Саберфайтинг
Раз уж в одной из тем зашло активное обсуждение того, что же это такое.
Для начала оговорюсь, что я сама занимаюсь им более 5 лет, являюсь мастером (в спортивных терминах - тренером) Школы Саберфайтинга, и лично знакома с людьми, саберфайтинг создававшими.
Итак...
Начать придется с небольшого экскурса в историю. Начиная с 1977 года мир увидел Оригинальную Трилогию (так называют 4,5,6 эпизоды "Звездных войн"). Тогда о каком-то специфическом фехтовании в этих фильмах речь не шла. Только о специфическом оружии - Lightsaber.
Ситуация изменилась только с выходом 1 эпизода в 1999 г. Когда фанаты увидели поединки в нем - возникло само представление о том, что поединок "Звездных войн" - это нечто особенное. В 2000 году, в Москве фанаты "Звездных войн" стали готовить первую ролевую игру по ним. Возник вопрос, как моделировать мечи и поединки джедаев (ведь уже было понятно, то это нечто особенное!). Тогда была принята концепция разборного меча. Отдельно делалась рукоятка. Отдельно делался клинок. Клинок гуманизировался параллоном и раскрашивался. Сложнее было с поединком. Ведь он должен был быть длительным и красивым. Сразу скажу, то тогда эта идея реализована не была. Но после игры нашлось два энтузиаста (один из них как раз и разрабатывал изначальную идею), которые решили что джедайский поединок - вещь интересная сама по-себе и начали регулярно встречаться в парке. Основной идеей изначально было сделать такой поединок, чтобы два форсъюзера (фактически, сленговое слово, означающее джедая или сита, от "force user") встретившись на игре, могли показать длительный, красивый, динамичный поединок (а не убить друг друга с одного-двух ударов).
Ситуация осложнялась тем, что из двух энтузиастов только у одного был _небольшой_ опыт обращения с мечом (кен-до и ролевое фехтование). Зато в свет вышла игра Jedi Outсast, в которой у главного героя появился световой меч. Часть движений была взята из нее. Была разработана система, в коротой существовало несколько строго определенных ударов (наносящихся строго определенным образом), на которые ставились строго определенные блоки. Удары были максимально амплитудны, чтобы партнер мог успеть увидеть какой блок ставит, а зритель насладиться "шлейфом". При этом удары наносились достаточно быстро (несмотря на амплитудность) и в произвольной последовательности (что давало сражающимся ощущение реального поединка). Контратаки предусмотренны не были.
Теперь чуть-чуть отступлю от истории, и объясню термин "саберфайтинг". В том же Jedi Outсast один из файлов (не то с музыкой, не то библиотека програмная какая) имел название saberfighting. Слово понравилось и свое джедайско-ситское развлечение решили называть именно так, адаптировав его к русскому языку как "саберфайтинг". Сразу оговорюсь, что в английском языке этого термина нет. За рубежом есть люди, занимающиеся аналогичными вещами, но нет единого термина для боев на световых мечах. Часто называют "lightsaber combat" или "lightsaber choreoghraphy", иногда "lightsaber fighting". Можно встретить еще несколько вариантов. Но единого не существует. Наши украинские коллеги, а так же желающие отличиться личности, обычно говорят "сэйберфайтинг".
Термин "сабер" возник примерно тогда же. Но много позже выделилось понятие, что сабер - это эмитация светового меча. То есть у джедаев в фильме - не саберы, а световые мечи (только не называйте их лазерными!!!). А вот у актеров, их игравших - саберы. И у нас - саберы.
Для начала оговорюсь, что я сама занимаюсь им более 5 лет, являюсь мастером (в спортивных терминах - тренером) Школы Саберфайтинга, и лично знакома с людьми, саберфайтинг создававшими.
Итак...
Начать придется с небольшого экскурса в историю. Начиная с 1977 года мир увидел Оригинальную Трилогию (так называют 4,5,6 эпизоды "Звездных войн"). Тогда о каком-то специфическом фехтовании в этих фильмах речь не шла. Только о специфическом оружии - Lightsaber.
