ТАК ОТ ЧЕГО ЖЕ ЗАВИСИТ ПРОВОДИМОСТЬ И ПОЧЕМУ ОНА ИСЧЕЗАЕТ? Виктория Романова
Этот вопрос задает не только Нара. Многие вообще, глядя на лошадь, эту самую проводимость ни увидеть, ни ухватить не могут.
Где ее искать?.
Все совсем просто. Искать проводимость нужно в законах физики-разделе механика. А раз лошадь для движения пользуестся расщеплением биологических макроэнергетических связей АТФ, то соответственно в биомеханике.
Принцип движения лошади, образно сказать - задний привод. Т.е. движение через мышечную систему начинается от задних ног, проводится через позвоночник ( в машине через крутящий момент распределительного вала) к движению передних ног. Импульс движению задает центральная и переферическая нервная система. Так называемый "мышечный круг" лошади без всадника обеспечивает ей активное и ритмично сбалансированное движение.Красотой свобдного бега мы не устаем любоваться.
Но вот на лошадь сел всадник и картина изменилась. Не всегда сразу, но постепенно, чаще всего, исчезает и импульс и проводимость. Лошадь, как говориться, начинает "бежать ногами". Вскоре появляются проблемы со спиной. Зовем врача и начинаем лечить.
Почему так происходит? Да потому, что всадник на лошади тоже должен ПРОВОДИТЬ ЧЕРЕЗ СЕБЯ движение лошади. Необходимо встроиться в "мышечный круг" и через свою спину, через руки, через контакт с поводом передать импульс движения к зарождающемуся новому движению задних ног лошади.
Вот мой личный совет тренера из многолетней практики (прошу не обижаться!) : Если у лошади появилась, на ваш взгляд, проблема - найдите ее сначала в себе! Возможно тогда не нужно будет исправлять лошадь.
Где ее искать?.
Все совсем просто. Искать проводимость нужно в законах физики-разделе механика. А раз лошадь для движения пользуестся расщеплением биологических макроэнергетических связей АТФ, то соответственно в биомеханике.
Принцип движения лошади, образно сказать - задний привод. Т.е. движение через мышечную систему начинается от задних ног, проводится через позвоночник ( в машине через крутящий момент распределительного вала) к движению передних ног. Импульс движению задает центральная и переферическая нервная система. Так называемый "мышечный круг" лошади без всадника обеспечивает ей активное и ритмично сбалансированное движение.Красотой свобдного бега мы не устаем любоваться.
Но вот на лошадь сел всадник и картина изменилась. Не всегда сразу, но постепенно, чаще всего, исчезает и импульс и проводимость. Лошадь, как говориться, начинает "бежать ногами". Вскоре появляются проблемы со спиной. Зовем врача и начинаем лечить.
Почему так происходит? Да потому, что всадник на лошади тоже должен ПРОВОДИТЬ ЧЕРЕЗ СЕБЯ движение лошади. Необходимо встроиться в "мышечный круг" и через свою спину, через руки, через контакт с поводом передать импульс движения к зарождающемуся новому движению задних ног лошади.
Вот мой личный совет тренера из многолетней практики (прошу не обижаться!) : Если у лошади появилась, на ваш взгляд, проблема - найдите ее сначала в себе! Возможно тогда не нужно будет исправлять лошадь.
Мне вот не совсем понятно про ритм в статическом равновесии. Можно примеры?
Ритм – движения лошади, происходящие с определенной последовательностью, частотой.
Ритм «фиксируется» темпом (т.е. количеством ритмичных движений в единицу времени).
Иными словами (очень упрощенно) темп – это частота ритма.
Еще Г.Т.Анастасьев предложил такую «формулу» проверки ритмичности рыси. Попробуйте в унисон с движением лошади произнести следующую «тарабарщину»:
"ТАМ-ТАРА-ТА-ТА-ТАМ". Вы можете произносить ей быстрее или медленнее, но если Ваша лошадь укладывается своими движениями в этот размер, то значит, она держит ритм.
Т.е. ритм сохраняется, а темп может быть переменным (правильнее будет сказать – индивидуальным для каждой лошади)!!!
Не стоит путать темп движения со сленговым конноспортивным понятием «темп галопа» (одно скачкообразное движение лошади на галопе). Например, система поставлена «в два темпа», проезд – семь темпов… Потому многие специалисты стали говорить иначе – система «в два галопа» и т.д.
Темп движений лошади, как и в музыке, может быть медленным, быстрым и т.д.
