Саберфайтинг
Раз уж в одной из тем зашло активное обсуждение того, что же это такое.
Для начала оговорюсь, что я сама занимаюсь им более 5 лет, являюсь мастером (в спортивных терминах - тренером) Школы Саберфайтинга, и лично знакома с людьми, саберфайтинг создававшими.
Итак...
Начать придется с небольшого экскурса в историю. Начиная с 1977 года мир увидел Оригинальную Трилогию (так называют 4,5,6 эпизоды "Звездных войн"). Тогда о каком-то специфическом фехтовании в этих фильмах речь не шла. Только о специфическом оружии - Lightsaber.
Ситуация изменилась только с выходом 1 эпизода в 1999 г. Когда фанаты увидели поединки в нем - возникло само представление о том, что поединок "Звездных войн" - это нечто особенное. В 2000 году, в Москве фанаты "Звездных войн" стали готовить первую ролевую игру по ним. Возник вопрос, как моделировать мечи и поединки джедаев (ведь уже было понятно, то это нечто особенное!). Тогда была принята концепция разборного меча. Отдельно делалась рукоятка. Отдельно делался клинок. Клинок гуманизировался параллоном и раскрашивался. Сложнее было с поединком. Ведь он должен был быть длительным и красивым. Сразу скажу, то тогда эта идея реализована не была. Но после игры нашлось два энтузиаста (один из них как раз и разрабатывал изначальную идею), которые решили что джедайский поединок - вещь интересная сама по-себе и начали регулярно встречаться в парке. Основной идеей изначально было сделать такой поединок, чтобы два форсъюзера (фактически, сленговое слово, означающее джедая или сита, от "force user") встретившись на игре, могли показать длительный, красивый, динамичный поединок (а не убить друг друга с одного-двух ударов).
Ситуация осложнялась тем, что из двух энтузиастов только у одного был _небольшой_ опыт обращения с мечом (кен-до и ролевое фехтование). Зато в свет вышла игра Jedi Outсast, в которой у главного героя появился световой меч. Часть движений была взята из нее. Была разработана система, в коротой существовало несколько строго определенных ударов (наносящихся строго определенным образом), на которые ставились строго определенные блоки. Удары были максимально амплитудны, чтобы партнер мог успеть увидеть какой блок ставит, а зритель насладиться "шлейфом". При этом удары наносились достаточно быстро (несмотря на амплитудность) и в произвольной последовательности (что давало сражающимся ощущение реального поединка). Контратаки предусмотренны не были.
Теперь чуть-чуть отступлю от истории, и объясню термин "саберфайтинг". В том же Jedi Outсast один из файлов (не то с музыкой, не то библиотека програмная какая) имел название saberfighting. Слово понравилось и свое джедайско-ситское развлечение решили называть именно так, адаптировав его к русскому языку как "саберфайтинг". Сразу оговорюсь, что в английском языке этого термина нет. За рубежом есть люди, занимающиеся аналогичными вещами, но нет единого термина для боев на световых мечах. Часто называют "lightsaber combat" или "lightsaber choreoghraphy", иногда "lightsaber fighting". Можно встретить еще несколько вариантов. Но единого не существует. Наши украинские коллеги, а так же желающие отличиться личности, обычно говорят "сэйберфайтинг".
Термин "сабер" возник примерно тогда же. Но много позже выделилось понятие, что сабер - это эмитация светового меча. То есть у джедаев в фильме - не саберы, а световые мечи (только не называйте их лазерными!!!). А вот у актеров, их игравших - саберы. И у нас - саберы.
Для начала оговорюсь, что я сама занимаюсь им более 5 лет, являюсь мастером (в спортивных терминах - тренером) Школы Саберфайтинга, и лично знакома с людьми, саберфайтинг создававшими.
Итак...
Начать придется с небольшого экскурса в историю. Начиная с 1977 года мир увидел Оригинальную Трилогию (так называют 4,5,6 эпизоды "Звездных войн"). Тогда о каком-то специфическом фехтовании в этих фильмах речь не шла. Только о специфическом оружии - Lightsaber.
Ситуация изменилась только с выходом 1 эпизода в 1999 г. Когда фанаты увидели поединки в нем - возникло само представление о том, что поединок "Звездных войн" - это нечто особенное. В 2000 году, в Москве фанаты "Звездных войн" стали готовить первую ролевую игру по ним. Возник вопрос, как моделировать мечи и поединки джедаев (ведь уже было понятно, то это нечто особенное!). Тогда была принята концепция разборного меча. Отдельно делалась рукоятка. Отдельно делался клинок. Клинок гуманизировался параллоном и раскрашивался. Сложнее было с поединком. Ведь он должен был быть длительным и красивым. Сразу скажу, то тогда эта идея реализована не была. Но после игры нашлось два энтузиаста (один из них как раз и разрабатывал изначальную идею), которые решили что джедайский поединок - вещь интересная сама по-себе и начали регулярно встречаться в парке. Основной идеей изначально было сделать такой поединок, чтобы два форсъюзера (фактически, сленговое слово, означающее джедая или сита, от "force user") встретившись на игре, могли показать длительный, красивый, динамичный поединок (а не убить друг друга с одного-двух ударов).
