Гонконговский кинематограф создал легенду о смертельном и
страшном стиле змеи. Однако все попытки обнаружить документальные
свидетельства о существовании подобного стиля окончились
неудачей. Более того, даже слухов о мастерах такого стиля среди
занимающимися боевыми искусствами практически не существует.
Реально существуют лишь "змеиные поднаправления" в других стилях.
Попытаемся систематизировать имеющуюся информацию.
Hа севере Китая "стиль змеи" можно обнаружить разве что в таком
известном стиле, как синъицюань. Согласно требованиям стиля,
"форма змеи" выполняется мягко, тая в себе скрытую силу. Удары
"змеи" направлены в горло и в пах. Боец должен имитировать образ
змеи, "струящейся" в траве.
Существуют глухие упоминания о "змеиных" направлениях в эмэйском
ушу (стили юго-западного Китая). Hеожиданным потверждением этих
слухов стала начавшая недавно действовать в Москве школа стиля
сацюань ("са" - это используемый в стиле тип выдоха), тренер
которой (россиянин), согласно официальной версии, учился у своего
отца, который в 1950-х годах служил в Китае и там изучил этот
стиль. Hезависимых данных по этому направлению не имеется.
Основное количество "змеиных направлений" находится в стилях,
которые выводят свое происхождение от южного шаолиньского
монастыря (ныне не действующего). Согласно легендам, система
обучения боевым искусствам в монастыре была структурирована в
подражание образам пяти животных, одним из которых была змея.
Потому в "южношаолиньских" стилях имеются подражательные
направления, в том числе змеиное. Причем создается впечатление,
что чем дальше от того места, где реально был монастырь - тем
больше эти направления разработаны, тем яростнее адепты этх
направлений утверждают, что именно так и обучали в монастыре. В
качестве примеров упомянем два широко известных стиля.
Во-первых, знаменитый стиль провинции Гуандун - хунцзяцюань
(хунггар). Причем в разных направлениях стиля имеются разные
степени "змеиности". Если в ортодоксальном хунгаре, идущем от
Хуан Фэйхуна, имеется просто комплекс "усинцюань" (кулак пяти
первостихий), соотносимый с пятью животными, при исполнении
которого требуется лишь проявлять определенные качества, присущие
каждому из животных, то в "деревенском хунгаре" (например, в
стиле "хасафа хунгар") есть целые комплексы, посвященные каждому
из животных, в том числе и комплекс "кулак змеи".
Вторым примером служит такой стиль, как юнчуньцюань (винчунь).
Если в китайских направлениях особенно за "подражательностью" не
гонятся, то во вьетнамских мы опять же можем встретить комплексы,
посвященные каждому из пяти животных, в том числе и змее.