Ситуация изменилась только с выходом 1 эпизода в 1999 г. Когда фанаты увидели поединки в нем - возникло само представление о том, что поединок "Звездных войн" - это нечто особенное. В 2000 году, в Москве фанаты "Звездных войн" стали готовить первую ролевую игру по ним. Возник вопрос, как моделировать мечи и поединки джедаев (ведь уже было понятно, то это нечто особенное!). Тогда была принята концепция разборного меча. Отдельно делалась рукоятка. Отдельно делался клинок. Клинок гуманизировался параллоном и раскрашивался. Сложнее было с поединком. Ведь он должен был быть длительным и красивым. Сразу скажу, то тогда эта идея реализована не была. Но после игры нашлось два энтузиаста (один из них как раз и разрабатывал изначальную идею), которые решили что джедайский поединок - вещь интересная сама по-себе и начали регулярно встречаться в парке. Основной идеей изначально было сделать такой поединок, чтобы два форсъюзера (фактически, сленговое слово, означающее джедая или сита, от "force user") встретившись на игре, могли показать длительный, красивый, динамичный поединок (а не убить друг друга с одного-двух ударов).
Ситуация осложнялась тем, что из двух энтузиастов только у одного был _небольшой_ опыт обращения с мечом (кен-до и ролевое фехтование). Зато в свет вышла игра Jedi Outсast, в которой у главного героя появился световой меч. Часть движений была взята из нее. Была разработана система, в коротой существовало несколько строго определенных ударов (наносящихся строго определенным образом), на которые ставились строго определенные блоки. Удары были максимально амплитудны, чтобы партнер мог успеть увидеть какой блок ставит, а зритель насладиться "шлейфом". При этом удары наносились достаточно быстро (несмотря на амплитудность) и в произвольной последовательности (что давало сражающимся ощущение реального поединка). Контратаки предусмотренны не были.
Теперь чуть-чуть отступлю от истории, и объясню термин "саберфайтинг". В том же Jedi Outсast один из файлов (не то с музыкой, не то библиотека програмная какая) имел название saberfighting. Слово понравилось и свое джедайско-ситское развлечение решили называть именно так, адаптировав его к русскому языку как "саберфайтинг". Сразу оговорюсь, что в английском языке этого термина нет. За рубежом есть люди, занимающиеся аналогичными вещами, но нет единого термина для боев на световых мечах. Часто называют "lightsaber combat" или "lightsaber choreoghraphy", иногда "lightsaber fighting". Можно встретить еще несколько вариантов. Но единого не существует. Наши украинские коллеги, а так же желающие отличиться личности, обычно говорят "сэйберфайтинг".
Термин "сабер" возник примерно тогда же. Но много позже выделилось понятие, что сабер - это эмитация светового меча. То есть у джедаев в фильме - не саберы, а световые мечи (только не называйте их лазерными!!!). А вот у актеров, их игравших - саберы. И у нас - саберы.
ХА-ХА-ХА... на счет последнего видео ОЧЕНЬ СИЛЬНО насмешил.. спасибо за хорошее настроение на весь день... А КТО по вашему его делал то? Я же и делала, на пару с главой Школы Саберфайтинга.
Вячеслав Alvir Седов
у вас неверная информация. техника разрабатывалась (и продолжает разрабатываться) на основе "реальных фехтовальных практиках". Очень многие, называющие себя саберфайтингом, вообще давно плевать хотели на то, что и как показывается в фильме. Мы на фильм ориентируемся как на главный критерий что и как можно брать из "реальных техник".
Изначально саберфайтинг как раз для ролевых игр и создавался, между прочим. Сейчас я знаю ТОЛЬКО ОДНУ группу, у которой основная цель - отыгрыш джедаев на ролевках. У них, кстати, в основе техники лежит катори. Поэтому утверждение про "ветвь ролевизма" на данном этапе является уже спорным.
"А чем так называемое "ролевое фехтование" лучше саберфайтинга?"
Маэстро, все просто. =) Ролевики работают на поражение цели. Многие в толковых клубах используют исторические источники для техник (кстати поэтому у них нет собственных учебников - зачем? Взяли зареченскую школу например и пошли работать по ней). Да они перестали шататься по лесам в занавесках. Из них возникли реконы и бугуртсмены. Народ делом занят и приносит пользу всему ролевому сообществу (изготовление доспехов и оружия, обучение всех желающих, экипировка, турниры, фестивали, игры)
Татьяна L-Wing Нефедова
"у вас неверная информация. техника разрабатывалась (и продолжает разрабатываться) на основе "реальных фехтовальных практиках". "
Где??? Все материалы из учебников, которые я просмотрел - филькина грамота. Ни стоек, ни атаки... Какие там реальные техники - фантазия на тему, не больше. Киньте ссылку на толковое видео где чел показывает и говорит откуда и из какой школы он это утащил.
