Христианская вера и айкидо
Если это тема кого то интересует. Пишите об этом, задавайте вопросы, и давайте вместе на них отвечать) Может не только одного меня интересует вопрос внутреннего объединения христианской веры и занятия, самопостижения по пути восточного боевого исусства айкидо? Кто что об этом думает?
а же тварь- только "по образу и подобию" и со свободой воли. Именно этот образ и надлежит волевым методом пестовать приближаясь к Богу и возвращаясь в его Царство. Приближение осуществляется через третью ипостась Бога - Иисуса Христа посредством любви к нему"). Не совсем так.Понятие "Единение с Богом" в Христианстве есть(я имею ввиду Православие).Но конечно-же не в Пантеистическом смысле.Вот несколько ссылок. http://azbyka.ru/dictionary/14/obozhenie.shtml http://school-kraevedenie.narod.ru/iljin/iljin23.htm http://hematolog.vinchi.ru/preod/osipov.htm http://www.biblicalstudies.ru/Books/Loss1.html Далее. Виктор Викторов:"Айкидо идеологически основано на синтоизме - "Пути богов". Это традиционная религия японцев. Проще говоря - язычество. Вере в духов Ками и работе с ними.
Поэтому извините но с христианством это не совместимо в основе своей. Христианство основано на других краеугольных камнях. Прямо противоречащих японскому язычеству". Абсолютно верно.Но здесь Вы указали на духовную составляющую айкидо а не на собственно боевую систему(как средство самозащиты). Что касается поклона портрету Морихэя Уэсибы- то здесь важно что это за поклон-как Богу-Творцу мира или поклон как уважение к мастеру? В Японии как известно поклон- выражение уважения .Поклон залу? Очень просто! Поклонись мысленно Богу а не залу! А если зададут вопрос об этом поклоне-скажи что Богу кланяешься.Все это можно предварительно оговорить с инструктором.И если он человек мыслящий -то поймет.Что касается духовных практик которые применяются в секциях айкидо то в большинстве своем это действительно синтоизм. Но в среде занимающихся Айкидо-и буддисты и конфуцианцы и мусульмане и христиане разных конфессий которые конечно-же не могут практиковать духовные практики синтоистской секты "Омото-ке"(к которой принадлежал Морихэй Уэсиба).Они применяют свои. Кстати только что нашел на одном из Православных сайтов ответ священника Алексия Колосова православной девушке которая занимается айкидо.
Грех ли заниматься айкидо? Ирина.
Я - верующая. Хожу в церковь и причащаюсь. Несколько лет я занимаюсь восточными единоборствами (айкидо). Занятия приносят мне большое удовольствие, кроме того, там хорошие люди, и (у меня тяжелая в эмоциональном плане работа) я после тренировок чувствую спокойствие и умиротворение. Так вот, я прочитала, что заниматься айкидо - грех(?). Раньше я никогда об этом не задумывалась, поэтому и не каялась. Там на занятиях, тренировки начинаются с поклона портрету основателя единоборства и двух ритуальных синтоиских хлопков - в форуме это обсуждалось как идолопоклонство и язычество. Мне так жаль оставлять занятия. Что вы скажете на это? Что касается всего остального, то на тренировках нет ни медитаций, ни склонений к каким-либо восточным религиям. Посоветуйте, как быть.
Ирина!
А нельзя ли обойтись без хлопков и поклонов? Поговорите с тренером – может быть все и устроится как должно…
С уважением, cвящ.Алексий Колосов . Вот Вам очередной пример того что в разных секциях айкидо занятия начинаются и проходят по разному. Нужно просто найти подходящего наставника который бы понял твою душу.
Я прочитал ссылки. Но мы говрим о разном. Единение в моеме понимании - ощущение единства пристекающее в том числе из родства предполагающего что в нас живет часть бога. Единение в христанском понимании - общение с богом основанное на его любви к нам как к созданию и нашей любви к нему как ... Просто одно и тоже слово используется в разных контестах приобретая разное значение.
