещами,тем более когда имеешь дело с таким автором,как Великий А.Дюма.И при постановки этого боя учитывался только характер того или иного исполнителя,а вдаваться в тех.подробности(про острие и кисть... честно говоря я так и не понял,что Вы имели в виду) цели не стояло.И разумеется я не утверждаю,что это идеально сделаный поединок.
avatar
"Это когда рука не чувствует оружия, и мозг ведет только кисть, держащую оружие, как будто оружия как такового нет совсем. Когда фехтовальщик ведет острие, его кисти работают по другому немного, и движения уходят через клинок вперед. " Андрей,как Вы это представляете на языке кинематографа?))))) И как мне простому зрителю понять,что это именно то,о чем Вы написали? Это,как у Брехта надо перед дуэлью зонг исполнить или плакат сверху спустить на котором должна быть написана расшифровка последующего действия.То есть перед дуэлью надо зрителю зачитать ,то что "Это когда рука не чувствует оружия, и мозг ведет только кисть..." и т. д. А потом пусть смотрят дуэль и решают так оно или нет.))) Только на фига этой ерундой зрителю мозги засорять? Я бы такое кино смотреть не стал,тем более по роману А.Дюма,не об этом он писАл,даже в сценах дуэлей.Но боюсь,что я сильно засоряю эту тему.Если есть желание продолжить беседу наверное стоит перейти в другую тему.
avatar
Да нет, все нормально, это я засоряю себе мозг и Вам своими представлениями. Глаза уже не отучишь видеть то, что они видят. :) Естественно, зрителю это ни к какому черту не надо. У меня мозг болен тем, что хочется все видеть близкое к самому высокому. Это шизофрения, полностью согласен. Мне остается только принять себя таким, какой есть. :)))))) но-мне очень понравилась именно постановка сцен, хороша, очень. А на языке кинематографа-это когда приглашают вместо актеров сниматься профессионалов фехтования, что является полной и дикой чушью, простите меня за это :)))))))))
avatar
Андрей я нисколько не считаю Вас шизоидом! Я где-то и сам такой)))) Когда любишь свое дело-по другому не бывает.Кстати в этой постановке был только один человек который занимался спортивным фехтованием,а точнее пятиборьем,это М.Шевчук.Остальные и актеры и дублеры имели навыки арт.пост. фехтования,что является спец предметом в каждом театральном училище.
avatar
Шизоидом считаю себя я. :))) Да, я это знаю, про обязательный предмет в театральных-сценическое фехтование. Все-таки, если отбросить всякую мозговую ерунду, то сцена очень хорошая, повторюсь. :)
avatar
Андрей, я тоже не специалист в этих вопросах, интересуюсь мечами, а про шпаги с рапирами знаю, главным образом, по отдельным музейным экспонатам и письменным источникам. И вот в текстах XVI – XVII в. фигурируют оба названия, причем, одно время – по отношению к одному и тому же типу оружия. «Rapira» – слово итальянское, и в текстах XVI в. чаще всего использовалось оно. Рапиры этого периода – с довольно широкими и толстыми лезвиями, почти как у облегченных «городских» мечей (но длиннее), и ими активно рубились:
http://talks.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/001...

Позднее, с началом XVII в., в текстах все чаще встречается слово «шпага» (от испанского «Spada»), менялось и само оружие: клинки становились легче, тоньше, уже, ими все больше кололи. Но и более широкие клинки предшествующих лет тоже ходили вовсю. Вот, для наглядности, образцы того, что примерно одинаково встречалось в первой половине XVII в.:
http://www.razreshilovka.ru/images/book/img/img_book...
Как видим, одно оружие явно располагает к рубящим, другое – к колющим ударам. А название бытовало одно :-)

Еще позднее, к концу XVII – XVIII вв. шпаги стали вот такими:
http://www.ww2.ru/upload/iblock/1b9/jun10-1161.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/653...
Такими шпагами уже только кололи, иногда резали, а для рубящих они были слишком тонки (хрупки). Ну а с середины XVIII в. в широкое употребление входит легкая шпага с трехгранным клинком (от нее и специфика современной спортивной), это уже чисто колющее оружие:
http://cs341.vkontakte.ru/u4142653/86962451/x_660703...

Так что тут и вправду много путаницы: и разные названия одного типа оружия, и изменение самого оружия со временем, и изменение техники боя.

В современном спортивном фехтовании эти два названия сохранены, возможно, для того, чтобы использоваться для наименования разных снарядов и техник: рапира легче, ей только колют, и только в корпус. Шпага потяжелее, с другим сечением клинка, и ей тоже только колют, но в том числе – в голову.

