Что важнее: историческая достоверность или эффектность экшн???

Единоборства
Единоборства: Что важнее  историческая достоверность или эффектность экшнПрактически все российские исторические фильмы (снятые в последнее мвремя) не блещут талантом. Одно из главных провальных мест в наших фильмах - это батальные сцены, поединки, драки... (Что нет спецов? нет должных исполнителей?) И мы все придирчево смотрим картины и находим, с нашей точки зрения, исторические ляпы и т.п. Но вот вопрос: а нужно ли так уж следить за достоверностью или все же эффектность, в этом деле, стоит на первом месте?
189 комментариев
avatar
Алексей, а я вот не соглашусь с вашим мнением по поводу актеров. В большинстве фильмов бои с фехтование скучны и неинтересны, и весь эффект добивается не умением актеров, а рваным монтажом.
За редким исключением, типа Трои, Графини де Монсоро и ряда других.
А а арт-фехе из чисто актерских колективов мне известны только Флэш (РГУФК РАМТ). И да, номера у них было очень интересно смотреть, но это вовсе не значит, что там очень уж классное фехтование :). Вот такой вот парадокс.
avatar
Влад, Флеш с Щукниского училища был (надеюсь не попутал в этот раз). :)
И на шпагах они фехтовали хорошо. У Алека Давидовича не забалуешь. :) А фехтовальные сцены во многих Российских фильмах мне нравятся. Хотя в средневековье пробел заметен.
avatar
Влад - я наверное не раскрыл свою мысль. Я не имел ввиду фильмы, я говорил про артфех и что там хорошие актеры выступают интереснее чем хорошие фехтовальщики. Лично мне смотреть интереснее. А в фильмах если критиковать бои. то тут я первый буду, отсмотрел порядка 600-700 фильмов, где есть хоть каким то боком фехтование и могу сказать, что на плохие фильмы обязательно попадается какой нибудь хороший. И да. актер не спасает, даже если он профи. Важна постановка. Вон например Кристанна Локен красиво изображала бои в Нибелунгах, а в Бладрейн с ней бои отстойнейшие. Дольф Лундгрен в фильме в стиле звездных войн прикольно мечом махал, а в Миньоне - че попало. Если подумать еще такие фильмы можно вспомнить, где один и тот же актер фехтует зрелищно либо нет. Эрик Робертс в фильме Поднявшие меч - симпатично фехтует, а в "Гвардейцы короля" если не спутал название - так себе. Вобщем в фильмах постановщик и режиссер решают много.
avatar
Серег надо посмотреть будет, мог перепутать.
Алексей, смотреть актеров естественно интереснее, но не по причине высококлассного фехтования, к сожалению :)
Тут как раз в идеале нужен сплав. Чтобы фехтовальщик ставил фехтовальную часть, а актер игру на публику исполнителей поединка.
Ну и в итоге для зрителя (не имеющего отношения к фехтованию) зрелищность и эффектность, важнее чем достоверность. Хотя в идеале опять же нужен баланс. Китайское летающее кунг-фу эффектно, но смешно и подходит только для фентезийных фильмов, а его куда только в свое время не лепили.
avatar
Flash - это Щепка, истины ради.
Сравнивать кино и театральные постановки (тот же арт-фехт) не совсем корректно... если не сказать - совсем некорректно. Одно дело - сделать несколько дублей, с разных точек съемки, с разных планов - общий, детальных несколько и т.п. и потом из этого богатства смонтировать бой; другое - сделать бой на 3-4-5 минут без дублей, вживую, без права на ошибку и без всяких намеков на последующий монтаж.

Но, кстати, ушли от темы обсуждения...
Баланс должен быть. Эффектность не в ущерб достоверности, достоверность не в ущерб эффектности. Постановщик должен понимать, что в кино (театре) показывается не реальная жизнь, а все-таки что-то несколько искусственное, хоть немного, но придуманное. Характеры героев должны быть ярче обозначены, чем они проявляются в реальной жизни. Поэтому здесь уже появляется возможность эффектностью поиграть. А чувство баланса - это как чувство меры: не всем дано.

Что касается исторической достоверности поединков, то не всегда она и нужна - яркий пример советские "Три мушкетера". Смотря, какие задачи (и бюджет) у режиссера. А вот другой пример, серьезного отношения к достоверности - "Капитан Алатристе" (мне понравились там боевые сцены - скупо, лаконично, но достоверно с точки зрения боя).

Поэтому я бы сказал, что нужна адекватность :-) может, у режиссера актеры не фехтующие, а на дублеров бюджета нет? :-) о какой достоверности можно говорить в таком случае?
avatar
в принципе, почти все сказанное можно свести к одному слову - жанр

повторюсь от 3 апреля, жанр в данном случае надо расшифровать как степень условности, а степень условности в свою очередь ОПРЕДЕЛЯЕТ соотношение эффектного\эффективного, скрывает\акцентирует, оправдывает технические накладки и "дыры в бюджете".