Однако скорость движения лошади зависит НЕ ТОЛЬКО ОТ ТЕМПА И РИТМА, о чем Вы абсолютно правильно пишите, она (скорость) зависит еще и от ДЛИНЫ МАХА. Который, в свою очередь, зависит от СИЛЫ ТОЛЧКА.
Поэтому, фраза «…что чем ниже скорость...темп замедляется...» - не объективна. Я знавал достаточное количество рысаков, бегущих в 2.10, у которых был очень длинный и редкий мах.. Но у этих лошадей, подчеркну – очень резвых лошадей, резвость все равно была не беспредельной. Бесконечно длину маха увеличивать невозможно. А вот если увеличить количество толчковых движений в единицу времени, то скорость такой лошади может возрасти. Именно это является основным достоинством многих призовых ипподромных лошадей. Имея ярко выраженный природный толчок, они обладают способностью изменять темп и за счет этого увеличивать потенциал резвостных (скоростных) качеств. Однако, в классических видах конного спорта предпочтительнее к использованию лошади таких пород, у которых способность к сохранению ритма и темпа движений закреплены на генетическом уровне. KWPN в этом качестве – несомненные лидеры.
«…Отсюда каденция
>> "Скорость маленькая (темп замедлен), а энергозатраты лошади высокие. Лошадь как бы подвисает".
(автор текста Лена Гусева)…»
Практически то, о чем пишет Лена, правильно. Ярко выраженная ритмичность, коей и является каденция, есть не что иное, как наполнение движения (аллюра) энергией. Иными словами (очень упрощенно) каденция – наполнение аллюра импульсом. Пример – пассаж может быть вялым и энергичным. Пиаффе – топтанием на месте или рысью на месте и т.д. и т.п…
Вы пишете «…"Лучше сразу ехать учащенным ритмом на собранной рыси, чтобы и прибавка была учащенной, но обе рыси будут тогда в одном ритме, чем ехать редким красивым ритмом, а потом учащаться на прибавке."..»
Это и классическая ошибка, и классическая хитрость многих всадников высшей школы.
Прибавленная рысь требует включение лошадью ТОЛЧКА. Если толчка не достаточно, такая рысь не будет эффектной, не будет оценена высшей оценкой. А теперь попробуем порассуждать от обратного. Нет стадии подвисания на прибавленной рыси, а есть учащение движения – это явный признак попытки лошади сохранить собственное равновесие за счет увеличения количества точек опоры в единицу времени. Т.е. лошадь до начала движения прибавленной рысью и во время исполнения ее находилась в состоянии СТАТИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ. А вот если лошадь уже на собранной рыси находится в состоянии ДИНАМИЧЕСКОГО равновесия, т.е. ее баланс уже обеспечен толчком, то для исполнения прибавленной рыси, этот толчок необходимо просто увеличить. И тогда не произойдет ни изменения темпа движения лошади, ни ритма. Примером таких исполнений прибавленных и собранных рысей вы можете посмотреть у той же Анке Ван Грюнсвен. Хотя бы здесь:
http://vkontakte.ru/video4057105_136328538
Хотя у нее есть и еще более выразительные переходы именно на тех аллюрах о которых мы сейчас говорим на Бонфайере в более ранних ездах.
Кстати, Витагес на своем семинаре в первой части (Гульфит) и продемонстрировал, как изменяется аллюр лошади при изменении баланса из статического в динамический. Он показал и один из приемов (один из способов) каким можно принудить лошадь изменить свой баланс на рыси. Но этот способ не единственный. Их специалисты знают не один. Смысл их ВКЛЮЧИТЬ У ЛОШАДИ ТОЛЧОК!!! И сделать его управляемым, регулируемым так, чтобы его можно было использовать на всех аллюрах. Так чтобы толчок стал основной составляющей в езде на спортивной лошади...
Извини, Костя, может это только мне не просто, а остальным все ясно и понятно.
Однако, всадник, как и обычный впрочем человек, учиться только через собственные ощущения. И вот наиболее сложная, я считаю, задача тренера, чтобы его теоретические объяснения приобрели реальные ощущения у ученика.
Вот и объяснять нужно так, чтобы не только нравилось самому, а и у других теория на практике превратилась в эти самые ощущения, которые можно физически запомнить.
