Исторический Спартак, его жизнь и война.

Новости футбола
Новости футбола: Исторический Спартак  его жизнь и войнаПоскольку в обсуждениях часто возникают реплики вроде: "А я не знал!" - "Учите историю!" - я открываю тему, в которой желающие могут поговорить именно об историческом Спартаке, его соратниках и противниках, сравнить известные нам факты с сюжетными ходами сериала, обсудить какие-то спорные моменты и т.п.

Для начала рекомендую пройти по ссылке: там находятся два отрывка из трудов античных авторов - Аппиана и Плутарха, - напрямую касающиеся спартаковского восстания.
http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/spar/bunt0...
По второй ссылке - http://rulers.narod.ru/spartak/spartak.htm - находится вполне дельная статья, дающая общее представление о личности Спартака и его войне.

От себя могу добавить следующее. Нынешние историки по неизвестной мне причине ставят под сомнение фракийское происхождение Спартака, опираясь на тот факт, что в Риме существовали гладиаторы, по своему вооружению и способу боя называемые "фракийцами" (были также "галлы" и "самниты"). Лично я не вижу причин, почему бы "фракийцу" не оказаться этническим фракийцем, тем более, что Флор дает ему такую характеристику: "...этот солдат из фракийских наемников, из солдата ставший дезертиром...". Однако, никто из древних авторов не рассказывает в подробностях биографию Спартака до его восстания, так что мы можем лишь строить догадки. Неизвестно, и в каком году он родился, кем изначально был по своему социальному положению: можно только предполагать, исходя из его дальнейших успехов, что он получил хорошее образование и прекрасно знал теорию военного дела.
Ничего не знаем мы и о его личной жизни. Единственное упоминание о женщине рядом с ним принадлежит Плутарху, оно очень кратко и сильно смахивает на пересказ легенды: "Рассказывают, что однажды, когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве".

Если возникнут желающие, продолжение следует.
260 комментариев
avatar
спасибо за тему, очень интересно читать =)
avatar
если уж Ганнибал не взял Рим с регулярной армией, то Спартаку то вообще ловить нечего было
avatar
Ну, положим, у Спартака армия была вполне себе регулярная. Но вопрос - зачем ему Рим? Предположим, он его даже взял. Положил на это половину армии, но взял. И что? Ну, попили пивка на Капитолии. В это время из всех провинций уже спешат римские войска, вокруг - крайне враждебный Латиум, а Спартак сидит в Риме весь из себя такой красивый. Нет, он, конечно, парень отчаянный был, но ни разу не камикадзе.
avatar
а зачем Рим брать пожечь все нафиг
avatar
ганнибалу да поскольку у рима не было практически войск а спартаку смерть
avatar
В седьмой серии, кстати, упоминали медов. Спартак называл их соотечественниками.
avatar
Ну, как я говорила выше, Спартак вполне мог быть фракийцем из племени медов.

Меня другое прикололо: столько понтов было, что осужденные преступники выйдут в одежде фракийцев, - ну и в результате вываливается на арену гопа парней в набедренных повязках. Прям за версту видно, что фракийцы, ага.
avatar
Может это не просто повязки были. Покрой, цвет, прически, - все могло быть подобранно специально.
avatar
"Специальный покрой набедренной повязки" - это серьезно!:-)))