Или вы сами приведите примеры с чувством, с толком, с расстановкой, что конкретно взяли и что используете и откуда?
ЗЫ
Кстати, если саберфатеры используют "реальные" техники, то что же они так хреново сражаются? =(
Где нападки?
Извините, но вы сказали "последнее видео". Последняя ссылка на видео - про то, что в ЗВ именно постановочный бой. Если вы имели в виду не его, то КАК я должна была об этом догадаться?!
Ролевики так же не однородны, как и саберфайтеры ;) По этому сравнивать ролевиков-вообще и саберфайтеров-вообще в принципе не корректно.
Вячеслав Alvir Седов
Вертикальный удар - кендо. Диагональные имеют некоторое отношение к карате и к обычному мечу, с поправкой на двуручный хват. "Плоскости" используются в Long Sword (если я правильно понимаю, это то, что у нас принято называть полуторник). Блоки имеют отношение к спортивной сабле. Стойки - к шпаге 16 века.
Я не говорю, что все это взято идентично. Потому что адаптация.
"Киньте ссылку на толковое видео где чел показывает и говорит откуда и из какой школы он это утащил. " - такого как-то пока не снимали... степень связанного с подготовкой подобного материала геморроя, пока превышает необходимость его существования.
А с кем из саберфайтеров вы сражались (и на чем), что делаете такие выводы?
зависит от саберфайтеров ;)
лично с нами - вообще ни на чем нельзя
есть такие, с кем можно на боккенах
есть даже те, с кем можно на спортивных саблях
искренне верю, что найдется немало тех, с кем можно и на ролевых дрынах
и уж конечно любители подраться не откажутся от сражения на саберах
а, еще, можно на светомечах. Влад на СибКоне проводил джедайский турнир на них. Не одного саберфайтера там правда не было, но ролевики свою долю фана получили ;)
Лучше поскажите-ка, кто знает: некто Джон Андерсен, постановщик боев в первых ЗВ выпустил книгу о своей работе (кроме ЗВ он много где ставил) и диски. Кто нибудь уже видел это?
P. S. Я знаю, что постановщиком боев в ЗВ считается Ник Гиллард. Но Андерсен, вероятно, другого мнения.
"Ролевики так же не однородны, как и саберфайтеры ;) По этому сравнивать ролевиков-вообще и саберфайтеров-вообще в принципе не корректно."
Корректно. И вот почему. По типу устройства и огранизации субкультуры они идентичны. Так что сравнивать тут есть чего. Не надо переворачивать теорию с ног на голову. Это уже черной риторикой попахивает. Вывести саберфайтеров в какой-то отдельное уникальное явление у вас не получится, как ни старайтесь. =)
"Вертикальный удар - кендо." - ой еее... Все с вами понятно. Для справки, точно такие же удары имеют отношение ко всему, даже к школе "бАльшой дубины" каменного века. Ж)
"Плоскости" используются в Long Sword (если я правильно понимаю, это то, что у нас принято называть полуторник)." - а на сабере ЕСТЬ плоскость? О_О
"Блоки имеют отношение к спортивной сабле." - О_о вы сами понимаете что вы говорите, простите за грубость?
"Стойки - к шпаге 16 века." - с двуручным хватом? Если можно - поподробнее с этого места.
"А с кем из саберфайтеров вы сражались (и на чем), что делаете такие выводы?"
Два года назад. Место - Айр, Москва (ст.Фили). Бокен, дюралиевая катана. ну и нашелся один герой, которому я срубил его сабер. Ников сейчас не вспомню. На бокенах и катанах из дюраля ситуация была даже хуже, чем у кендошников из секций. Дрались один на один и трое на одного. Простите, порвал и не почесался. =) Хотя промеж собой они фехтовали даже симпотично, джедайски зачетно. Это меня и побудило попробовать. =)
ЗЫ
Если хотите, могу этой весной повторить при встрече. =)))))
первый раз слышу про такого... очень удивилась. Проверила официальную инфу на сайте starwars.com Там тоже не числится.