Я согласен что правослваие ближе всего к единению и т.д. В том же исихиазме есть схожие идеи о "престоле божьем" пресутвующем в каждом человеке. Но все это не меняет формата общения "Творец- творенье".
Опять таки нужно понимать что такое АЙ КИ ДО. Как система самозащиты она никогда и не предполагалсь. Системой самозащиты было айкидзюцу Дайто Рю. АЙ КИ ДО это именно духовное развитие через специфическю практику парных упражнений когда то имевших боевой смысл. Некоторые из этих упражнений могут использоватся для самозащиты но это скорее побочный эффект системы.
в 1960 году за создание Айкидо О'Сэнсэй Морихей Уэсиба был удостоен императорской награды «Медали чести с розовой лентой», а в 1964 году был награжден Японским Орденом Почета за заслуги перед нацией в развитии боевых искусств. Выходит, что его за парные упражнения награждали?
Сами думайте ребята.
Надо понимать что АЙКИДО одно. Это АЙКИДО семейства Уесибы которое единственное имеет право на само название АЙКИДО и на его СУТЬ. Все прикладный версии типа Томики, Йосинкан, Реального айкидо и т.д. по СУТИ АЙ- КИ -ДО не являются. Сигал вообще буддист к тому же владеющий и эскримой и багуа то есть к СУТИ.
То что делал Уесиба так никто повторить и не смог. После войны Американская администрация запретила ВСЕ боевые искусства. Айкидо не запретили.
В принципе на эту тему уже много сказано и резюмируя можно привести статью В.Бродового
Полемика вокруг айкидо
В качестве введения к своему основному тезису изложу несколько взглядов на айкидо в виде воображаемой полемики. Итак, вначале доктрина организаций, официально занимающихся распространением айкидо (главная из каковых, несомненно, Хомбу Айкикай). Выглядит она примерно так. Айкидо — это современное боевое искусство, созданное Морихеем Уэсибой на основе старинных самурайских воинских систем рукопашного боя и фехтования. Однако целью айкидо является не убийство или борьба, а развитие миролюбия, доброжелательного отношения к людям, совершенствование собственного "я". Поэтому в айкидо нет ни поединков, ни соревнований, а только совместные тренировки по строгому плану. Что вовсе не исключает прикладной ценности приемов айкидо, с помощью которых можно нейтрализовать любое нападение вооруженного или невооруженного противника, не убивая его, а контролируя агрессию и обращая его силу против него.
Это определение звучит как небесная музыка — само совершенство. Действительно, мало того что не калечишься и не перенапрягаешься, так еще и попутно осваиваешь суперсистему боя, по определению превосходящую все остальные. Но тут вступают голоса представителей других видов единоборств, звучащие примерно так. Практика показала, что айкидоисты как бойцы не представляют собой ничего (пусть даже когда-то непосредственные ученики О Сэнсэя и демонстрировали что-то в этом плане). В поединках с боксерами или каратистами они летают с кулака на ногу и обратно, в поединках с борцами не могут продержаться на ногах и десяти секунд, а на улице преспокойно получают в морду и по всем другим частям тела. Прикладная ценность айкидо — нулевая, приемы его — нереальны и далеки от жизни, а о том, что можно научиться защищаться, толком не нападая и не защищаясь на тренировках, смешно даже говорить. Остается только странный физкультурный балет, пусть даже отличающийся своеобразной красотой.
От этой критики айкидоистам становится неуютно. Не желая, тем не менее, выходить на ринг и доказывать свою правоту ("ведь это противоречит самому духу айкидо"), они приводят в пример выдающихся бойцов, выросших на идеях айкидо. Начиная, разумеется, с самого Морихея Уэсибы и заканчивая, разумеется, самим Стивеном Сигалом.
Но противники не сдаются. Они указывают на то, что Морихей Уэсиба не изучал айкидо, а создавал его. Изучал он джиу-джитсу, фехтование мечом и копьем, прожил тяжелую, полную испытаний жизнь, закалившую его как бойца и как человека. Айкидо у него началось уже тогда, когда закончилась суровая биография воина. Демонстрируемая Стивеном Сигалом боевая техника включает айкидо, элементы китайских и филиппинских систем, много ударов руками и ногами, явные фехтовальные навыки, и в общем далеко не сводится к одним только базовым формам айкидо. Что касается многих других бойцов, то они либо стали бойцами еще до изучения айкидо, либо параллельно практиковали другую технику, в которой есть место и поединкам, и жесткому противостоянию, и боли с кровью и потом.
