Что важнее: историческая достоверность или эффектность экшн???
Практически все российские исторические фильмы (снятые в последнее мвремя) не блещут талантом. Одно из главных провальных мест в наших фильмах - это батальные сцены, поединки, драки... (Что нет спецов? нет должных исполнителей?) И мы все придирчево смотрим картины и находим, с нашей точки зрения, исторические ляпы и т.п. Но вот вопрос: а нужно ли так уж следить за достоверностью или все же эффектность, в этом деле, стоит на первом месте?
А насчет стиля, то может, более точным было бы слово не стиль, а стилизация. Например, ту же "Ромео и Джульетта", похоже, стилизовали под буффонаду, раз там дрались шариками. Понятно, что два разных режиссера поставят две разных буффонады, но у обоих будет общее то, что они идут от буффонадной стилизации, а индивидуальное - это их почерк. Опять-таки режиссеры могут поставить из "Ромео и Джульетты" кровавую натуралистичную драму, общее у них будет стилизация под натурализм, а индивидуальное уже их видение, почерк и прочая. Конечно, мы тут опять можем прийти к жанру и жанровому своеобразию, поставить жанр во главу угла. Но - у Шекспира спектр стилизации его пьес может быть велик (под фарс и до трагедии вселенского масштаба), но все равно трагедии останутся трагедиями, какой бы стилизаацие ни был прикрыт их трагизм. Другие авторы не столь демократичны, как он, и сужают рамки для вольных действий постановщика, спектр стилизации мал, например от драмы героической до лирической, роль играют крохотные-крохотные стилистические нюансы. (Например, в воле постановщика лишь немного смягчить или немного заострить драматизм). Лишняя капелька крови все испортит или поправит. Вот потому хорошо бы посмотреть поединки, отталкиваясь: 1. От стилизации, исходя из которой задается тон пьесы. 2. От индивидуального предпочтения постановщика. Возможно, что если просмотреть блоком такие поединки, можно было бы выяснить, где та грань между условностью и реальностью и сделать более точные обощающие выводы.
в самом определении темы "Что важнее: историческая достоверность или эффектность" заложен момент, который, как мне кажется иногда выпадает из внимания дискутирующих: если речь идет о ЭФФЕКТНОСТИ, то предполагается наличие зрителя. Судья, рефери оценивает бой по эффективности, т.е по результату. Кто кого зарезал. А ЗРИТЕЛЮ важно... вот тут вопрос. КАКОМУ зрителю? Если моей мамочке, которая исключительно неравнодушна к Боярскому, я начну объяснять, насколько он смешон в "трех мушектерах", то она просто не станет меня слушать. А бой в "1612" оставит ее совершенно равнодушной. Весь вопрос в том, на какого зрителя рассчитан фильм. Или спектакль. И пытаясь взвесить, что в поставленном на зрителя бою важнее: достоверность и техника, или внешняя эффектность никогда не придут к одинаковому мнению люди, которые оценивают этот бой с разных позиций. Когда мне в театре приходится ставить сцены, в которых актеры с различной степенью достоверности мутузят друг друга не очень опасным железом, то у меня нередко возникают конфликты с режиссерами, которые имею СВОИ цели, исходя из концепции спектакля, и которые не шибко совпадают с моими целями в конкретной боевой сцене. Так что на разных уровнях, с разных позиций и ответ на вопрос, заданный в заголовке будет разный.
В прошлом году студенты мои вынесли на экзамен танго со шпагами в руках. Их мастер курса (учившийся, кстати, у Галины Викторовны Морозовой, и поэтому имеющий представление о том, что такое эта железка в руках) после экзамена сказал мне: "Конечно фехтовать они нихрена не умеют. И шпагу так не держат, и позиции... но, ты знаешь, я смотрю на них и верю им". Это к вопросу о балансе между ЭФФЕКТНОСТЬЮ и ЭФЕКТИВНОСТЬЮ. Для режиссера эффектность, если она точно и предсказуемо воздействует на зрителя, и является синонимом эффективности.
А то что в диспут влезли люди с театральным подходом к проблеме... Разве у нас не демократия? И разве обсуждается не ЗРЕЛИЩЕ?
Прошу прощения за заумь, но в голову приходит замечание Белинского о том, что можно очень натурально, очень правдоподобно изобразить пьяницу, свалившегося в яму и сломавшего там в ногу, но это не будет показателем мастерства автора, если в этом не будет того, что через это автор хотел сказать читателю, если целью автора не будет ничего, кроме голой информативности.
Всю реальную правду в искусстве отразить невозможно, и дело в точности выбора режиссера-постановщика: какую сторону жизненной правды показывать. Видно, реалистичность во время боя важна тогда, когда она эффектна и потрясающа именно из-за своей реалистичности. Иной реалистичности в искусстве, наверное, не надо. Николай, спасибо за ваши соображения.