Откуда такая информация? Очень интересно.
Вячеслав Alvir Седов
По поводу сравнения, а мы по каким параметрам сравниваем тогда? Давайте еще с любительскими историческими танцами сравним... тоже самое получится. Самостоятельный фэндом. Неоднородный. Кто-то занимается серьезней, кто-то нет. Кто-то одним конкретным направлением, кто-то другим, кто-то всем сразу. Законы социума - есть законы социума. Их никто не отменял, и по ним помимо саберфайтинга, ролевого фехтования, любительских исторических танцев и т.п. живет еще очень много разных увлечений.
""Вертикальный удар - кендо." - ой еее... Все с вами понятно. Для справки, точно такие же удары имеют отношение ко всему, даже к школе "бАльшой дубины" каменного века. Ж)"
Замечательно, вы сами доказали, что такой удар имеет место быть. Что ж вы от меня то хотите в таком случае? Я назавала кендо, потому что из него взят нюанс траектории отличный от закидывания удочки и принцип выдергивания левой рукой.
Но вообще, практически про всю технику можно сказать, что она вообще много где похожа... У человека определенное количество костей, суставов и мышц, и связаны они совершенно определенным образом. ИМХО в принципе уже невозможно придумать форму движения, которой до этого на протяжении тысячелетий никогда не существовало.
""Плоскости" используются в Long Sword (если я правильно понимаю, это то, что у нас принято называть полуторник)." - а на сабере ЕСТЬ плоскость? О_О"
На сабере нет. Поэтому удар, который обычным мечем делается как оглушающий, сабером делается как убивающий. Но если бы сабер был боккеном, удар приходил бы плоскость... поэтому так традиционно сложилось, что мы зовем их "плоскими" (ну надо же было как-то назвать).
""Блоки имеют отношение к спортивной сабле." - О_о вы сами понимаете что вы говорите, простите за грубость?"
Я знаю, что человек их разрабатывавший, работает тренером по спортивной сабле. И что это очень сильно сказалось на "конечном виде продукта".
Опять же, сейчас говорю именно о той технике, которая приведена у нас в учебнике. Отвечать за весь тот махач, который называет себя саберфайтингом, я не возьмусь ;)
"Стойки - к шпаге 16 века." - с двуручным хватом? Если можно - поподробнее с этого места.
цент ряжести между ногами (без преимущества на переднюю или заднюю), ноги на двух линиях, а не на одной. Если говорить о фронтальных стойках - то передняя нога смотрит на противника, задняя где-то под 45 градусов.
Не-фронтальный стойки непосредственно в файте обычно не используются... тока так, попонтоваться в паузу. Так что тут скорее просто с официальных ЗВшных фотосессий.
По поводу сражаться. Согласно вашей логики, я могу в четверг съездить на поганище, выловить там кого-нибудь из ньюбов с дрынами, но гордо называющих себя ролевиками. Порвать их в пух и прах (благо у таких ребят даже о дистанции поражения никаких представлений) и сделать вывод, что я сражаюсь круче ролевиков. Будет ли такой вывод корректен - нифига.
Большинство, называющее себя саберфайтерами-работающими-на-поражение, полные лохи даже с моей точки зрения ;)
Но не значит, что абсолютно все.
Опять же, повторюсь, лично МЫ боями на вынос вообще не занимаемся. Так что не буду даже оспаривать, что вы сражаетесь лучше нас. И что?
Дамы и господа - а вам не кажется, что (вспомним культовую книжку ролевиков!) - здесь "вертится круг без точила"?
Насколько я понимаю, адептов постановок боев на мотив "Звездных Войн" интересует не боевое искусство как таковое (то есть - искусство убить или вывести из строя оппонента) - а смесь постановки, импровизации и возможности воссоздания атмосферы любимого ими фильма. Тогда задача, которую ставит перед собой фехтовальщик - принципиально отличается от поставленной адептом саберфайтинга. И оценивать, судить, а, стало быть хвалить или критиковать, по привычным фехтовальным критериям (задел - не задел) - не вполне корректно.
Вернусь к лживым аналогиям.
Ушу.
В нем есть ряд школ, которые в принципе не направлены на боевой аспект. Их функция - частично ритуальная, частично - эстетическая, но главное - она дает китайцам прикоснуться к той традиции, которую исповедовали их предки. И это для данных направлений - ведущая доминанта. Есть ли от нее польза?