Но не сдаются и айкидоисты. Они заявляют, что главное — принципы и подходы, которые везде общие. Главное — понять, в каких направлениях и под каким углами выполняются движения, отработать их с партнером в самом общем виде, чтобы уяснить, какими законами управляется поединок. Все это в айкидо есть.
Противники не унимаются. Они резонно возражают, что, сколько ни говори "халва", во рту сладко не станет. Сколько ни обсуждай законы поединка за рюмкой чая, сколь
Айкидоисты снисходительно сообщают: ну так все это нетрудно сделать. Посмотрите на богатство техники айкидо, изложенной в виде базовых форм (ката, вадза) — условных, заучиваемых напамять "поединков". Там и удары, и переходы с приема на прием, и контрприемы — все это есть, можно использовать. Добавить удары, работу на снарядах, вольные схватки — и вперед.
Противники на эту снисходительность не ведутся и спрашивают: так где же все это в додзе айкидо? Где же оборудование типа лап, груш, мешков, макивар, перчаток, шлемов, учебного оружия, пригодного для работы в полный контакт? Где фазисная тренировка — постепенный контролируемый переход от чистой отработки к вольной схватке? Где мускулистые, выносливые, уверенные в себе бойцы, закаленные множеством учебных поединков?
Айкидоисты отвечают: но ведь все это приведет к нарушению заветов, правил и принципов. Мы же перестанем быть айкидоистами. Ведь нам завещали не проводить поединков, избегать жесткости, ни в коем случае не сопротивляться приему, не затевать драку и соревнование на татами. Иначе где же миролюбие, где же любовь к людям, где же искусство мира?
Украинский народ сообщает по этому поводу: "говорили-балакали, с ли та й заплакали".
Сведу-ка я все это в краткий тезисный список аргументов одной и второй стороны — сторонников и противников айкидо (С. и П. соответственно).
С.: Айкидо - это искусство жить в мире, выросшее из старинных систем боя.
П.: Но для боя оно не годится - в нем не учат драться, нет реальных приемов.
С.: В нашей системе было много грозных бойцов — от М. Уэсибы до С. Сигала.
П.: Все они были бойцами за счет того, что параллельно изучали и другие системы.
С.: Но вся их техника следует общим идеям и принципам айкидо.
П.: Одних принципов мало, надо еще учиться жестко бить, бросать.
С.: Все это можно сделать, ужесточив технику и изменив методику.
П.: Почему же вы этого не делаете?
С.: Это будет нечто другое, а не айкидо. Айкидо — это искусство жить в мире...
...и так далее по кругу. Пусть это прозвучит громко, но я желаю сказать в этом споре последнее слово и закончить данную воображаемую полемику, внеся полную ясность. (Хотя до меня ее уже внес сэнсэй Тэцутака Сугавара, рассказав все то же, что и я, только поделикатнее, в книге "Айкидо и китайские боевые искусства".)
Итак. Айкидо действительно является потомком эффективных систем боя. В нем действительно остался рисунок техники, использовавшейся для реального рукопашного боя. Но методика современного айкидо специально выработана Морихеем Уэсибой так, чтобы в результате занятий ни в коем случае не получился бы подготовленный боец. Занятия классическим айкидо согласно методическим рекомендациям Хомбу Айкикай призваны охватить максимально возможное количество людей разного возраста и физических кондиций. Тренировки построены так, чтобы заниматься в парах могли какие угодно партнеры без различия пола, роста, веса и силы. Современное айкидо является физкультурой в хорошем смысле этого слова — культурным, содержательным времяпровождением с применением полезных для здоровья физических упражнений, в основе которых лежат некогда боевые приемы. Итак, страшная тайна айкидо:
АЙКИДО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ БОЕВОЙ СИСТЕМОЙ
ПО САМОМУ ЗАМЫСЛУ ЕЕ СОЗДАТЕЛЯ.