Ситуация осложнялась тем, что из двух энтузиастов только у одного был _небольшой_ опыт обращения с мечом (кен-до и ролевое фехтование). Зато в свет вышла игра Jedi Outсast, в которой у главного героя появился световой меч. Часть движений была взята из нее. Была разработана система, в коротой существовало несколько строго определенных ударов (наносящихся строго определенным образом), на которые ставились строго определенные блоки. Удары были максимально амплитудны, чтобы партнер мог успеть увидеть какой блок ставит, а зритель насладиться "шлейфом". При этом удары наносились достаточно быстро (несмотря на амплитудность) и в произвольной последовательности (что давало сражающимся ощущение реального поединка). Контратаки предусмотренны не были.
Теперь чуть-чуть отступлю от истории, и объясню термин "саберфайтинг". В том же Jedi Outсast один из файлов (не то с музыкой, не то библиотека програмная какая) имел название saberfighting. Слово понравилось и свое джедайско-ситское развлечение решили называть именно так, адаптировав его к русскому языку как "саберфайтинг". Сразу оговорюсь, что в английском языке этого термина нет. За рубежом есть люди, занимающиеся аналогичными вещами, но нет единого термина для боев на световых мечах. Часто называют "lightsaber combat" или "lightsaber choreoghraphy", иногда "lightsaber fighting". Можно встретить еще несколько вариантов. Но единого не существует. Наши украинские коллеги, а так же желающие отличиться личности, обычно говорят "сэйберфайтинг".
Термин "сабер" возник примерно тогда же. Но много позже выделилось понятие, что сабер - это эмитация светового меча. То есть у джедаев в фильме - не саберы, а световые мечи (только не называйте их лазерными!!!). А вот у актеров, их игравших - саберы. И у нас - саберы.
Вот и остается непонятным этот самый путь...То есть, по каким критериям одни действия остаются, а остальные отсекаются...
В нормальном пути создания такие критерии ясны - что эффективно - то и остается...почему в шахматах не начинают партии ходом крайних пешек? Да все просто - сразу позиция ухудшается неимоверно.
А здесь..
Вот, даже "мушкетеров" пытались делать на основе чего-то стоящего. А иногда смотришь на это фехтование - и понимаешь, что что-то тут не то...
Если проводить аналогию с теми же шахматами...Там вся красота вытекает из логичности и целесообразности. А есть личности, которые пытаются красоту навести наоборот, исходя из каких-то левых идей...Цитата есть:
"Есть ведь шахматисты, которые готовы играть из рук вон плохо - лишь бы оригинально. И получаются у них произведения шахматного искусства навроде абстрактной живописи. Один мой знакомый играл с таким "новатором". Всю игру пытался угадать, какой ход он сделает. Так ни разу и не угадал. Хорошо, долго мучатся не пришлось - на 22 ходу тот сдался..."
Почему-то мне кажется, что (исходя из посмотренного учебника) получившийся саберфатинг - это нечто, напоминающее таких оригиналов...Да, может красиво. Но красота какая-то ненатуральная...
И это чувствуется...
"По поводу сражаться. Согласно вашей логики, я могу в четверг съездить на поганище, выловить там кого-нибудь из ньюбов с дрынами, но гордо называющих себя ролевиками."
Я исходил из этих ваших слов. Я НЕ уверен, что вы вообще хоть кого-то сможете поцарапать вашими саберами, пусть тот и будет новичком в фехтовании. =)
"В связи с этим скажите, надо ли отвечать по остальным пунктам?"
Если ответы будут в ключе той чепухи, которую я слышал и тщетно пытался представить смесь "холодного" и "горячего", то лучше не стоит.
Недавно я по просьбам коллег из писательского цеха сделал маленькую статью-шпаргалку по боевым стилям. Так вот, вы четко прошлись по ВСЕМ ошибкам, начиная от сабельных блоков при двуручном хвате и тому подобных "приколов". То есть и на деле швах, и голым текстом ваши объяснения походят на бред.
ЗЫ
Третий раз общаюсь с представителями саберфайта и в третий раз слышу одну и туже путаницу терминов и представления о целях. Ну и, разумеется, в третий раз как доходит до боя - сливаются.
Так в чем же ваша Сила (сильная стороны саберфайтинга), джедай???