Дело не в том что люди влезли, а в том, что настойчиво иногда с переходом на личности, начинают доказывать что иной подход к проблеме не верен, а кто этого не понимаеют - те лузеры
А в фильмах, по-моему, это не так принципиально, ну или решается проще: за счет монтажа, большого количества дублей и разбития фехтовальных поединков на отдельные сцены (блоки)
Наверно, основополагающим вопросом плана, так сказать, сверхзадачей, придется сделать вопрос «Что в данном случае заставило отойти от реалистичности?» и к элементам фехтовального поединка, и к поединку вцелом.
Похоже, не избежать и структурного подхода, без которого не определишь функцию эпизода поединка в построении сюжета. Если в артфеховском этюде все элементы композиции вне фехтовального поединка «обслуживают» фехтовальный эпизод, то в театральной пьесе или кинокартине фехтовальный эпизод сам «обслуживает» сюжет, обычно на сюжетном повороте, где сцена боя является следствием чего-либо и важна для продвижения сюжета своим исходом. Это нужно для того, чтобы определить «Какие задачи решает эпизод, сцена боя по ходу сюжета». Ведь именно исходя из этих задач и выбираются средства постановки от больших построений до деталей. И этот вопрос будет одним из путей поиска ответа по сверхзадаче. Навреное, начало плана надо искать где-то здесь.
Ещена данный момент встает вопрос о том, как разложить сам фехтовальный эпизод на моменты подъема и спада напряжения, задержания напряжения, задержания спада напряжения. Где, кстати, можно найти термины, более точно характеризующие эти фазы, чтоб мы могли ими пользоваться?
Любой поворот сюжета, меняющий отношения, обстоятельства, атмосферу - событие. Каждый фехтовальный эпизод, - тем более если это самостоятельное художественное произведение, - содержит определенный событийный ряд:
- исходное (что случилось ЗА СЦЕНОЙ) или основное (что случилось НА СЦЕНЕ) - оба или любой из них служит причиной боя.
- центральное (собственно, логическое разрешение того конфликта, за которым наблюдает зритель) или финальное (аналогично, но одновременно является и логическим разрешением всего номера, кульминацией) - обычно это невозможность одного из противников продолжать бой, либо координальная смена их отношений.
Это основное, если не усложнять...
"задержания напряжения, задержания спада напряжения" - не очень понял... есть такой термин, как "психологическая пауза", подразумевающий активное внутреннее действие, оценку происходящего - это, пожалуй, задержание напряжения... подъемы и спады - это темпоритм, совокупность физической скорости действий с волевой активностью...
Как-то так)
Можно, конечно, подобрать и другие определения, но как уже высказывал похожую мысль Николай Камзин - если мы занимаемся постановкой боя на СЦЕНЕ и для ЗРИТЕЛЯ, то и терминологией логичнее всего пользоваться театральной.
Это я все к тому, что сам вопрос "что важнее достоверность или эффектность" будет некорректным, если не уточнить "ГДЕ". В театре или на турнире по артфеху или там истфеху (извините, если не очень точно сформулировал)
Евгению Гулюгину: наверняка темпоритм раскладывается на какие-то составляющие, если это не просто определитель постепенного равномерного повышения \понижения напряжения. Вот и интересно на какие. Мне кажется, что здесь имеются не только динамичные стадии подъема и спада напряжения, но и некоторые стабильные состояния при которых напряжение сохраняется, подчеркивается, так же, как и расслабление ситуации. Предполагаю, что именно эти стабильные состояния играют неменьшую роль в притягивании внимания зрителей, и именно их правильное чередование и создает зрелищность. Психологические паузы могут быть лишь одним из приемов достижения этих состояний, но все ими не объяснишь. Как они называются?
http://vkontakte.ru/topic-10791688_21629944#offset=20
если фильм исторический - то лучше приоритетом ставить достоверность фактов.
А если боевик, то конечно лучше батальные сцены на первый план выдвинуть. Все-таки же не документальный фильм. Тут нужна яркость и зрелищность.
http://vkontakte.ru/video-21269440_154466198 с 81:53. Влюбленный Шекспир.
http://vkontakte.ru/video-21269440_160511319 с 66:16. Тибальт,Меркуцио.
http://vkontakte.ru/video-21269440_160511318 с 7:46. Тибальт Ромео.
"Если кому-то действительно будет "не влом" поискать видео, я бы предложил классическую сцену боя между Тибальтом и Меркуцио и, следующую за этим, - с Ромео. Экранизаций и постановок - тьма... В зависимости от взгляда режиссера одни и те же обстоятельства могут обыгрываться и решаться совершенно по разному. В этом есть, что разбирать и есть в чем находить точки соприкосновения)" Евгений я вот покопался и кое,что нарыл.Немного,но хоть,что-то.