Небольшое дополнение к тому, почему мы, говоря о проводимости, вдруг (осознанно или нет) начали обсуждать равновесие, ритм/ темп и т.п. Если посмотреть на пирамиду подготовки лошади, то проводимость это 5-ая ступень пирамиды. И, чтобы дойти до нее, необходимо освоить п. 1-4 и может быть еще понять, как функционирует п. 6. Т.е. получается такой всесторонний охват термина "проводимость". И это интересно и, получается, более продуманно, чем просто одно определение проводимости, хотя в нем уже давно ничего неясного нет. [Но я не хочу этим сказать, что каждый кто хочет, не может высказать свое мнение по поводу проводимости и прочего]
/ И это интересно и, получается, более продуманно, чем просто одно определение проводимости, хотя в нем уже давно ничего неясного нет./
Завидую тем людям, для кого ничего неясного нет! У меня, например, много сомнений осталось.... И чем больше езжу или узнаю, тем их больше становится.
Также как и написанный здесь текст в сравнении с немецкой пирамидой выездки лошади. Я же написала, может осознанно, а может нет, но связь прослеживается.
Покраней мере, чтобы какая-то позиция/теория/система/методика считались верными необходимо, чтобы они косвенным или прямым образом пересекались/совпадали/доказывались другими теориями, составленными независимо.
Лошадь, двигаясь (динамическое равновесие) с каждым тактом движения постоянно смещает центр своего равновесия, тем самым сохраняя баланс. И вот, на мой взгляд, самая главная и самая сложная задача всадника научиться совмещать свое равновесие с равновесием лошади с каждым тактом ее движения. Т. е. сохранить природную проводимость движения лошади всаднику можно лишь с помощью баланса и равновесия самого всадника.
Для быстрого понимания ошибки мне хочеться ( может так летом и надо сделать) пересадить ученика на велосипед. Где при любой потери рановесия он сразу окажешьться на земле и будет больно. Лошадь же, старается компенсировать равновесие свадника в ущерб собственному движению, ведь падать, как велосипед она не хочет. За счет этого многие всадники продолжают дальше "готовить лошадь" приходя к потере ритма, проводимости и аллюров в целом.
Говоря о сохранении равновесия и имел ввиду отсутствие лишних и несуразных телодвижений у всадника ... хотя бы вот как у этого (http://vkontakte.ru/video-14944211_158718601) всадника ...)
Вот Вам собственный пример: лошадь у всадника не поднимается в галоп с правильной ноги. Проблема в лошади? Оказалось нет. Предлагаем всаднику без лошади изобразить галоп с той и другой ноги. Оказывается, что он без лошади с одной ноги в правильный так сказать галоп подняться сам не может. А пытается этого добиться от лошади!
Или вот пример еще: часто всадник говорит, что в одну сторону лошадь двигается и гнется лучше, чем в другую. Как правило в правую. Почему? Можно осказать, что так согнута в утробе матери, однако в большей степени потому, что мы в основном правши и на лево сами гнемся хуже. Сажаю на лошадь левшу и картина сразу меняется. Лошадь прекрасно работает на движении в лево. Раньше была практика пересаживать на лошадь правшу и левшу.
Не мешать лошади- это самое меньшее, что можно сделать. сев на лошадь, но, если, " хотя бы вот как у этого всадника" Эдварда Гала, до, которого, извините, нам всем в Раше, как до далекой звезды, то нашим всадникам все же придеться научиться стать проводником движения лошади и помнить, что она партнер ведущий, а всадник ведомый. а не наоборот. С парных видах спорта по другому не бывает.
Лично я глубоко убежден, что понятие проводимость, пришедшая к нам от дедушек, в смысловом корне имеет несколько иное значение, нежели мы пытаемся на современном уровне ему придать. Хотя, с «биомеханической» точки зрения, в современных трактованиях действительно много правды. Это слово в основе своей имеет СМЫСЛОВОЕ понятие «водить», а не «проводник».
Слова однокоренные… но смысл…
Итак, если «водить» - то проводимость это качественное состояние того, как лошадь мною ведется. (водится; проводится по маршруту, схеме, отвечает на мои команды, перегруппировывается, расширяет аллюр, сжимается в пружину…)
А если «проводник», «проводить», - то это характеристика скорее «энергетическая». Сразу возникает вопрос: «Так что же проводится? Сама лошадь, или какая либо энергия, которой она обладает?»
Однако, Виктория Леонидовна считает, что главным проводником должен быть всадник.
«…Т. е. сохранить природную проводимость движения лошади всаднику можно лишь с помощью баланса и равновесия самого всадника…».
И тут же та же В.Л. подмечает, что баланс то должна держать лошадь….
Блондинки – они такие не постоянные…
И, как у большинства этих очаровательных созданий, память у них девичья… Они помнят только то, что хотят…
Виктория Леонидовна, вы уж определитесь в понятиях «баланс лошади», «баланс всадника» и , наконец «баланс спортивной пары»…
А то как-то сумбурно получается в Ваших аргументах.
