Толвуя
Толвуя - один из самых древних заонежских погостов. Он расположен на Карнаволоке, делящем Толвуйскую губу на две части. Первое упоминание о Толвуе относится к 1375 году, а заселение этой территории новгородцами началось еще в XII веке. Рядом с погостом деревня Имичевская (Загубская), считающаяся родиной преподобного Зосимы - одного из основателей Соловецкого монастыря. Где-то в этих местах находилась в изгнании старица Марфа Иоанновна, мать царя Михаила Федоровича.
Название "Толвуя", вероятно, карельского происхождения. В старину жители прихода назывались не толвуянами, а тальлянами, от карельского слова "талви", что значит "зима", "север". Вероятно, с появлением новгородцев сюда стал проникать свет веры Христовой, и здесь образовался приход. Дальнейшему распространению христианства среди карелов и финнов много способствовал Палеостровский монастырь, основанный преподобным Корнилием с благословения митрополита Новгородского в середине XIV столетия. Это был первый в Заонежье монастырь на острове Палий недалеко от Толвуи.
Толвуя была центром прихода, который в 1796 году насчитывал 2590 человек, и вторым после Шуньги торговым селом. Местные жители отличались зажиточностью. Многие из них были связаны с Петербургом, нередко туда отдавали детей для обучения в лавках, мастерских. Большинство домов в погосте - двухэтажные пятистенки.
В 1863 году в погосте была открыта сельская приходская школа, одна из первых в уезде. В самой высокой точке полуострова - "в наволоке" - в 1718 году стояли три деревянные церкви: "...святые Живоначальныя Троицы шатровая, об одной главе; другая... во имя святого страстотерпца Георгия, шатровая, о пяти главах; третья во имя святого Николая чудотворца, осмистенная об одиннадцати главах..." Даже судя по этим весьма кратким сведениям, Толвуя имела величественный храмовый ансамбль, не уступающий кижскому. К сожалению, мы никогда не узнаем, как он выглядел: церкви сгорели в 1722 году. В 1751 году на том же месте были построены две новые церкви - Троицкая с приделом преп. Зосимы и Савватия и Георгиевская. Первая снова сгорела в 1794 году и через несколько лет была отстроена заново, но теперь уже с трапезной: "по примеру прочих церквей".
Об облике Троицкой церкви можно судить по сохранившемуся в архиве проекту. Простояла она менее 100 лет, и после очередного пожара было решено построить одну каменную церковь - Георгиевскую, на возведение которой дали деньги богатые толвуйские крестьяне Захарьевы. В 1878 году церковь была освящена. Она была перекрыта сомкнутым сводом, увенчанным пятью деревянными главами. Храм и кладбище были окружены валунной оградой, разрушенной перед Великой Отечественной войной. Тогда же снесены главы с крестами.
Первые оседлые деревни возникали на местах выходов шунгитовых пород, ускоряющих созревание злаков. Первыми начали осваивать земли Заонежья выходцы из новгородской земли. Новгородцы, овладевая навыками подсечного земледелия, рассеивались между местным населением, не притесняя последних.
Зерновые, в том числе рожь, вызревали за один летний сезон, давая неплохие урожаи. Прекрасно росли лен и конопля - сырье для производства нитей любого размера, заменивших крапиву.
Появились зажиточные крестьяне, владевшие землей, производившие дополнительный продукт, который они могли обменять или продать на торгах. Богатыми землевладельцами были и духовные феодалы. Так, только Вяжицкий монастырь владел 146 деревнями в Толвуйском погосте.
Вместе с другими областями новгородской земли в 1478 году Карелия вошла в состав Русского централизованного государства. Событие это имело для Карелии большое значение. Принадлежавшие боярам земли были конфискованы, отобраны земли и у некоторых духовных феодалов, в том числе и у Вяжицкого монастыря.
Усиливались торговые связи между уездами, губерниями Российского государства. В первой половине XV века православное сознание в крае было до того развито, что один из толвуйских прихожан уже почувствовал сильное влечение к подвижнической
Название "Толвуя", вероятно, карельского происхождения. В старину жители прихода назывались не толвуянами, а тальлянами, от карельского слова "талви", что значит "зима", "север". Вероятно, с появлением новгородцев сюда стал проникать свет веры Христовой, и здесь образовался приход. Дальнейшему распространению христианства среди карелов и финнов много способствовал Палеостровский монастырь, основанный преподобным Корнилием с благословения митрополита Новгородского в середине XIV столетия. Это был первый в Заонежье монастырь на острове Палий недалеко от Толвуи.
Толвуя была центром прихода, который в 1796 году насчитывал 2590 человек, и вторым после Шуньги торговым селом. Местные жители отличались зажиточностью. Многие из них были связаны с Петербургом, нередко туда отдавали детей для обучения в лавках, мастерских. Большинство домов в погосте - двухэтажные пятистенки.
В 1863 году в погосте была открыта сельская приходская школа, одна из первых в уезде. В самой высокой точке полуострова - "в наволоке" - в 1718 году стояли три деревянные церкви: "...святые Живоначальныя Троицы шатровая, об одной главе; другая... во имя святого страстотерпца Георгия, шатровая, о пяти главах; третья во имя святого Николая чудотворца, осмистенная об одиннадцати главах..." Даже судя по этим весьма кратким сведениям, Толвуя имела величественный храмовый ансамбль, не уступающий кижскому. К сожалению, мы никогда не узнаем, как он выглядел: церкви сгорели в 1722 году. В 1751 году на том же месте были построены две новые церкви - Троицкая с приделом преп. Зосимы и Савватия и Георгиевская. Первая снова сгорела в 1794 году и через несколько лет была отстроена заново, но теперь уже с трапезной: "по примеру прочих церквей".
Об облике Троицкой церкви можно судить по сохранившемуся в архиве проекту. Простояла она менее 100 лет, и после очередного пожара было решено построить одну каменную церковь - Георгиевскую, на возведение которой дали деньги богатые толвуйские крестьяне Захарьевы. В 1878 году церковь была освящена. Она была перекрыта сомкнутым сводом, увенчанным пятью деревянными главами. Храм и кладбище были окружены валунной оградой, разрушенной перед Великой Отечественной войной. Тогда же снесены главы с крестами.
Первые оседлые деревни возникали на местах выходов шунгитовых пород, ускоряющих созревание злаков. Первыми начали осваивать земли Заонежья выходцы из новгородской земли. Новгородцы, овладевая навыками подсечного земледелия, рассеивались между местным населением, не притесняя последних.
Зерновые, в том числе рожь, вызревали за один летний сезон, давая неплохие урожаи. Прекрасно росли лен и конопля - сырье для производства нитей любого размера, заменивших крапиву.
Появились зажиточные крестьяне, владевшие землей, производившие дополнительный продукт, который они могли обменять или продать на торгах. Богатыми землевладельцами были и духовные феодалы. Так, только Вяжицкий монастырь владел 146 деревнями в Толвуйском погосте.
Вместе с другими областями новгородской земли в 1478 году Карелия вошла в состав Русского централизованного государства. Событие это имело для Карелии большое значение. Принадлежавшие боярам земли были конфискованы, отобраны земли и у некоторых духовных феодалов, в том числе и у Вяжицкого монастыря.
Усиливались торговые связи между уездами, губерниями Российского государства. В первой половине XV века православное сознание в крае было до того развито, что один из толвуйских прихожан уже почувствовал сильное влечение к подвижнической