Для здоровья - безусловно. Для традиции - вне всяких сомнений! А боевой аспект...
Тут можно процитировать уважаемого А. А. Маслова:
"Нелепо судить изящную китайскую вазу по тому - сколько воды в нее можно налить, или критиковать резной японский столик за то, что он помещает на себе меньше яств, чем столешница в харчевне".
Это просто другое направление. К боевому искусству имеющее только то отношение, что люди, им занимающиеся, держат в руках аналог оружия и работают в стиле имитации поражения. Цель боевого аспекта изначально, насколько я понимаю, не ставится. И если этот вид приносит радость и удовольствие своим адептам - так и слава Богу. А время поставит все остальное на свои места...Ролевизмом и истфехом доказано.
С уважением.
сколько-то страниц назад я предлагал сделать качественную РИ по ЗВ. С погружением в атмосферу и воссозданием деталей по фильму и книге. Типа "реконструкции" ЗВ. Мне ответили что их интересует только одна конкретная отрасль, так что о воссоздании атмосферы не может идти речи.
В общем, посмотрел я учебник...Сразу назрел вопрос: почему те или иные действия считаются "правильными", а некоторые "неправильными". В учебнике об этом ничего не сказано.
Самый главный вопрос из этой серии: почему сабер надо держать именно двумя руками? Если это клинок с невесомым лезвием то держать двумя руками совсем нелогично.
Ну и много еще из той же оперы...
Сергей Кондратюк, молодца, самую суть ухватил, про "слава Богу"!
Возможно, он и не постановщик, в нашем смысле, а тренер или еще кто.
Степан Пряничников, часть постов удалены по просьбам членов группы и решению администрации как некорректные. Надеюсь, к таким решениям нам больше прибегать не придется.
Если так, то извиняюсь...
"Давайте еще с любительскими историческими танцами сравним..."
Можно и так, но: там нет понятия "фехтования", что в свою очередь делает такое сравнение провальным. Многие толкиенисты делают тоже самое, что и вы, до сих пор, только на фэнтезевых рельсах. =)
"Законы социума - есть законы социума."
Разумеется. И по ним вы четко попадаете в ролевую тусовку. =)
"Я назавала кендо, потому что из него взят нюанс траектории отличный от закидывания удочки и принцип выдергивания левой рукой."
А отчего же тогда кен-до, а не немецкий бастард (он, по крайней мере, ближе к саберам)? Думаю разницу между катана и сабером вы понимаете?
"У человека определенное количество костей, суставов и мышц, и связаны они совершенно определенным образом. ИМХО в принципе уже невозможно придумать форму движения, которой до этого на протяжении тысячелетий никогда не существовало."
Ой, только вот этого избитого оправдания не надо. Ясное дело, что вы взяли просто основы, а копать что-то интересное и необычное либо лень, либо банально техники не хватает.
"Поэтому удар, который обычным мечем делается как оглушающий, сабером делается как убивающий."
И после таких заявлений вы хотите, чтобы к вашему движению относились серьезно?
"Я знаю, что человек их разрабатывавший, работает тренером по спортивной сабле. И что это очень сильно сказалось на "конечном виде продукта"."
Если рассуждать логически, то это чепуха... Саблю держат одной рукой, а уж со спортивной разрыв в характеристиках с сабером просто невероятный. И как это удалось совместить? Технически хоть одно действие опишите.
"центр тяжести между ногами (без преимущества на переднюю или заднюю), ноги на двух линиях, а не на одной. Если говорить о фронтальных стойках - то передняя нога смотрит на противника, задняя где-то под 45 градусов."
Видел я эту стойку в видеоучебнике. =) Стало быть, положение рук в шпажные стойки 16 века не входило. Да чего там? ФИГНЯ! Последний штрих ради понта, не больше. =)))))
"По поводу сражаться. Согласно вашей логики, я могу в четверг съездить на поганище, выловить там кого-нибудь из ньюбов с дрынами, но гордо называющих себя ролевиками."