Главная мысль во всем этом рассуждении заключается в том, что не следует заблуждаться, будто "истинное айкидо" рождалось как боевая система, а потом каким-то непостижимым образом выхолостилось в то, что мы знаем. Ничего подобного. Создатель айкидо, похоже, именно планировал создать систему, драться с помощью которой было бы физически невозможно, а иллюзию занятий единоборствами она бы тем не менее создавала. Вот откуда любовь, гармония, взаимопонимание — от полного отсутствия возможности и умения драться у тех, кто по этой системе занимается. Драться в ней не только не учат, но и непосредственно запрещают это делать — даже на татами. Айкидо — система "для всех", "для общечеловеческой семьи", а следовательно - не боевая. Потому что, знаете ли, одно из двух — либо боевая, либо для всех.
План удался на все сто — все-таки Основатель был гений. Он пошел даже дальше Дзигоро Кано. Создатель дзю-до превратил джиу-джитсу — науку боя и убийства — в спортивное соревнование, набор красивых приемов, с помощью которых можно бороться даже детям, но требуется приложить особые усилия, чтобы убивать и калечить. А Морихей Уэсиба продвинулся на новый этап — он создал систему, с помощью которой даже и бороться нельзя, а можно только помогать друг другу выполнять подобие боевых приемов. Отдадим же ему должное, но не будем приписывать лишнего — а именно, намерения сохранить в тренировках боевую составляющую. (Следует понимать, что у самого Основателя с боевой техникой было все в порядке. Настолько в порядке, насколько это и не снилось современным айкидоистам.) Итак,
БОЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ОБЩЕПРИНЯТОЙ МЕТОДИКЕ
ОБУЧЕНИЯ АЙКИДО ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСТВУЕТ.
План удался на все сто — все-таки Основатель был гений. Он пошел даже дальше Дзигоро Кано. Создатель дзю-до превратил джиу-джитсу — науку боя и убийства — в спортивное соревнование, набор красивых приемов, с помощью которых можно бороться даже детям, но требуется приложить особые усилия, чтобы убивать и калечить. А Морихей Уэсиба продвинулся на новый этап — он создал систему, с помощью которой даже и бороться нельзя, а можно только помогать друг другу выполнять подобие боевых приемов. Отдадим же ему должное, но не будем приписывать лишнего — а именно, намерения сохранить в тренировках боевую составляющую. (Следует понимать, что у самого Основателя с боевой техникой было все в порядке. Настолько в порядке, насколько это и не снилось современным айкидоистам.) Итак,
БОЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ОБЩЕПРИНЯТОЙ МЕТОДИКЕ
ОБУЧЕНИЯ АЙКИДО ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСТВУЕТ.
И нечего ее там попусту искать. Чтобы она там снова появилась, нужно изрядно потрудиться.
Требования, предъявляемые к боевой системе — они несколько другие. Здесь же скажу дополнительно, что понимание того, как и что делается в айкидо с точки зрения рукопашного боя, приходит только после упорных занятий с учебным оружием — мечом, палкой и ножом, а также после множества учебных схваток. И чтобы освоиться в искусстве поединка, нужно заниматься не совсем так и не совсем тем, что принято за стандарт в аттестационных программах. А примерно так, как полжизни прозанимался Морихей Уэсиба и С.Сигал. В итоге действительно получается некое айки-джитсу, зверское и довольно далекое от рекламного образа. Однако тем, кто желает получить навыки боя, а не просто гимнастики, придется заниматься именно так. Другого способа нет.
Для чего тогда нужно айкидо?
После чтения и переваривания вышеизложенного у контингента обучающихся могут возникнуть вопросы, в первую очередь следующий: если айкидо - не боевая система, которая не учит драться, тогда чему же она учит? Вот об этом и поговорим.
