Статья - Двумечный бой - особенности, преимущества, недостатки практика использования контртехник

Единоборства
http://zhurnal.lib.ru/o/ogoblin/contrtehniki.shtml
http://zhurnal.lib.ru/o/ogoblin/dvumechniiboi.shtml

Двумечный бой - особенности, преимущества, недостатки (практика использования контртехник).

В рамках данной статьи нами будет рассмотрена практическая сторона двумечного фехтования. К нашему глубочайшему сожалению, среди критиков данного направления сложилось стойкое недопонимание сущности данного явления, именуемого двумечным боем. В следствии чего следует заострить внимание на наиболее практической части данного явления.
Фехтование двумя мечами содержит в себе ряд достоинств, но прежде чем говорить о них более подробно, для начала следует остановится на конструктивных особенностях оружия.
Пожалуй, в плане техники стоило бы выделить три наиболее часто используемые группы: во-первых, это парные легкие короткие мечи (вакидзаши и тому подобное, впрочем, конструктивно техника использования укороченной европы отличается незначительно), во-вторых, парные длинные легкие мечи (парные сабли и т. д.), и в-третьих, парные длинные тяжелые мечи (европы, каролинги, фальшионы).
Таким образом, в наличии имеется не один абстрактный двумечный бой, а три техники, каждая из которых обладает своим комплектом достоинств и недостатков, исходя из конструктивных особенностей оружия.
Парные короткие мечи предполагают высокую скорость и плотность нанесения ударов, а также наибольшее удобство и свободу действий. Но вместе с тем они обладают рядом существенных недостатков, как то малый радиус поражения и трудности с блокированием.
Каковы же в таком случае недостатки более длинного парного оружия (не считая конструктивных особенностей самого оружия)? Основная проблема состоит в том, что большинство противников не станет проводить активных атакующих действий со сближением, а предпочтет использовать тактику золотой победы, сделав ставку на отходы с контратакой. Таким образом, преимущество в инициативе оборачивается потребностью постоянно атаковать. Ведь даже если противников будет двое или трое, лишь немногие попробуют провести полноценную атаку через завесу.
Основная метода противостояния двумечнику, не использующему тактику берсерка, состоит в том, чтобы, уйдя с дистанции атаки двумечника, провести контратаку (как правило, в руку). В то время, как объективно двумечник имеет значительное преимущество перед противником с одним мечом на ближней и средней дистанции, пассивная тактика становится чем-то вполне естественным. А в исполнении хорошего кендошника или саблиста - более чем выигрышной. Противники, делающие ставку на колющую технику в этом отношении более безопасны, а посему постараются просто измотать, дабы реализовать преимущество в скорости и точности против уставшего противника.
Таким образом, у двумечника всего три альтернативы: во-первых, можно затягивать бой (но это, как вы понимаете, не выход), во-вторых, можно использовать тактику берсерка (которая, в свою очередь, опасна прежде всего для атакующего вне зависимости от того, один у него меч, или два), что, как правило, ведет к обоюдке. Ну и на конец, в-третьих, мы можем атаковать обычным манером, что опять же, при использовании обычных техник ставит нас в невыгодное положение. Конечно, многое зависит и от уровня вашего противника/противников. Против более-менее среднестатистического оппонента "перебор" инициативы не критичен.
175 комментариев
avatar
Также существует проблема людей "с большими щитами", о которой так любят говорить критики двумечного боя. Дескать, какой толк во всех этих связках, если противник почти целиком закрыт.
Однако все эти проблемы имеют решение. О котором вполне могут не догадываться многие начинающие двумечники. Что уж говорить о критиках?
И решение это лежит исключительно в плане технического арсенала. Ибо в фехтовании в плане техник и стилей часто проявляется принцип "камень-ножницы-бумага". И если основные универсальные техники оказываются не эффективными, следует воспользоваться техниками, предназначенными против вполне конкретных в техническом плане типов противников.
Как бороться с любителями контратак при отходах в целом, и саблистами в частности? Здесь все достаточно просто: нужно всего лишь повернуть средство противника против него самого. Ибо благодаря двум мечам мы можем ответить на контратаку "контрконтратакой", извиняюсь за каламбур.
Ибо во время контратаки ваш противник оказывается столь же уязвим, как и вы во время атаки. Ведь основная причина успеха контратак заключается в том, что в момент торможения нам нечем отогнать противника. Следует также помнить, что при ориентации на контратаки при использовании рубящей техники используются выжидающие стойки с поднятым на замахе мечом. Таким образом, двумечнику рекомендуется в таких ситуациях держать один меч в выжидающей позиции. А еще лучше - оба, что позволит снизить нагрузку на концентрацию и уменьшить предсказуемость ваших действий. А для новичков - существенно упростить технику, ибо двойная выжидающая стойка почти не требует слаженной работы обеих рук.
Как бороться с кендошниками? Тут ситуация несколько иная - адепты кендо в силу конструктивных особенностей катаны имеют преимущество в радиусе поражения. Выжидающая стойка, большая дистанция, а также скорость удара и скорость реакции кендошника ориентированны не на контратаку, а на встречную атаку, атаку на опережение. А отсюда следует, что кендошник: а) более предсказуем, б) значительно меньше готов к отступлению, особенно, если уже начал удар. Решение сей задачи предельно простое: Нам с точностью известен удар, а также то, что противник в момент его нанесения не сможет отойти из-за стереотипов поведения и привязке ног к нанесению удара. Использование выжидающих стоек в такой ситуации не столь эффективно, ибо у противника преимущество в дистанции, атака пойдет из верхней полусферы с высокой степенью вероятности прямым рубящим в голову (ибо во-первых, рефлексы, а во-вторых, самое короткое расстояние между двумя точками в нашем случае - прямая). Из этого следует, что: а) следует одной из рук с мечом прикрывать голову, б) у кендошника остается полностью открытым корпус, а поскольку, как уже говорилось выше, самое короткое расстояние между двумя точками в нашем случае - прямая, то кендошник просто напрашивается на колющий в корпус из нижней полусферы. Для чего, собственно, существует соответствующая стойка и ее зеркальное отражение.
avatar
Ну и наконец, самый страшный зверь для запугивания маленьких двумечников - "человек с большим щитом". Для двумечника есть два способа его нейтрализации. Если двумечник быкует, изображая из себя берсерка, придется поступать аналогичным образом, ложась коленом на щит, блокируя меч противника одним мечом, и нанося удар за щит другим. Вы рискуете, но и щитник тоже. Если же щитник не собирается устраивать забеги со своей дверью по пересеченной местности, то мы Дей ствуем более простым и безопасным образом - удар, желательно усиленный, одним из мечей в край щита, который ближе к мечу щитника, дабы развернуть его щит, и удар вторым мечом в открывшийся бок. Главное - следить, чтобы меч не соскользнул. Конечно, особо ушлые щитники могут успевать разворачивать щит, дабы ваши удары соскальзывали, но вся прелесть состоит в том, что эти атаки в щит вас ни к чему не обязывают.
Наличие множества адаптивных контртехник - это то преимущество, о котором забывают весьма многие, будучи поглощенными разбором различных циклических техник, кои во многих ситуациях действительно несколько бесполезны. Будем надеятся, что и господа интернет-критики извлекут из этого полезные для себя сведенья и не будут поражать нас своей полной технической безграмотностью и незнанием реалий практики.