Заранее прошу прощения за возможные неточности: далеко не специалист в этой теме.

P. S. Вот тут, в этой же группе, нашел несколько другую информацию от Алексея Бесфамильного на счет названий. Скорее всего, она точнее моей:
http://vkontakte.ru/photo-7447335_132571738#pages/0/...
avatar
да, удивительно, ничего не скажешь. А я думал, что все как в спорте... :) Спасибо за хорошую информацию. :)
avatar
Нифига я немцев не люблю, по части клинов лично мне нравятся сабли.
И с моей точки зрения еще ни кто не превзашел высшие сорта индийского булата ( только Аносов и потом Басов повторить смогли) . Так что сабля из булата куда как круче чем все остальное.
А катана как я уже писал - самый простой и дешевый полосатый "дамаск" повторяет.( складки при сварке в одну сторону)
Видимо изготовление плохих клинков вошло в традицию и они досих пор не могут от этого избавится.
"Правда, вот табельное холодное оружие мало напоминало традиционные катаны. Мечи, кортики, сабли, тесаки и прочее было создано по европейским образцам. Своеобразие наличествовало лишь в оформлении, где все-таки присутствовали национальные мотивы. Кавалеристы и офицеры пехоты носили сабли. Морские офицеры - кортики и парадные мечи. А дипломатический корпус - и вовсе европейские шпаги. Ситуация изменилась, как только Япония оправилась от культурного шока и догнала развитые страны по техническим и военным показателям. Тут самураям снова захотелось национального самосознания."
avatar
Дмитрий * DIMSAN * Викулин
Странно слышать такое:"Видимо изготовление плохих клинков вошло в традицию и они досих пор не могут от этого избавится."
Уважаемый, Вы, кажется давно не просматривали данных продаж по аукционам, где появляются лоты с холодным орудием. Ваших любимых сабель там маловато. А Ваш пост, простите, дурно пахнет-"типа, а мне на всех вас ложить, мне нравиться это и всем вам буду этим тыкать в нос при каждом удобном случае". Простите, но мне, к примеру, на-ать на то, что нравиться Вам. Потому как с моей стороны нет никакого желания нацепить на весь мир катана, как у Вас-саблю. Так что к чему Ваш пост-непонятно.
avatar
2 Алексей Bac9I Лопатин

>Не-а, вы не даете устать мне уже реально интересно сколько вы будете >из темы в тему повторять то в чем я якобы ошибся

из вашего вопроса (риторического как я понимаю) следует убрать слово "якобы" ;-)

>А потом в доказательство приводить данные ролевых сайтов.

Где в статье указан один из источников "Энциклопедия холодного оружия". Эта книга тоже "ролевая"? ;-)

Кстати, вы в качестве доказательства, уж простите, вообще обычно не утруждаетсь приводить хоть какие-либо ссылки... А те что приводите, простите, перевираете! Нет? Может вам напомнить про книгу Мусаси, которую вы пытались впихнуть в 16 век, хотя она написана в 17, или про статью о рапирах где вы слово "некоторые" пытались выдать за слово "многие"? ;-))))

>Так вы поясните как скользящим ударом разрубить человека пополам?
ссылочку можно? А то я тоже читал, что после отковуи катану провереляи кроша десятками "осужденных преступников" пополам ;-)

Кстати, я пистолетом тоже могу человека оглушить, ударив по затылку рукояткой... Вот только пистоле для другого предназначен ;-)