Зачем? Можно проще. =) Я наведу справки, кто из олдскула сейчас на Айре. После чего дам вам рекоммендации и отправляйтесь. Победите их на саберах - я заткнусь. =) Хотя, такие дела не люблю перекладывать на чужие плечи (заранее говорю, мне пофигу какого уровня будет оппонент, хоть сам Йода). Я предложил в предыдущем посте просто потому, что, как я понял, вы считаете, что у саберфайтинга есть вразумительная боевая составляющая. Если так - давайте проверим. Если нет - бывайте, успехов. Ничего личного.
ЗЫ
То, как вы защищаете свою "технику" навело меня на мысль о старой доброй "технике боевой швабры", к которой за уши притягивали все, что можно, когда по лесам в леголасов и боромиров играли. Даже "условная" плоскость там была. =)
Что-то вроде вашего положения о количестве рук и ногу человека: палка тоже обладает своими массо-габаритными характеристиками, и как вы не изворачивайтесь, далеко от нее вы не убежите. =))))))))))))
______________________________________
Сергей Кондратюк
Вот со сравнением как раз и напряги. Во всех видах фехтования есть упор на какой-то аспект. Основательный такой. Вот в этом и состоит суть моих личных изысканий - понять, что такого особенного и интересного в саберфайтинге, кроме попыток воссоздать кусок вселенной ЗВ? Пока же для меня саберфайтинг не ушел далеко от толкиенистов. Ярко выраженной сильной стороны не вижу. Сколько сайтов смотрел, видео и т.д. никакой конкретики. Джедаи, падаваны, и кастрированное фехтование на швабрах.
Были хорошие ролики, не спорю, но до ушу как до небес. Более того, при таком подходе готов побиться об заклад НИКОГДА и рядом стоить саберфайтинг с современными секциями ушу не будет.
Прошу прощения за "стены текста", но я и правда хочу разобраться в вопросе, чтобы вместо номинальных вещей увидеть фактические.
"как я понял, вы считаете, что у саберфайтинга есть вразумительная боевая составляющая. "
Не более, чем в артфехе. Учебник и то, чем занимаюсь я, не направлен на боевую составляющую (по крайней мере в вашем понимании точно). Те, кто считают саберфайтинг новым направлением именно "работы на вынос", даже у меня в большинстве своем вызывают улыбку (о чем я уже писала).
В связи с этим скажите, надо ли отвечать по остальным пунктам?
*Более того, при таком подходе готов побиться об заклад НИКОГДА и рядом стоить саберфайтинг с современными секциями ушу не будет.*
Угу. Так же, как и с классическим, спортивным фехтованием, кен -дзютцу и кендо. И любой другой школе, имеющей в основе своей МНОГОВЕКОВУЮ составляющую, базу и традиции подготовки.
Сравниваются АБСОЛЮТНО разные вещи. В основе того же ушу (даже спортивного) - так же, как в фехтовании (каким бы оно ни было - спортивным или классическим) - база, которая служила (и служит) для подготовки бойца_к_реальным_боевым_контактам. На основе методик, базы и пр. Так же, как перечисленные направления владения оружием.
И адептам по ходу дела объясняется...ну, к примеру...здесь мы даем захват, показываем укол - с целью провокации...потом - защита на выпаде - и укол в оппозиции (прощения просим у Мастеров, если чего напутал в терминах)...Или - "здесь мы провоцируем на подсечку в "пустом шаге", переходим в момент подсечки в динбу - протягиваемся вперед в "пубу" - и движением бедра переходим в "лук и стрелу" - противник сбит с ног. Дорабатываем на земле".
В этих основах - боевая целесообразность - так, как ее понимали создатели стиля. Конечный эффект - победа.
Берем Сайберфайтинг.
- Изначально (обобщаю начальные посты) - бой задумывался как ПОСТАНОВКА. Даже не как импровизация. Как четкая последовательность зрелищных действий.
-Затем - сама идея композиции стала превалировать над идеей ролевой канвы. То есть ПОСТАВИТЬ бой стало важнее, чем отыграть ролевой компонент. Потом последний свели до номинального нуля.
- Потом...появились те, кому постановки стало мало - нужны реальные схватки...интересно, кстати, было бы проследить - сколько из оных "Юных подованов" метались по родному городу в попытке найти хоть какую-то школу боя на мечах...пока не нашли...и что с ними сталось в перспективе...