Семенов В. А., СПб, 10.01.2008
avatar
Двумечный бой - мифы и реальность.

Сегодня я хочу обратится к проблеме, вызывающей достаточно много споров в информационном пространстве. Надо сказать, в сфере фехтования таких проблем скопилось несколько. Например, непрекращающиеся споры о реальном весе средневекового меча. Еще одной из таких проблем является обсуждение перспективности/бесперспективности освоения двумечного боя. Равно как и о его эффективности. В связи с тем, что в различных источниках - будь то книги, фильмы, или компьютерные игры, увеличивается число персонажей, владеющих данным искусством (чего только стоит Дриццт ДуРден Сальваторе), так с каждым годом увеличивается число фанов данного направления. Однако подавляющее большинство этих фанов вряд ли брала в руки хотя бы тренировочные мечи, и судит о данном направлении фехтования не на основе реальных знаний, а на основе впечатления, произведенного персонажем Фильма/книги/и т. п. Так на свет появился миф о том, что двумечный бой является самым лучшим, самым эффективным, а также нереально трудным в освоении направлением в фехтовании. Но существует и контрпозиция, считающая двумечный бой в лучшем случае не эффективным "выпендрежем", а в худшем - выдумкой, никогда реально не существовавшей. Данной позиции придерживаются многие реконструкторы (преимущественно - щитники), а также ряд "Интернет-историков", сыплющих ссылками на исторические источники разной степени достоверности.
Однако стоит заметить, что обе точки зрения достаточно наивны, и, как правило, высказываются теми, кто о реальном двумечном фехтовании имеет представление достаточно смутное.
Углубляясь в историю вопроса, мы можем с уверенностью назвать ряд школ и направлений, работающих в области парного оружия.
В Европе преимущественно использовалась связка длинное оружие + короткий клинок. Причем часто короткий клинок выполнял функцию клинколома. Также существовало менее популярное направление боя на парных шпагах. К сожалению, небольшой трактат по парным шпагам, который можно найти в Интернете, на русский не переводился.
Особенности данных направлений - крайняя зауженность технического арсенала в плане приемов (специфика оружия), в целом характерная для Европы, и довольно сложная система перемещений в пространстве во время боя.
Тихоокеанский регион - направления в рамках Кали Арнис. Преимущественно - парные палки. Хотя, в общий список часто включают парные мачете, толковая информация по использованию клинкового оружия в рамках Кали Арнис отсутствует. Особенности использования парных палок - в силу большей легкости и иного баланса технический арсенал серьезно отличается от именно двумечного боя. Преобладают быстрые "барабанные" удары на различных уровнях, основная ставка делается на частоту ударов и кистевую технику, замах минимален. Также используются различные "захваты", если это можно так назвать, направленные на разоружение противника.
Япония - наиболее известна школа Нито-рю, основанная небезызвестным Миямото Муссаши. Используется комплект короткий меч + длинный меч. Учитывая тот факт, что книга пяти колец не может считаться учебником фехтования в классическом понимании данного слова, четкий канонический технический арсенал у данного направления отсутствует. В целом, данная техника в формате один на один довольно близка к той, что использовалась в Европе, только с большим акцентом на рубящие удары. Также встречаются руководства по использованию двух длинных мечей против численно превосходящего противника. В кабудо также существует направление боя на парных коротких мечах.
avatar
Рассматривая Россию, следует отметить такую особенность, как почти полное отсутствие каких-либо дошедших до нашего времени трактатов по фехтованию допетровской эпохи. В частности, в силу особенностей менталитета, мы не обладаем источниками, на основе которых мы могли бы судить о техниках, которыми пользовались наши предки. Впрочем, в СССР был разработан ряд комплексов по использованию парных ножей.
Ну и наконец - Китай, страна, с пожалуй, наибольшим количеством экзотического оружия. Помимо такой экзотики, как парные веера, парные копья, парные булавы, и т. п., существовало по меньшей мере, три двумечных направления - с парными короткими тесаками (бабочками), с парными палашами (шуандао), и с парными мечами (Шуанцзянь).