Как на самом деле выглядели фракийцы, можно видеть по фрескам знаменитой Казанлыкской гробницы. Одевались они заметно обстоятельней, чем в одни только эротичные плавки в любое время года.:-)
avatar
Когда какие-то умники в рецензиях пишут что образ Спартака в этом сериале не соответствует историческому(мол хотите знать каким он был смотрите любой другой фильм но не этот), хочется спросить откуда они это знают, и уж не по предшествующим ли экранизациям?
Древний эпос каждый создатель может показывать по своему и как он хочет(так как исторических свидетельств осталось мало, и восновном это мифы, и современников тех событий нет уже на свете много веков), и если кин многим нравится, то какое им должно быть дело до того как какая то херня считает что верно, что не верно показано.
avatar
Собственно, поэтому я и начала данную тему.
Исторический Спартак был и, видимо, всегда будет для нас загадкой (хотя я все еще робко надеюсь, что какие-то новые сведения о нем и его восстании могут всплыть в процессе раскопок Геркуланума). Известно же нам, да и то со слов людей, живших в более позднее время, очень немногое:
- национальная принадлежность (да и ту оспаривают);
- некоторые личностные качества - ярко выраженные способности лидера, несомненное мужество, полководческий талант, Плутарх еще говорит о благородстве и гуманности - насчет последнего не знаю, в процессе войны Спартак большим гуманистом себя никак не проявил. Но с учетом того, что Плутарх мог опираться на какие-то не дошедшие до нас источники, поверим на слово;
- факт наличия супруги (тоже довольно зыбкий, но за неимением лучшего...);
- сухие сведения об основных событиях войны;
- описание смерти.
Все.
Соглашусь с предыдущим оратором: на таком материале, если включить фантазию, можно создать вообще что угодно. Поэтому я позволю себе привести некоторое количество наиболее часто звучащих на различных форумах реплик с моими комментариями.
1. "Если хотите нормального исторического кино - смотрите старого "Спартака" 1960г.!"
"Спартак" 1960г. с Керком Дугласом в главной роли имеет к истории отношение примерно такое же, как и новый сериал. Начиная с рождения и смерти самого Спартака: ни один из источников даже не намекает, что тот родился в рабстве и был казнен через распятие. Фильм - экранизация одноименного романа Г. Фаста, автор которого отнюдь не ставил своей целью скрупулезное воссоздание исторической действительности, а сценаристы - уж тем более. Что, конечно, ничуть не умаляет художественных достоинств фильма.
2. "А вот в книге написано..."
Под "книгой" чаще всего подразумевается роман Р. Джованьоли "Спартак". Нельзя не отметить, что в плане бытописания роман - один из лучших по данной тематике. Рафаэлло Джованьоли был итальянцем, учителем истории и знатоком итальянской истории. А еще - преданным сторонником движения Джузеппе Гарибальди, который и стал одним из первых читателей и поклонником "Спартака". Но как автор художественного произведения Джованьоли имел полное право излагать собственную точку зрения касательно каких-либо событий, а также в полной мере пользоваться фантазией. Что он и делал. Поэтому считать его роман историческим документом нельзя ни в коем случае.
Если кто-то захочет, я могу уточнить, что именно в данном романе является авторским вымыслом и исторически неверно.
3. "Есть серьезное исследование спартаковского восстания - книга А. Валентинова "Спартак", читайте ее".
Книга небезынтересна, к тому же Андрей Валентинов, в миру Андрей Шмалько, - профессиональный историк-античник. Но он еще и писатель-фантаст. Исследовательскую работу, конечно, он проделал значительную, но изначально не ставил перед собой задачу написать серьезную научную монографию. В "Спартаке" он разрабатывает собственные версии и фантазии, играет с вероятностями, причем так азартно, что под конец уже трудно понять, откуда взялся тот или иной вывод - из античного документа или из фантазии автора. Кроме того, там тоже есть парочка крупных ляпов, о которых, опять же, отдельно и по желанию публики.
4. "Есть серьезный исторический сериал - "Рим"...
С этого момента мне всегда становится смешно. "Рим" - это абсолютно развлекательное шоу, начиная с карикатурной сцены сдачи Верцингеторикса и заканчивая костюмами и бытовыми деталями. Его единственное преимущество перед "Спартаком" - в более внятных драках и не настолько лезущей в глаза компьютерной графике.

На сегодня - все. Если есть вопросы - буду рада помочь в меру собственной компетенции.:-)
avatar
"Его единственное преимущество перед "Спартаком" - в более внятных драках и не настолько лезущей в глаза компьютерной графике."

А мне наоборот очень понравились бои и спецэффекты,когда кровью так разливается.
avatar
Лично мне нравится и "Рим" и "Спартак". В первом сюжет очень интересен, там действительно очень много взято из реальной истории (включая такие любопытные моменты как прибитые к дверям Сената отрубленные руки Цицерона и прочие интересности), я буквально на одном дыхании пересмотрел оба сезона. Во втором же он скорее интересен как отдых после тяжелого трудового дня, как красивая сказка.
avatar
Владислав :::Мудрик::: Зимин
"Когда какие-то умники в рецензиях пишут что образ Спартака в этом сериале не соответствует историческому(мол хотите знать каким он был смотрите любой другой фильм но не этот), хочется спросить откуда они это знают, и уж не по предшествующим ли экранизациям?"
Вообще-то есть замечательное произведение Джованьоли "Спартак".Мировая классика между прочем. С этого произведения в принципе и списывают образ Спартака)
avatar
Граф Евтушевский, Джованьоли не смотрел, ничего сказать не могу. Я так понимаю это классика, которую многие как принято расценивают как единственно правильную, максимально приближенную к правде, и поней уже ровняют последующие филы.
Я вообще не сторонник серриалов(посмотрел за компанию с друзьями) но здесь мне понравилось что он не такой бутофорский как я по началу ожидал. Вообще хитросплетения сюжета это конечно хорошо, но прежде всего бросается в глаза что упор сделан на сиськи и месево..Отлично смотрится).


