Исторический Спартак, его жизнь и война.
Поскольку в обсуждениях часто возникают реплики вроде: "А я не знал!" - "Учите историю!" - я открываю тему, в которой желающие могут поговорить именно об историческом Спартаке, его соратниках и противниках, сравнить известные нам факты с сюжетными ходами сериала, обсудить какие-то спорные моменты и т.п.
Для начала рекомендую пройти по ссылке: там находятся два отрывка из трудов античных авторов - Аппиана и Плутарха, - напрямую касающиеся спартаковского восстания.
http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/spar/bunt0...
По второй ссылке - http://rulers.narod.ru/spartak/spartak.htm - находится вполне дельная статья, дающая общее представление о личности Спартака и его войне.
От себя могу добавить следующее. Нынешние историки по неизвестной мне причине ставят под сомнение фракийское происхождение Спартака, опираясь на тот факт, что в Риме существовали гладиаторы, по своему вооружению и способу боя называемые "фракийцами" (были также "галлы" и "самниты"). Лично я не вижу причин, почему бы "фракийцу" не оказаться этническим фракийцем, тем более, что Флор дает ему такую характеристику: "...этот солдат из фракийских наемников, из солдата ставший дезертиром...". Однако, никто из древних авторов не рассказывает в подробностях биографию Спартака до его восстания, так что мы можем лишь строить догадки. Неизвестно, и в каком году он родился, кем изначально был по своему социальному положению: можно только предполагать, исходя из его дальнейших успехов, что он получил хорошее образование и прекрасно знал теорию военного дела.
Ничего не знаем мы и о его личной жизни. Единственное упоминание о женщине рядом с ним принадлежит Плутарху, оно очень кратко и сильно смахивает на пересказ легенды: "Рассказывают, что однажды, когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве".
Если возникнут желающие, продолжение следует.
Для начала рекомендую пройти по ссылке: там находятся два отрывка из трудов античных авторов - Аппиана и Плутарха, - напрямую касающиеся спартаковского восстания.
http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/spar/bunt0...
По второй ссылке - http://rulers.narod.ru/spartak/spartak.htm - находится вполне дельная статья, дающая общее представление о личности Спартака и его войне.
От себя могу добавить следующее. Нынешние историки по неизвестной мне причине ставят под сомнение фракийское происхождение Спартака, опираясь на тот факт, что в Риме существовали гладиаторы, по своему вооружению и способу боя называемые "фракийцами" (были также "галлы" и "самниты"). Лично я не вижу причин, почему бы "фракийцу" не оказаться этническим фракийцем, тем более, что Флор дает ему такую характеристику: "...этот солдат из фракийских наемников, из солдата ставший дезертиром...". Однако, никто из древних авторов не рассказывает в подробностях биографию Спартака до его восстания, так что мы можем лишь строить догадки. Неизвестно, и в каком году он родился, кем изначально был по своему социальному положению: можно только предполагать, исходя из его дальнейших успехов, что он получил хорошее образование и прекрасно знал теорию военного дела.
Ничего не знаем мы и о его личной жизни. Единственное упоминание о женщине рядом с ним принадлежит Плутарху, оно очень кратко и сильно смахивает на пересказ легенды: "Рассказывают, что однажды, когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве".
Если возникнут желающие, продолжение следует.
А что там не так с регламентом? Там по сути появляются только мурмиллионы и фракийцы, ретиариев там нету(был Гней, вроде бы ретиарий, да Спартак его с обрыва скинул), а уж им между собой биться сам Юпитер велел :))
а что: Спартак порешил единственного ретиария, самнитов еще Сулла перерезал...вот и остались мурмилон против фракийца)
Насчет мечей ничего не скажу, хотя гложет меня смутное подозрение, что все гладисы, которые я видела, не имели расширения к окончанию. Но в истории оружия я тоже совершенно не спец.