Руководства по парным тесакам и парным палашам переводились и издавались еще в Советском Союзе. Руководства по использованию парных цзяней мне, увы, на глаза не попадались. Основная особенность китайской техники состоит в том, что за последние сто лет она из реального боевого искусства переместилась в область "Таолу" (показательных выступлений), порядком утратив свою эффективность. Однако даже из тренировочно-показательных комплексов можно извлечь довольно много интересных идей. Из всех дошедших до нас источников, именно в китайских техника двумечного боя наиболее развита.
Что же касается современности, то технический арсенал, используемый в современном двумечном фехтовании включает в себя три направления - круговое, линейное, и концепцию якорных стоек. Круговое направление строится на основе постоянного движения. Мечи описывают различные цикличные траектории (разнообразнейшие "восьмерки", "стабилизационные круги", "песочные часы", и т. п.). Также круговое направление включает в себя разнообразные раскрутки и "винтокрылы". Данное направление эффективно против большого количества противников. Линейное направление основано на коротких кистевых ударах и быстрых уколах на разных уровнях. Угол атаки около 30 градусов. По некоторым особенностям технического арсенала и общим принципам довольно близко к сабельному фехтованию и кендо. Может использоваться в строю.
Концепция якорных стоек строится на использовании огромного числа стоек и переходов между ними. То есть, набор связок "цепляется" на каждую конкретную стойку. Переход же в свою очередь заканчивается новой стойкой. Что, в свою очередь, позволяет нарастить скорость боя и скоординированность движений. Также "якорные стойки" используются для перехода в круговой или линейный бой, и возврата, без нарушения общего рисунка боя.
avatar
Таким образом, миф о непобедимости двумечного бойца, равно как и миф о несостоятельности двумечного боя, являются не более чем мифами. Двумечный бой - это такой же стиль, как и все прочие, со своими преимуществами и недостатками. Конечно, в своем освоении он требует от своего адепта как определенных усилий, так и природной склонности и некоторых знаний. Основное преимущество двумечного боя - это огромный, по сравнению с другими направлениями, арсенал приемов и техник. Соответственно, обучение всему этому техническому арсеналу занимает несколько больше времени. Если щитника можно обучить за год, то на двумечника может уйти и до трех лет. Однако "потолок", до которого может развиться двумечник - гораздо выше чем у щитника, а значит в долгосрочной перспективе двумечное фехтование выгоднее. Впрочем, и у двумечного боя есть свои слабые стороны. Одной из которых является радиус поражения. Опытный противник, ведя бой на дальней дистанции, может свести на нет преимущества второго клинка. Также существует несколько техник, "неудобных" для двумечника. Более того, существует особая техника для легкого двуручного/полтораручного оружия, идеально нейтрализующая противника с более короткими парными клинками. Хотя и не слишком известная. Также для двумечника, равно как и для любого другого бойца с одноручным мечом, может быть опасна легендарная стенка (техника с двуручным мечом), вот только владел ею на моей памяти только один человек (и еще один пытался воспроизвести, правда, не слишком успешно).
В целом, из личного опыта могу засвидетельствовать следующее - двумечник - это одиночка, хорошо работающий против большого количества более слабых противников. В строю его лучше ставить обособленно и на флангах.
Семенов В. А., СПб 2008
avatar
В кендо есть ниторю, короткий и длинный меч.
Чаще всего ниторюшнику пробивают, коте(рука) как правое так и левое, цки (удар в горло),а раньше еще кололи в корпус, так же до(рубящий в корпус), и только последний это мен (удар в голову), и то только если противник провалился после удара.
avatar
Автору сильно не хватает турнирной практики, к сожалению.
avatar
Честно говоря, я не большой специалист по бою с двумя мечами. Хотя со шпагой и дагой управяюсь вполне достойно. Но это не одно и то же.