Анна Родионова, ну ты и заморочилась)
avatar
Владислав, ну если я что-то знаю по теме - почему бы не поделиться с народом. Вдруг кому на пользу пойдет. А то кое-кто, начитавшись Джованьоли, искренне убежден, что и в истории Спартак спал с женой Суллы, а в расколе армии восставших виновна женщина.:-)
avatar
Анна, Вы меня имеете в виду? Если так, то логики в Вашем комментарии я не вижу. Я нигде не писал, что "искренне убежден, что и в истории Спартак спал с женой Суллы, а в расколе армии восставших виновна женщина")
avatar
Дада))ведь и Джованьоли там напридумывал!он то откуда все знал)) сам жил больше чем на полторы тыщи лет позже. А жаль, вот бы Спартак замутил с Люси ака Валерией...((
avatar
Анна, я ни в коем случае не глумлюсь над твоими знаниями и мнением, просто есть опасения что такой объемный коментарий с первого разбега в голову не поместится)
avatar
Граф, нет, я имела в виду высказывания с другого форума.

Владислав, если кому-то интересно - прочитает, не поймет - переспросит. А если нет - так просто читать не будет. Я же не школьный учитель, никому информацию не навязываю.
avatar
Спартак 60 года - ноль истории, ноль зрелища, ноль правдоподобности. Орудие идеологической пропаганды и только.
avatar
Одежда фракийцев могла быть как парадной, так и военной. На Арену вряд ли бы выпустили ряженных в полное облачение рабов. Это не в характере римлян.
Что до сравнения "Спартака" и "Рима", последний - куда более тяжеловестный и серьезный продукт. И истории там поболее будет, несмотря на развлекалово. Как и сюжета, и юмора, и персонажей.
avatar
"В характере римлян" вполне было выпускать на арену гладиаторов в самом различном обмундировании. И во времена Спартака существовал давно сформировавшийся уже тип гладиаторов, называемых "фракийцами". Причем, насколько я разбираюсь в данной теме, национальность там роли не играла, это было просто обозначение совершенно определенного вида вооружения и доспехов; возможно - и стиля боя. Если интересно, закиньте в любой поисковик запрос "типы римских гладиаторов", наверняка найдете картинки-реконструкции, фотографии античных барельефов и подробные объяснения на предмет "куда-этот-парень-в шлеме-с-султаном-пыряет-мечом-того-парня-в наруче-и-нагруднике".:-)

А что касается "Рима"... Если честно, я смогла прожевать только первый сезон, да и то не весь, кажется. Юмор я там отследила раза два и не то чтобы особо искрометный, а в целом от занудства сюжета хотелось завыть на луну. Какие-то исторические подробности там, спорить не буду, наличествуют (сценаристы читали "Записки" Цезаря, круто-круто!), но фильм даже за нучно-популярный не проканает, потому что грубейшие ошибки так и лезут в глаза. Например, римский пир в "Макдоналдсе", иначе это назвать невозможно. Авторы хоть раз полюбопытствовали, как выглядел триклиний? И что римляне возлежали вокруг стола на ложах, а не тусовались между кафешными столиками а-ля фуршет? И что тунику было принято подпоясывать по талии, а не на бедрах, - Цезаря в его юные годы даже высмеивали за привычку слишком слабо затягивать пояс, потому что это было демонстрацией изнеженности? В общем, перечислять очень долго можно. Ничуть не оспариваю мнение любителей данного сериала, но как именно исторический воспринимать его не могу.
avatar
Галы-это современные французы,а кто такие фракийцы подскажите.
avatar
Рим действительно более сильный фильм,но называть спартака "мультиком" ,у меня лично язык не повернется.Спартак один из сильнеших сериалов также!!!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.