А вот что точно является ляпом - это обувь. Лукреция в начальных сериях рассекает в босоножках на танкетке, - ладно, спишем на то, что костюмерам хотелось сделать ножки Лоулесс еще стройнее, хотя у нее с ножками и так полный порядок. Но танкеток тогда не было. Если человек хотел выглядеть повыше, он просто надевал обувь на утолщенной, но все-таки плоской подошве. Гладиаторы на тренировках носят какие-то странные ботинки, античных аналогов которым лично я не припомню. Если имелись в виду калиги, то калиги оставляли пальцы открытыми. Но самый смак - это сцена, когда Спартак сражается с легионерами Глабра и падает в бассейн. В кадре отчетливо мелькает рифленая резиновая подошва.
Уровень достоверности все же в сериале гораздо выше, чем можно было бы ожидать от комиксоподобной сериальной экранизации Древнего Рима в американском исполнении.
Там хотя бы генералов армии не наблюдается, как в одном известном фильме, слава Юпитеру.
Насчет степени достоверности - не соглашусь. Очень много нелепицы. Например, подпольные бои. Что за действо такое, почему они подпольные? Гладиаторы - рабы, хозяева над ними полностью властны. Стравливай их на здоровье в любом дворе, никто тебе мяу не скажет.
Приезд Глабра в Капую - вообще песТня. Вообще-то, войско на границе Италии полководец обязан был распустить, а Глабр бодренько так едет во главе марширующего строя. Ответ за творящийся в Капуе бардак он требует почему-то с Батиата. С ланисты! Он бы еще с дворника потребовал.
А самый бред, конечно, - это карьерные планы Батиата. Ланиста, то есть человек, чем основной доход - гладиаторская школа, НЕ МОГ претендовать ни на какие политические должности. Эта профессия относилась к разряду "нечистых", и никакое сказочное богатство не открыло бы ланисте (да еще потомственному) дорогу к политическим должностям.
Во-вторых, уже даже в то время у рабов были некоторые права. Я уж и не вспомню деталей всех, я читал то, что относилось к периоду империи, но уж всех перерезать точно было нельзя. Их и лечили, между прочим. Потом перечитаю.
В-третьих, войско то он распустил, это все же больше похоже на личную охрану. Он же не как Цезарь, перешел Рубикон с легионами... Так, десяток-другой.
Ну а насчет ланисты-соглашусь, но там фактически сюжет серий четырех повязан на амбициях ланисты, пожертвовали историчностью ради интересности сюжета :)
Обидно что даже КБ не знают в честь кого наш клуб назван.... идиоты есть которые думают что в честь Спартанцев...
на том языке Sparta и Spartacus не имели ничего общего, увы и ах только русский язык самый бездарный... где веток много, а смысла мало
Так, на всякий случай: уважаемый Кирилл, а давайте Вы создадите отдельную тему, где можно будет поговорить и о "бездарности" русского языка, и о том, как греческий корень "спарт-" применялся в античных именах.
"Некоторые права" у рабов появились во времена империи. Например, тогда нельзя было спихнуть раба в гладиаторы без четкого обоснования причины (сейчас год издания этого указа не назову, каюсь). Но во времена Спартака рабы все еще принадлежали господам целиком, со всеми потрохами. И пускать их в расход любым способом господин имел полное право. У меня есть такое ощущение (я - не профессионал, так что и ощущения мои непрофессиональны), что насчет прав рабов римляне начали задумываться не столько после трех масштабных рабских восстаний, из которых восстание Спартака хронологически было последним, сколько после завоевания Галлии. Цезарь подогнал в Италию такое количество свежих, боеспособных (взять, например, судьбу жителей Аварика и Алезии) и очень неласково настроенных галлов, что систему рабовладения пришлось несколько корректировать. Галлов римляне традиционно побаивались - со времен Бренна, я уж молчу про грандиозный шухер, который устроил Верцингеторикс. Так что утверждать ничего не берусь, но мне кажется, что галльские войны сыграли не последнюю роль в пересмотре отношения к рабам.