- Дальше - определение базовой техники. В "настоящем" фехтовании она же есть? Какая же школа без базы? Вот и пошел набор "приемов". Один - отсюда, другой - оттуда. А когда идет микст, в котором часто один базовый принцип часто противоречит другому (пр - в рапире работают пальцы в т. н. "дуате", а в китайском мече - цзянь - поясница. А масса и габариты примерно равные) - существование работающего_в_бою стиля - очень сомнительно. И остается - постановка, импровизация и ограниченный круг адептов.
Наверное, это действительно можно сравнить с ролевизмом...в самых общих чертах. И, кстати, без всяких негативных в этом плане подтекстов.
Разный только акцент. В РИ основа - Игра Роли, в Саберфайте - игра аналогом клинка с минимальной проработкой канвы сюжета. Только то, что нужно для постановки.
А что можно увидеть интересного?
Хм, думаю, что для основной массы обывателей мы смотримся людьми, которые непонятно зачем оттачивают приемы давно вышедшего из практического употребляжа способа убийства. Зачем? С мечом на улице дальше первого ментовского поста не пройдешь...да и времени много уходит...И потеть надо. И ноги болят после занятий...а после боев - синяки от уколов и ударов...И оборудование стоит денег. Для них лучше: деньги - на пиво, ноги - на диван, в руку - пульт от ТВ - а если маска - то косметическая... И все же для нас это интересно, нужно и важно.
Так же и с ЗВ для своих адептов. Для них этот вид деятельности доставляет удовольствие, является своеобразной смесью творчества и спорта, и при этом не требует фанатичной приверженности к Традиции (а это в любом БИ тоже очень важно - иначе не продвинуться)... Имеют право.
И... пресловутая ложка дегтя. В плане сопоставления Саберфайта другим школам и техникам с целью сравнения...
Глянул пресловутый "учебник"...
Мдя.
Впечатление - могу дополнить список источников заимствования. С явно заметными на первый взгляд искажениями оригинала.
- Удары - испорченный аналог европейского короткого посоха. И...ведущая "задняя рука"? А "узкий" хват лучше "широкого" для маневра и контроля клинка? Брр!!!
- Блоки - смесь двух (несовместимых) техник.
а)Руки - попытка переложить четыре позиции Капо Ферро на двуручный лад с добавлением для комплекта поздней (французской) "двойки" и "семерки" для нижнего сектора и "Святого Антония" и сабельной "Шестой защиты" для верхнего. С итальянской школой у меня скудно, а вот французские защиты испорчены - не добрана рука на себя (правильная защита рассматривается как ошибочная), слишком широкая амплитуда постановки - "распаковать" такую защиту - достаточно просто.
б) корпус - прямое заимствование из восточных техник. Движение ведет поясница (таз в интерпретации демонстратора). В любой уважающей себя школе БИ за такую работу поясницей оставляют "на второй год". Конкретнее...хм долго, в подробностях - не в пост.
- Стойки - кто говорил о шпаге 16 века? Кого-то кого-то цинично обманул. Одна из стоек каратэ "Сетокан". И многих других. Они, с вариациями, очень друг на друга похожи. Исправленная и дополненная. Нарекания к положению поясницы, позвоночника (если принять за канон ПРАВИЛЬНУЮ оригинальную стойку).
- Прокрутки. Боевого элемента не несут в принципе. Хотя, как тренировка лучезапястного сустава, особенно если взять бокен... Надо рассмотреть в качестве общей разминки...
Выводы прежние.
В реальной боевой ситуации система работать не будет. Поскольку для боя изначально не предназначена. Казалось бы, базовые элементы (то, на чем должна строиться техника и тактика боя) делают акцент на эффектность в ущерб (практически полный) эффективности. Система, предназначенная для эстетики. И определенного числа адептов. Это если верить тому, что демонстрируется как основная техника...
Все-таки - вариант неосубкультуры. Имеющий право на жизнь и существование (как всякий, который не приносит вреда другой группе или субкультуре), но сравнивать его с чем-то...невозможно. По крайней мере, с сложившимися боевыми традициями не нашел ни одной точки соприкосновения...
с истоками вы явно перемудрили. Может быть в ваших "оригиналах" тоже что-то похожее. Но у нас источники явно были другие.
На счет правильности и неправильности... ну знаете. то, что в одной технике вам скажут как правильное, в другой скажут как абослютно ошибочное.
