Только что нашла в своих архивах папку с ритмами беримбау. Делюсь :) Думаю, будет небесполезным собрать для них описания и основное значение. Собственно призываю всех добавить кто-чего знает!
Итак,
____Традиционные ритмы____
ANGOLA - старейший ритм капоэйры. Основа роды Ангола. Для медленной и средней игры.
SAO BENTO PEQUENO - ритм, обратный angola. В роде Ангола часто используется как вариация для беримбау медиа. В чистом виде призывает игроков играть ближе и быстрее.
SAO BENTO GRANDE DE ANGOLA - В роде Ангола часто используется как вариация для беримбау виола. В чистом виде призывает играть быстрее, поэтому часто используется в роде Капоэйра (любая быстрая игра и современная капоэйра).
SAO BENTO GRANDE - быстрая и техничная игра.
SANTA MARIA - для игры "чику-чику": в центре роды лежит монетка, а игроки должны ее подобрать. Руки, естественно, использовать нельзя. Мелодия ритма взялась не просто так, она имитирует песню "Santa Maria, Mãe de Deus". Кстати, в песне "Apanha Laranja no Chão Tico Tico" (não leva com mão, só com pé ou com bico) как раз рассказываются правила игры: "руками нельзя, только ногами или ртом" :)
CAVALARIA - в те времена, когда капоэйра была запрещена, этот ритм предупреждал игроков о приближении полиции. Он напоминает цокот копыт, а кому-то даже полицейская сирена в нем мерещится :) а когда полицейские подходят совсем близко, этот ритм плавно превращается в самбу
SAMBA DE RODA - этот ритм пришел из традиционной Байанской самбы. Кроме собственно самбы используется как вариация для беримбау виола.
____Ритмы, созданные меcтре Бимбой и его учениками____
SAO BENTO REGIONAL (=Sao bento grange de Bimba) - традиционный ритм для игры Режионал
IUNA - этот ритм предназначен для игры продвинутых учеников, которые показывают чему они научились и как используют акробатические связки Cintura desprezada. Считалось, что под этот ритм могут играть только "градуаду", а во многих школах нельзя его играть, если местре нет.
Вообще, иуна - это старая маленькая "тонкоголосая" гитара, на ней играют в Баии, очень любят на самбах. Говорят, Бимба очень любил на такой играть, поэтому и принес ее ритм в капоэйру. А еще есть версия, что это подражание пению птички иуна.
Кроме того есть сведения, что этот ритм был широко распростран на уличных родах еще до основания Бимбой его академии. Он же - "ритм мастеров"
BENGUELA - во многих школах имеет значение как ритм для более близкой и хитрой игры.
IDALINA - медленная, но жесткая игра. Местре Бимба использовал этот ритм, когда ученики играли с бритвами или ножами.
AMAZONAS (=Santa Maria de Angola) - приветственный ритм для гостей и местре в школах капоэйры Режионал и современной капоэйры.
_____Другие ритмы_____
TICO TICO - очень похож на Santa Maria, но все-таки отличается. Судя по названию, также используется для "чику-чику".
BEBA FANTA LARANGA - ?? "пить апельсиновую фанту" ??
MIUDINHO - ритм для игры Миудинио создан местре Суасуной (Mestre Suassuna), практикуется в направлении Cordao de Ouro. Игра похожа на анголу, но быстрее. Капоэйристы не нападают, а реагируют на каждое движение противника уходом или вращением, стараясь не столкнуться и не задеть друг друга. В Миудинио свои тренировки, уделяющие внимание движениям типа Queda de Rins, Resistencias и другим низким силовым позициям.
SAMANGO - ритм придуманный местре Канжикиньей
....to be continued!
ps. Обязательно нужно учитывать, что в разных школах эти ритмы могут иметь разные названия, часто один ритм считается вариацией другого и играться немного по-разному.