А так, - имхо немного от темы, - главное, чтобы постановщик боя ВИДЕЛ весь бой от начала до конца во всех деталях, актеры могли это РЕАЛИЗОВАТЬ (хороший актер ТОЧНО поставленную задачу всегда хорошо исполнит, при этом ему действительно не обязательно быть специалистом другой профессии - этому учат), а ОПЕРАТОР умел это СНЯТЬ. И будет счастье. И эффектное и достоверное. В идеале...))
avatar
Евгений Гулюгин вы правы... Вот ведь какая штука вырисовывается: в сущности все вышесказанное является правильным и главное, что мы все это понимаем и соглашаемся с друг другом. И Евгений Зыков - я с вами соглашусь, что постановка в кино и на театральной площадке разные вещи и принцып работы разный, хотя это сродные вещи (я это знаю не понаслышке). Но в кино тоже есть (хотя очень мало) где бои показаны одной камерой, без монтажа. Это как актер кино и актер театра. Но...
Где же эта грань достоверность и эффектность? Как ее пределить? По каким критериям судить фехтование и бой? И есть ли один рецепт этому?
avatar
http://vkontakte.ru/video94381376_157233216 Почти четыре минуты одним дублем и и одной камерой,не совсем фехтование,но я снимаю шляпу перед исполнителями и постановщиком.Насколько это реалистично спорить трудно,но в контексте всего фильма я пожалуй готов поверить,что такое возможно.
avatar
И это опять азиаты, а они впереди планеты всей в этом вопросе...
avatar
Но большой эстетики в этом бою нет. это не хорошо и не плохо - это такая форма ...
avatar
Евгений Ежиков,а почему Вас такой вопрос интересует?
avatar
Евгений. "Олдбой" как аз выделяет наглядно разницу между эффектностью и достоверностью. посмотрите сколько противников понадобилось для того, что бы эффектно показать достоверность действий героя - молотком по балде очень достоверно больно )

реальный бой, это бескомпромиссность происходящего - ты или тебя.
фехтование подчиняется строгой логике и минимизированности движений.
в кино такое зачастую мешает, особенно, когда речь идет о поединке главных героев. в таких эпизодах нужно, что бы все действия персонажей были логичны и оправданы ситуацией. иначе возникают те самые ляпы, которые так нас коробит. вместо, пырнуть мечем открытого врага, персонаж бьет его по лицу - НАФИГА ? потому что время поединка еще не кончилось )) это проблема плохой постановки и режиссуры в целом.
а в массовых боях ГГ крошит полтора, два десятка вражин, что бы показать какой он крутой - это то же мало достоверно, как и бегущие друг на друга армии.

настоящий бой слишком короткий, что бы быть эффектным.
avatar
Олег, вы мне странный вопрос задаете, а почему меня это не должно интересовать?)))
avatar
Просто вопрос похож на анкету.))Вроде как собираете голоса для каких то своих решений.)Но это так,...навеяло.))Без обид!)
avatar
Хан я согласен с вами: реальный бой не только короткий, но и не красивый. Для того, чтобы ставить хорошие бои, как на оружии так и рукопашку, важно понять, определить для себя, эту тонкую грань между реальностью и эффектностью. Мне интересно кто определил для себя эту грань и как она выглядит? Вы, Хан, определии эту грань? Вы Евгений Гулюгин и Вы Евгений Зыков, Алексей и Сергей? Ну и вы, Олег Гладиус, задам вам вопрос такой же?
avatar
Да тут в темах такого же типа вопросы и мой ни чем не отличается?
avatar
Евгений,я о том,что уже обсуждалось что-то в этом роде).Тут уже столько мнений высказывалось.А что для Вас,историческая достоверность?
avatar
я для себя определил - ничего не мешает движениям выглядеть выразительно. Потому что показ боя и бой это разные вещи. Бой в кино или в театре это зрелищный элемент. И если участники не могут передать телодвижением силу, ловкость, гибкость, напор, короче - качества движений и эмоции ярко - незачем вообще такое показывать.
avatar
Я не замимаюсь чистой реконструкцией, я занимаюсь театром и все что с этим связано. В том числе ставлю бои... Поэтому историческая достоверность меня интересует только в рамках поставленной театральной задачи, такие как: время действия, место действия (страна), условия среды и характер героев. Все остальное это эффектность.

Но мне бы хотелось узнать другие мнения.
avatar
алексе, а если по задаче должна быть скованность движений?
avatar
у меня нет задачи балансировать между эффектностью и правдоподобностью - я применяю в поединках приемы реального боя со сноской на условность поединка в целом.
avatar
Евгений,пожалуй,я с Вами соглашусь в этом.В постановке поединков руководствуюсь примерно теми же мыслями.)Еще оружие добавить можно сюда.Но вероятно Вы это тоже имели ввиду.)
avatar
Да, Олег, совершено верно, это само собой...

Хан, сознательно никто не балансирует и реальные приемы применяют, ну, если не все, то многие это уж точно. И балансировка происходит как бы между прочим . Или вы хотите сказать, что при постановке, не думаете "реалестично или нет, красиво или нет"?
avatar
да я просто постановкой не занимаюсь ))
avatar
http://vkontakte.ru/video#/video2027527_72503888 единственная постановка в моей жизни.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.