Сам вижу дело так:

Плюсы:
Два клинка - это больше, чем один.

Минусы:
Левая рука (у правши, конечно же) не может действовать так же хорошо, как и правая. Требуются ОЧЕНЬ серьезные (и по опыту скажу болезненные) тренировки, чтобы сделать из себя обоерукого бойца. Так что щит - проще и, что главное, лучше соответствует пассивной функции левой руки.

На сегодня в европейском фехтовании нет традиционной школы боя с двумя равноценными клинками, сохранившейся до наших дней. По крайней мере я такой не знаю. И, к сожалению, каких-либо письменных источников по технике за исключением статей ребят, осваивающих это дело "наощупь" методом проб и ошибок я не встречал. Если кто даст ссылочку на вопиющее доказательство моей неправоты в виде толковых книг и исторических источников, поверьте, сам буду скакать от счастья.

То, что дошедшая до нас школа фехтования не сохранила богатого материала по двумечному бою (все так и закончилось на не ставших популярными близнецовых рапирах), говорит о том, что Европа отказалась от этого стиля. Именно отказалась, т.к. все авторы, упоминавшие этот стиль, однозначно указывают на то, что он был. Среда в которой фехтование развивалась без диктата традиций, а по принципу максимальной эффективности, ни от чего не оказывается просто так, без причины.

А про эффективность таких общеразвивающих упражнений, как мулинэ (восьмерки) в бою... Не буду спорить с автором. Может, у него какие-то эффективные есть :-)))
avatar
Европа, как и весь мир, и от меча с рапирой уже давно оказалась :(
avatar
Не совсем отказались. Спорт остался. И истфех :-) Просто, область применения другая.

А последними представителями парного оружия (равноценного, по крайней мере) были те самые близнецовые рапиры, которые вышли из употребления еще задолго до запрещения дуэлей. Я уж не говорю о времени упразднения длинного клинкового оружия в армии.
avatar
Так и от двумечного боя тогда тоже не отказались: спочан, артфех, ри, и обратно истфех.
И активное использование в бою двуклинкового боя закончилось одновременно с закатом ХО как такового.
http://vkontakte.ru/topic-7447335_21817602
avatar
Ну, артфех и РИ - они без претензии на спортивно-боевую направленность (артфех) и на школу как таковую (РИ). Просто действительно не нахожу тех источников, что связывают прошлое (когда это было) и настоящее (когда мы это реконструируем). В плане описания техники.