С катаной, как я читал - та же история- ею можно было рубить, но основное предназначение катаны было наносить режущие удары.
avatar
Логику включите!Проверяли катану разрубанием, а предназначена резать?
Это как авто проверять на летные качества.
Ну и на конец какие нибуть доказательства будут? Ну кроме ролевыХ?
Или вы считате что поебень про разрубание японцами американцев вмесме с винтовками доказательство режущих ударов?ЛОЛ
<<Где в статье указан один из источников "Энциклопедия холодного оружия". Эта книга тоже "ролевая"? ;-)>>
Извашей ссылки:http://stormtower.ru/wiki/Катана
<<<Автор - Мэлфис К.
При написании статьи использованы следующие источники: Энциклопедия Холодного оружия и ряд других, названий которых не сохранила история>>>
Мэлфис это не вы? А энциклопедия не ваш воспаленный мозг?
Или все как с доказательствами в технике будет? И подтверждения не дождемся?
p.s.походу вам Алексей только и остается считать где я запятую не там поставил да на 50 грамм ощибся. Удачи на вашем нелегком пути!
avatar
Не спорьте мальчики, вы оба по своему правы и не правы)))
Катана предназначена как для рубки так и для резки причем одновременно в одном ударе (мечник может регулировать чего больше будет в ударе рубки или резки в зависимости от ситуации).
А еще катана можно заколоть, что так же использовалось очень часто особенно против противника в доспехах, которого вряд ли получилось бы разрубить даже двуручным мечем!)
avatar
Тсс Павел, не надо пусть сам мучается:) Зачем вы ему все разжевываете:)
avatar
#122
Алексей Бесфамильный
Алексей Bac9I Лопатин
Алексеи, ну чего вы цепляете друг друга? :) ну, нормально, все могут ошибаться, никто не безгрешен. Помните, как высказался господин Мюллер в "Семнадцати мгновениях весны"?: "...Верить в наше время нельзя никому. Мне-можно..." :))))) Просто ошибки можно и нужно прощать, можно простить измену, но вот с предательством-это посложнее. Так что, перестаньте, право, а то немного напоминает бабушек возле забора на лавке... Только без обид, хорошо?... :)))
Кстати, по поводу нанесения ударов катана. Следуя инструкциям старых школ можно различать несколько видов воздействия мечом на тело человека. А именно:
1 собственно удар(название японское-"ути")-предполагает вхождение меча в тело на уровне первой трети клинка от острия(название данной зоны лезвия "моноути"(зона удара)). Преимущественно данный тип воздействия выполняется в голову, по кисти, бедру, голени. Предполагает последующий за ним более мощное воздействие или остановку в действии с противником вследствие его поражения. Погружение в тело противника на ширину клинка или немного глубже, вынимание клинка происходит по той же траектории, что и вхождение в тело, направление силы кистей и тела на клинок-вперед и от себя;
2. разрез( звучит как "кири", что может обозначать и рез и разрубание)-предполагает вхождение в тело противника по скользящей траектории и ведение в теле, рассекая плоть, до естественного выхода клинка из тела, по соответствующей изгибу и траектории реза мечом линии. Погружение в тело противника не сильное, возможно повреждение и рассечение небольших костей тела, как то: ребра, ключицы, кости предплечья и т.п. Не предполагает сильного давления на клинок и замечателен тем, что в любой момент меч может быть выведен из разреза продолжая его линию или просто останавливая ведение меча с переходом к другому действию или другому противнику, направление приложения силы на клинок вниз и от себя;
3 Собственно-рубка мечом. В основном проводиться по закрытым защитой зонам , при полной уверенности в результативности данного действия, так как обуславливает полное приложение силы кистей, рук , спины и бедер в движение, направленное вниз. Вхождение в тело может начаться от середины лезвия, для чего обычная дистанция подхода к противнику немного уменьшается. В основном применяется при уходах с линии атаки, причем очень коротких. В этом случае касание мечом тела противника соответствует опусканию идущей в сторону ноги, а окончание движения-постановке следом идущей ноги на землю. Хотя есть и другие способы, касаемо сочетания этого действия мечом с работой ног. Характерный пример-рубящий силовой удар по горизонтали с уходом в сторону от вертикального удара. Это тот разрез, который режет вдоль локомотив и все последующие за ним вагоны поезда, идущего на полной скорости. :))))))
Кстати, знаменитый сори(изгиб меча) типа Бидзен-сори, первый раз применившийся на мечах, выкованных в провинции Бидзен и в котором наибольшая точка кривизны меча смещенная к рукояти наиболее употребим как раз для мощных, рубящих ударов.
Вот, я постарался по мере своей информированности, прошу прощения, весьма скудной, немного просветить тему. :)
Кстати, Мусаси в "Го Рин но Се" различает разрез и рубку мечом не столько по характеру воздействия, сколько по духу того, кто наносит удар, то есть самого фехтовальщика. :)
avatar
Ну все не дали потролить Бесфамильного:( / cry
avatar
Алексей Bac9I Лопатин
Это не секрет, но для того чтобы понять какое либо искусство, прочтения литературы и изучения мат-части недостаточно, это будет только верхушка айсберга.
А если человек утверждает что он мастер по сабле или рапире, то это еще не значит то он так же автоматически мастер по катана, так можно утверждать что если кто то хорошо стреляет из пистолета, то и из лука то же снайпер, бред...!)
И нет придела совершенствованию в любом исскустве!!!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.