Прежде чем ответить на этот вопрос, следует, во-первых, особо сказать о разочаровании. Занимающимся же айкидо следует взглянуть правде в глаза — они пришли совсем не для того, чтобы драться. Они пришли, чтобы не драться. И нечего себе врать о противоположном. Это касается как людей, переключившихся на айкидо после многих лет другой практики (ну надоело им драться и соревноваться, здоровье и наклонности уже не те, что же тут плохого), так и новичков, которых пугает перспектива постоянно получать в репу, ходить с поломанным носом, выбитыми пальцами и отбитыми голенями. Опять-таки естественно — а с какой стати средний человек должен всего этого хотеть? Он что, ненормальный? Нормальному человеку свойственно искать комфортного существования, счастья, удовлетворения. Превращение себя в бойцового пса с этим никак не связано.
Во-вторых, следует сказать насчет повседневной уверенности в себе. Именно этот мотив часто двигает молодежь, натерпевшуюся от собственного страха и неуверенности, в секции единоборств. Все это обеспечивает хорошее кровообращение, оптимизм, бодрое самочувствие. Вырабатывает дисциплину, самоконтроль. Результаты не замедляют сказаться — уверенность в себе растет, уважение окружающих повышается, в жизни начинает случаться всякое хорошее.
Айкидо есть система, по
Это более общая вещь, чем навык рукопашного боя, но она, в принципе, может эффективно использоваться для его освоения. Хотя цели и задачи, которые О Сэнсэй считал достойными для людей, идущих путем айкидо, отнюдь не сводились к умению научиться драться. И даже лежали в стороне от такого умения.
Так что вот она какая, страшная тайна айкидо — эта система не есть методика прикладной боевой подготовки. Но не потому, что ее кто-то испортил или извратил. А потому, что она и не задумывалась как таковая. Отчетливое понимание этого факта позволяет избежать многих разочарований и недоразумений.
В.Бродовой
Итоговый вывод — айкидо развивает специфическое, неуловимое, трудноописуемое, комплексное качество, именуемое состоянием «ки». Во последующем оно используется для достижения более высоких ступеней духовного роста. А именно «работе с духами КАМИ» и следования «путем богов» и превращения в бога. И портрет ОСенсея в додзе это АЛТАРЬ ребята!! А само додзе в айкидо– Храм. Вот и делайте выводы сами.
В которых собираются люди по уровню сознания и интересам, доказать кто сильнее и потешить свою гордыню на ярмарке тщеславия...
Но тем более чувствуется мысль и благоданость за упорный труд основателя этого вида Б.И. именно Б.И. с большой буквы...принесшему совершенно новый уровень мышления и восприятия системы боя, которой он владел в высокой степени совершенства. И сейчас почувствовал что с христианством айкидо вполне можно сочетать, однако на ряду с большим трудолюбием, и внутренней работой. Айкидо учит действительно уважать Ки, не только свою, всего окружающего, но и Ки противника. Учит любить, понимать и аккумулировать в себе энергию...И очень хорошо что не выдвигает принцип соревновательности, "Не мечите бисер перед свиньями"... Думаю человеку постигшему внутренние энергетические процессы, не представляет интереса распылять свой стержень, на уловки всех желающих проверить свой уровень...Есть айкидо экзотерическое, а есть айкидо эзотерическое... Как есть и в христианстве экзотерическая внешняя сторона...А есть и внутренняя сокровенная невидимая внешнему обывателю...Во время причастия кто то видит белую обладочку...А кто то 7 поколений рода освобождает...
Айкидо учит видеть и понимать Ки во всех ее проявлениях, вопрос в том, кто на какой уровень глубины способен проникнуть во время тренеровок, унести или привнести какое то состояние, опыт от туда.
Айкидо действительно дает толчок, к раскрытию внутренней уверенности, и как следствие менят судьбу к лучшему. Но если во время тренеровок и вообще в жизни, присутствует устремление и мало сказать живой интерес, но Любовь ко всем проявлениям Ки, если подключается этот уровень, и если он внутреннее постепенно развивается, то понятие айкидо действительно становится способным зазвучать, именно в том камертоне, каким его изначально старался учить основатель...