Виктория Леонидовна, Вы пишите:
«…ведь падать, как велосипед она не хочет. За счет этого многие всадники продолжают дальше "готовить лошадь" приходя к потере ритма, проводимости и аллюров в целом….»
А вот другие всадники используют этот ответ лошади совершенно в иных целях – в раскрытии максимального потенциала биомеханики лошади…
В этом то и истина!!!! В этом и мастерство!!!
И еще…
Преподавать по принципу «прими-погладь» - это конечно можно… Но если Ваш ученик начнет понимать принципы происходящего, то процесс преподавания изменится в корне. Поэтому, я считаю, что тот, кто хочет, тот поймет «энциклопедичность» моих определений. Хотя , как мне кажется, я их и так пытаюсь упростить до предела, в чем меня совершенно справедливо упрекнула Галина Наумовна.
Ну а кто не хочет, тому и «хлыст в руки»…
Наташа, как Вы и просили, я дал наикротчайшее определение понятию «проводимость» в моем понимании. Я понимаю, что у многих сразу возникнут вопросы. И, что самое интересное, я предопределяя их, мог бы предложить пояснения своей аргументации, но действительно хочется сначала увидеть эти вопросы. Хотя бы для того, чтобы понять, куда, в каком направлении развиваются мысли читающих наше обсуждение…
Андрей ... Vs, Вам глубокий поклон. Вы очень чутко и четко реагируете на реплики участников обсуждения. Более того, мне кажется, что Вы очень близки к пониманию сути проблемы…
И последнее…
Виктория Леонидовна, эта фраза:
«…Лошадь, двигаясь (динамическое равновесие) с каждым тактом движения постоянно смещает центр своего равновесия, тем самым сохраняя баланс…» - абсурд полнейший. Если лошадь изменяет положение центра тяжести, то именно это и является потерей равновесия. Лошадь может изменять положение рычагов; использовать, как это происходит в динамическом равновесии, дополнительные силы. Но все это происходит именно для поддержания стабильного положения центра тяжести!!!!
«…Лошадь, двигаясь (динамическое равновесие) с каждым тактом движения постоянно смещает центр своего равновесия, тем самым сохраняя баланс…» - абсурд полнейший. Если лошадь изменяет положение центра тяжести, то именно это и является потерей равновесия./
А вот тут, Константин Константинович, позвольте с Вами не согласиться!!!! Как раз смысл динамического равновесия и заключается в том, что при движении у живого организма ПОСТОЯННО смещается центр веса, а вся система (организм) постоянно уравновешивается относительно смещающегося в движении центра веса! В том-то и вся суть движения.
Одно из определений динамического равновесия:
При ходьбе, беге, катании на коньках и т. п. динамическое равновесие тела достигается путем балансирования, т. е. подведением площади опоры под сместившуюся проекцию центра тяжести тела .
Читаем внимательно конец фразы: ПОД СМЕСТИВШУЮСЯ ПРОЕКЦИЮ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ! http://www.medical-enc.ru/16/ravnovesie_tela.shtml
И это очень важно! Лошадь не сможет двигаться, не изменяя положение центра веса. Идущий человек тоже смещает центр веса на опорную ногу, пока выносится следующая нога, центр веса остается позади, потом опять смещается вперед. Все это чем-то напоминает колебания маятника, когда центр веса смещается равномерно относительно какой-либо одной точки. Так что, это не "абсурд полнейший", а вполне конкретное физическое явление. В этом вся суть равновесия в движении.
Определение из Ушу, которое мне понравилось: Ушу на высших стадиях добивается особой цели — «покоя в движении». Движение НАРУШАЕТ (!) равновесие (покой), покой его удерживает. «Покой в движении» (или «движение в покое») — это динамическое равновесие . Идеальный уровень гармонии — это сохранение непрерывного безразличного равновесия психических и физических процессов в условиях движения.http://ruyi.tjq.ru/article11.html
Уже по второму кругу одно и то же пишем.....
В общем, в этом и все разница между статическим и динамическим равновесием.
Более того, в динамическом равновесии помимо точек опоры присутствуют и влияющие на положение центра тяжести силы. Например, сила толчка, центробежная, центростремительная и т.д... Т.е. физические силы, возникающие при перемещении тела в пространстве, плюс силы биомеханические, создаваемые самим живым телом...
Про взаимосвязь энергетики движения и колебания центра тяжести я не спорю.
Для того что бы быть в равновесии, двигаясь, лошадь постоянно перемещает площадь опоры в направлении движения, просто переставляя ноги ... Таким образом лошадь находится в равновесии и на шагу, рыси, галопе и при выполнении элементов выездки ...