А в той книжке, что ты привел (ОБУЧЕНЕ
РУБКЕ и УКОЛАМЪ) есть о двух клинках? Попробую поискать. Как я уже говорил, меня самого очень интересует. В первую очередь для артфеха.
avatar
"Ну, артфех и РИ - они без претензии на спортивно-боевую направленность" - а, кто про спортивно-боевую направленность говорит;)
говорили просто о применимости.
А ссылку я давал главным образом на #2, там про обоерукость в 19 веке. Книжка та, просто пособие по тамасегири. Про дуалы там ни слова.
avatar
Если хочешь стать двумечником - необходимо несколько лет тренировок на двуручниках. Руки развиваются более-менее равномерно
avatar
Имхо, мимо.
Давно тренируюсь с двуручником. Когда взял в руки шпагу и дагу - левая по началу только в ногах путалась. Это разные вещи, и разная координация рук.
avatar
Ну как сказать. Когда отработал лет пять на двурах, то уже координация левой руки все равно есть и руке когда ты переходишь на двумеч проще работать автономно
avatar
Совсем другая моторика, Рэкс. Нужна _независимая_ работа рук.
avatar
по двумечному бою мною лично перелапачено ацкое количество всякой литературы, ибо привлекает он меня сильно и вот что я смог выяснить.
1)Двумечный бой был, но был очень мало распостранен (источники все таки найти где упоминаются двумечники) изза длительной более 8 лет подготовки и очень сложной по своей сути. Проще обучить отряд щитовиков чем одного двумечника, тогда зачем из за него заморачиваться? Двумечниками были лишь ребята из особых организаций быстрой ликвидации (нечто вроде ассасинов, короче киллеры средневиковья), и то это чаще это были недоученые самоучки (пардон за каламбур).
2)Обычно двумечниками были переученые левши (сам правша, не знаю что легче)
3) есть кое какие общие положения по этому экзотическому стилю боя и уже собственные наработки (занимаюсь парным фехтование два года) если кому интересно в личку.
Дополню лишь то, что я уже немало занимался с двумя мечами и то после пяти минут теряю темп и сбиваюсь, все еще сложно разделять руки и работать ими обеими (обычно они все таки как то по одиночке работают у меня, пока один работает второй отдыхает и наоборот), но первые пять минут противники предпочитаю ко мне близко не подходить.
avatar
Да, интересно. А зачем через личку? Здесь бы и обсудили.
avatar
главное что надо сделать это на мелочах привыкнуть к левой руки, понять, что она твоя и что ей можно пользоваться. Тут скорее чисто психологическое действие идет, нежели нарабатывание навыков. Мне в данном плане хорошо помогло жонглирование, отдельно каждой рукой и обеими вместе. Можно пробовать писать левой рукой, есть, банально ручку двери поворачивать, понять как она идет по отношении к правой.
У многих правшей большая нагрузка естественно идет на правую руку, поэтому вторым (а можно одновременно с первым) необходимо левой рукой догнать развитие правой, подкачать.
Далее идет банальное отрабтывание правильного нанесения ударов. Лично я учился левой рукой дрова колоть в деревне, главное не покалечить себя и окружающих)
вообщем стараться ,что бы левая не догнала правую, а хотя бы могла с ней на раавных держать оружее.
По оружию на самом деле очень длинные клинки лучше не брать, норма 90 -100 см с рукоятью.
avatar
удары отрабатывать по очереди, один клинок атакует, второй замахивается. Основным положением, базой работы парным оружеем является атака с разных сторон. Если правая удерживает вражескую левую (парирует, атакует) левая правую. Так же верх низ. Руки не путаются, скорость боя в два раза больше, контролирование ситуации с обеих сторон, неудобста противнику отражать ваши удары - основные преимущества.
Тут главное успевать самому контролировать себя (что у меня пока плохо получается долго делать). не забывать наносить удары, как если бы вы дрались разными руками по отдельности. Про парирование тоже лучше не забывать, скорость то конечно большая, но враг может умудриться сделать обоюдку, а нам это не надо.
avatar
более сложно это уже разделение противника мысленно на четыре квадрата, где каждый клинок контролирует свой квадрат. Между резкими переходами с одного на другой необходимо сделать плавные связки. нельзя забывать что одновременно двумя клинками атакуют редко, и только для того что бы пробить блок.
Еще одно положение эта работа двумя клинками по одной территории на большой скорости, для сбива противника с толку, и после связки переход на квадраты, противник может не успеть среагировать.
Одновременная атака клинками с разных сторон это глупость. противник особенно с более длинным оружием легко уйдет от вашей атаки и нанесет свою.
avatar
еще я отработал для себя несколько универсальных сложных комбинаций с увеличением темпа боя, которые применяются удачно после нескольких связок.
avatar
Опять же это далеко не все, это основные положения, а частности боле сложны и их лучше разбирать на практике.

Самым сложным в двумечном бое это уследить и за своими клинками и за вражескими, у меть не сбиваться и не уменьшать темп боя, и главное это атаковать противника, а не махать перед ним железками (текстолитом).

Все сказаное ИМХО.
avatar
видео не пробовал записывать?

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.