А уж какие это способы и методы, самосовершенствования, вопрос отдельный....Но что касается темы, то для христианина главное что б эти методы соответствовали его пути служения Христу, и не распыляли внутреннего стержня...
Конечно каждый приходя на айкидо может иметь разные цели, и думаю что айкидо именно тем и хорошо, что оно с одной стороны доступно "для всей человеческой семьи", а с другой продолжает нести в себе ту потенцию с которой его создал основатель...
То же и для христианства, доступно всем, но "всяк крестится, но не всяк верует"...Т.е. по устремлению дается каждому) А что касается боксеров, каратистов, то я думаю если посмотреть на их большинство их пыл лет так через ..ннадцать...и сравнить с уровнем здоровья занимавшихся эти годы айкидоистов...то все помойму предельно видно, что айкидо это б.и. на перспективу, и что до самой старости можно развиваться и с годами только самосовершенствоваться...
Я думаю к концу жизни среди представителей различных б.и., айкидоисту найдется место среди первых, если сравнивать с каратистами, и боксюрами, я думаю это очевидно...
Однако думаю это отдельные вопросы, и к теме "Христианская вера и айкидо" на прямую не относятся. Главное что айкидо учит не выпускать внутреннюю агрессию, в пространство, а внешнюю перенаправлять, а это очень гармонирует с христианством, в отличие от других б.и.
1) БОЕВОЕ
2) ИСКУССТВО
Первое означает что занятие им повышают выживаемость человека и уровень его безопасности. И высшая стадия - ОСТАВАТЬСЯ НЕПОБЕДИМЫМ, а НЕ ПОБЕЖДАТЬ. Это включает умение и предчувствовать угрозу и уклонится от конфликта ибо в БИ бой который не состоялся считаеся выигранным. А первый уровень - устайчивый навык выживания в реальной критической ситуации. И от первого до высшего ооочень долгий путь.
Второе означает что занимаясь им вы развиваете творческие способности: интуицию, фантазию, чувствительность, способность управлять эмоциями, энергией, физическим телом, обретаете ясность и четкость мышления, ИЗБАВЛЯЕТЕСЬ ОТ ИЛЛЮЗИЙ.
А религиозный мистицизм это религиозный мистицизм. Даже если внешне он и напоминает Б.И. Вы какому нить батюшке про "уважение КИ" скажите -замучаетесь потом епитимью отрабатывать. Нельзя смешивать два религиозных пути. АЙКИДО это религия- идущий по этому пути до конца становится КАМИ. Православие - тоже, идущие по нему спасется через Христа. Это все равно что 2 операционки одновременно запустить на компе. Программы в реализации будут сбить противореча друг другу и требовать обартится к разработчику. Нельзя быть немножко беременным. Нельзя быть немного язычником исповедуя веру истинную. нет в айкидо места Христу, а только Осенсею.Оно для этого ИЗНАЧАЛЬНО СОЗДАВАЛОСЬ. Думаю именно поэтому лучшие ученики Сокаку Такеда партриарха Дайто Рю пришидшие разбиратся с отсупником Уесибой ушли спокойно и без боя. Новая семейная религия Уесибы их просто не инетресовала.
Спасибо всем за понимание! :-)
Кстати,необходимо заметить, что Сигал тоже обучался айкидо в храме, где по легенде для него нашлась лишь собачья будка. Все помнят про будку, но мало кто вспоминает, что стояла та будка во дворе СИНТОИСТСКОГО храма.
Потому тезисы о "миролюбивости и боевой неэффективности" можно спокойно похерить - согласитесь что задачи самурайского боевого искусства и монашеского боевого искусства несколько разные. Изначально разные. Так что оставьте кости Уэсиба в покое. И не оправдывайте собственную беспомощность и несосотоятельность ошибками и "происками коварства" великого мастера
Dixi
Ребята пытаются выжать из айкидо боевую составляющую. Определить их можно как "система самозащиты". Туда же куда и боевое самбо, унибос, дзю-дзюцу и т.д.
Лично я поклон портрету Уесибы воспринимаю, как вежливое приветствие. И крестов в нашем клубе никто не снимает - если только ради техники безопасности.