Причем не обязательно даже для этого брать европу и восток.
Даже в одной и той же спортивной сабле, техники довольно сильно меняются как с течением времени так и просто от тренера к тренеру... причем многие места именно "с точностью до наоборот".
Так что судить что-то как однозначино "в корне не верно", все-таки излишне самоуверенно с вашей стороны.
Хотя вы абсолютно правы в том, что услышали мой многократный уже чуть ли не крик про то, что наша базовая техника на эффективность не направлена.
Замечу только про преимущественно узкий хват... банально ТАК В ФИЛЬМЕ и для нас схожесть с фильмом является ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ задачей.
Насчет перемудрил... скорее, недомудрил. :-) Повторюсь - проанализировал то, что очевидно бросается в глаза и имеет сходство с той или иной школой боя. Ну, касательно рук и итальянской школы боя, например. В сабле и рапире французской (классической) школы защиты ставятся ну абсолютно по другому...ну это так, к примеру.
И про "это - в корне неверно, а вот это - Истина"...эту категоричность я давно перерос.
Это - не попытка нести "свет в массы". Каждый выбирает по себе, как известно.
Это - попытка анализа. И по каждому пункту, где указано искажение - указанный источник - будь то стиль карате-до или ушу или европейская традиция - адепт ясно даст ответ - "ПОЧЕМУ неверно". Та же боевая целесообразность.
Примером - та же известная "стойка лошади". Которая на первый взгляд, для стояния-то годится с натягом, а уж в бою...Ан нет. И любой уже "средний" ученик в состоянии объяснить неофиту - почему надо стоять так, а не иначе...и за что при дефекте техники Вас уцепит противник, а что Вы поломаете сами...На полном серьезе! Если уж пошла в арсенал "работа поясницей" - то крутить корпус правильно не только...хм...правильно, но и безопасно. В противном случае - проблемы с позвонками обеспечены...Ну это так, к примеру. То же - по любому другому варианту заимствования и искажения. Прежде, чем переделать - стоит обдумать - целесообразно и безопасно ли это...для себя в первую очередь. У источников есть свои плюсы - методы оттачивались веками... В любом случае - попытка создать систему боя, даже для узкой группы - это на порядок сложнее, чем просто взять тот или иной стиль в готовом виде...Но если хочется ЭТОГО, а не ВОТ ЭТОГО - пуркуа бы не па?
Для зрелищного постановочного боя на оружии, не существующем в реале, можно пробовать домысливать в принципе любую технику. Но...тут уже повторяю предыдущих ораторов, стараясь избегать категоричности... хорошо бы, если бы система смотрелась не только эффектно, но и целесообразно. И рисунок боя не цеплял бы глаз каким-нибудь вычурным элементом. Публика, она фальши не любит...
Целиком согласен...
Это как посмотреть "возвращение мушкетеров", заразится и ставить фехтовальные сцены "как в тех "мушкетерах"...Смешно, не правда ли?
В саберфайте идут по пути создания и синтеза. Если процесс не зайдет в тупик (а таких случаев было - ой много...помнится, годы этак в 90-е только на основе фильмов с Ш. Косуги многие адепты воссоздавали Ниндзютцу. При полном отсутствии источников...), то процесс становления - это минимум годы. Вероятнее - десятилетия. А, в перспективе и того больше...
Кстати, очень любопытное проскочило сравнение с танцами Средних Веков. Кто скажет, что это - плохо, отврат и вообще "Фу"? Думаю, никто. Покажите теперь эти наработки профессиональным танцорам и балеринам...критика посыплется тоннами. Но это ж не причина бросать начатое? Стимул выслушать критику, что-то воспринять, а что-то отбросить - да. Стимул развиваться - да. Но явление, если оно приносит удовлетворение - безусловно полезное.
Далее...Не кидайте гнилыми помидорами...кто-то предпочитает танцевать (то есть, двигаться в определенном темпо-ритме) под "Зеленые Рукава". Кому-то больше нравится звук Lightsaber и ощущение оружия (каким бы оно ни было) в руке. Плюс симпатия к атмосфере ЗВ. И что в этом плохого, неожиданного или криминального? Вопрос только в том, что если уж начали это дело копать - копать надо достаточно глубоко и обдуманно. А для оценки результатов...времени маловато прошло. Оно-то все поставит на место.