Максим, а если в своем дворе собираешь крупную драчку рабов - зачем платить налоги? Двор-то твой.:-)
Санжар, если я не ошибаюсь, то болгары - народ темноволосый, "южного" типа, а фракийцы были светловолосые и белокожие?
Да, еще рабам оказывали мед помощь некоторую и прочее.
Думаю, права у рабов появились не после восстаний(как я думаю, преподносили советские учебники истории-борьба угнетенных за свою свободу :))) ), и думаю завоевание Галлии тут тоже не при чем. рабов римляне искренне не считали за людей, и причина появления у них прав была в экономике(восстание Спартака могло бы и закончиться вполне успешно, если бы не успели подавить грандиозный бунт в Испании или если Митридат согласился бы на союз). Как вы помните, начал расцветать институт вольноотпущенников, которые, как оказалось, в плане доходности переигрывали рабский труд вчистую. В частности, они становились иногда даже более богатыми, чем их бывшие господа, хотя платили им % всю жизнь с дохода и тд. Соответственно, богатство=влияние. И неразумно было столь ценные кадры тупо уничтожать в период их несвободы.
Илья, а причем тут вольноопущенники? Разумеется, самые талантливые рабы нередко получали свободу, но это никогда не было массовым явлением (я не беру в расчет десять тысяч "Корнелиев" - это был исключительный случай). Но в отношении к общему количеству рабов их процент был крайне мал. К тому же войны, которые успешно вел Рим, наводняли рынки дешевыми рабами, у подавляющего большинства которых никаких шансов на свободу не было.
Даже в вашей ссылке описано, что к восстаниям рабов римляне относились как к урагану-опустошил, и все. Но нормальными противниками они не считались. Против Спартака не велось долгое время слаженных военных действий еще и потому, что эта победа не принесла бы полководцу славы.
Не то что победа над Митридатом.
Насчет вольноотпущенников тоже не соглашусь. Римляне дурачками не были и прекрасно понимали, что в куче навоза жемчужину, если порыться, найти можно, но далеко не в каждой и далеко не всегда. Вольноотпущенники, действительно, порой возносились очень высоко, как тот же Хрисогон при Сулле, но это были исключительные случаи. Римляне могли ценить таких талантливых людей (хотя долгое время вольноотпущенники все равно оставались презираемой прослойкой общества), но прекрасно сознавали, что таких - единицы, а основная масса рабов - это "говорящие орудия".
Так и неизвестно, почему Спартак повернул на юг, когда уже стоял у ворот Галлии. Возможно, это его величайшая ошибка, а возможно многочисленные победы сделали его слишком самонадеянным, или он рассчитывал поднять новое восстание в Сицилии, захватив при этом еще больше трофеев. Если же следовать версии о желании соединиться с Квинтом Серторием, то причина здесь одна: мятеж Квинта Сертория к тому времени был уже подавлен, но Спартак, находясь в школе гладиаторов, просто не мог об этом знать. Но даже несмотря на то, что он никогда не изучал науку управления армиями, Спартак остается гениальным полководцем, долгое время побеждавшим в войне, где численное преимущество и лучшее обеспечение было на стороне врага. Несмотря на окончательный итог этой войны, Спартак стал легендой уже при жизни. Люди присоединялись к нему, веря, что когда-нибудь он приведет их к свободе. Легенда о нем живет и поныне.
А вот в Галлии на этот момент обстановочка еще та. Два самых мощных племени - арверны и эдуи - бодаются за господствующее положение. Дело доходит до того, что арверны со своими союзниками приглашают на помощь германского вождя Ариовиста. Им Спартак со своими ста тысячами, конечно, очень бы пригодился, вопрос только в том, куда потом эту толпу девать, если им и ребят Ариовиста девать особо некуда. Можно присоединиться к эдуям, но эдуи носят титул друзей римского народа, что для Спартака, само собой, вообще нерадостно. Можно прийти просто захватчиками и гарантированно огрести уже с трех сторон - от эдуев, арвернов и Ариовиста, которому Галлия самому нравится. Так что, как ни крути, делать Спартаку в Галлии совершенно нечего.