_____________________________________
Сергей Кондратюк
Мне лично саберфайтеры очень сильно напоминают ранних ролевиков, которые тоже шли по пути эффекта, а не эффективности. Тоже был узкий круг, что ставили сражения сауронов с леголасами. Где теперь эти товарищи? Последний раз видел их 4 года назад маааленькими кучками в отдалении от мест сходок. Они загнулись и как раз по той причине, которую вы проницательно отметили:
"хорошо бы, если бы система смотрелась не только эффектно, но и целесообразно. И рисунок боя не цеплял бы глаз каким-нибудь вычурным элементом. Публика, она фальши не любит..."
ЗЫ
Я против того, чтобы артфехом назывался банальный кружок по интересам (о публике не стоит забывать).
У саберфайтеров забавная ситуация. Либо они становятся замкнутой субкультурой среди прочих фехтовального толка (поэтому малочисленной), либо поднимают боевой аспект на должный уровень, что точно не помешает им ставить нормальные ролевки и бои для широких масс, тем самым развивая свое же собственное дело.
Не стоит также сбрасывать конкуренцию! Да-да, ее самую. Обыватель, насмотревшись на постановки реконов (я молчу про оригинальный артфех), только слабо улыбнется искусственным потугам саберфайтинга. И задастся современным традиционным вопросом: "Ну и чего?". А если будет посмелее, еще и добавит: "Да я тоже так могу". И их можно будет понять. Дайте мне сабер, я вам такое нарисую, залюбуешься. =)))))))))))
время нас рассудит
Вот и посмотрим. Главное не потоните в собственной пучине. Это я о сайтах, видео и т.д. Создавая видимость разъяснительной работы, выдавая похвальную активность в плане создания учебников и видео, задумайтесь о качестве продукции. А так, в любом случае, удачи и в добрый путь! =)
http://www.youtube.com/watch?v=rotW2_lwWeI
А фильм вряд ли до нас дойдет. Только если специально для Вас, Татьяна, попросить его копию у Рана.
Аркебузиры во время ренессанса уверенно доказали рыцарям свое превосходство.
Очередь даже из современного автоматического оружия не даст шансов ни одному джедаю, какими бы силами он не владел и как бы ни умел вращать своим клинком.
ЗВ - симпатичная сказка, и даже пытаться увидеть там логику неуместно.
Я за красивые показательные бои - со стальными мечами, огненными или всетящимися "саберами". Но изначально не надо пытаться увидеть в ЗВ боевые искусства.
Не все так просто. И промахнуться очередью можно даже в упор. Точнее даже так, с10и и более метров шанс промаха ниже чем с 2х-3х.
"Может чем бы и помогло."
Статистика убийств это что? Галочки на полях солдат (убил одного штыком - записал. убилочередью - записал)? Или осмотр трупов в поиске смертельных ранений? Не до такой глупости там... Не время.
А статистика какая-то есть, пусть и с большой степенью погрешности. Во всяком случае по проценту смертности при ранениях из разных типов оружия в сети лежит.
Мне в первой очень-очень понравился момент сборки светового меча в самом начале (еще с титрами)
Андрей MESCALITO Ещенко, согласна, что искать эффективность у светового меча, это как рассчитывать производительность скатерти-самобранки ;) Сказка, она и есть сказка. Но она от этого не хуже. И фехтование вообще до сих пор увлекает множество людей. Хотя любой признает, что автомат эффективней ;)
h t t p : / / w w w . rezka-svarka. r u /
А меч, которому не нужна аккуратность разреза, сделать чуть ли не проще, так что не такая уж фантастика. Дело только за компактностью.
Для самообороны энерго-меч было бы самое оно. Зверский отпугивающий эффект, быстрота извлечения и активации, компактность, свечение не позволяет применять тайно а большая днина "клинка" позволяет без лишнего риска держать противников на расстоянии :).
Посмотрел несколько показушных видео. Меня очень смутил такой существенный момент, как дистанция боя - это дистанция рукопашной схватки, причем с большой вероятностью перехода в клинч. Ну не может такого быть в фехтовании! Если и возникают такие моменты, они мгновенно переходят в рукопашку с контролем клинка (или держащей его руки) противника. Меч - он для того и нужен, чтобы не только более эффективно уничтожить кого-то, но еще и держать этого "кого-то" на расстоянии.
Да и вообще разграничивать безоружный бой и фехтование ИМХО, странно.
А вообще фехтование - это способность не будучи ударенным, провести атакующее действие. То есть, поединок в клинче заведомо не может называться фехтованием в классической форме, потому что ведет к потерям с обеих сторон.
Да и в реальном бою лучше навалять противнику без травм для себя. Умирать как-то не хочется.
Во мя сисек! В бой! =^_^=
Тонкое искусство убийства уже никому не нужно ))) Я лично ратую за красивые показательные бои, но доля реализма в них не помешала бы (я о том же "саберфайтинге"). С другой стороны, короткая дистанция и клинч с "красивыми деаушками в мини-юбках" - это повод для избавления от реализма в фехтовании )))))