Безоружные окинавские крестьяне, побеждавшие при помощи каратэ вооруженных до зубов самураев
Рассказывая о стремлении лишить местных жителей оружия, авторы обычно не принимают во внимание тот факт, что подобные мероприятия проводились в это время не только на островах Рюкю, но и по всей Японии. Это понятно, поскольку после объединения страны сегунатом количество вооруженных людей должно было сократиться. Между тем, значительное количество оружия осталось на руках, и власти не без основания полагали, что люди, привыкшие зарабатывать на жизнь оружием и имеющие его на руках, могут пополнить ряды разбойников или асоциальных элементов. Особенно это стало важно после того, как в результате влияния европейцев японцы познакомились с таким явлением как массовое крестьянское восстание.
Изъятию подлежало только армейское оружие - мечи, луки, копья и т.п. \"Боевые варианты\" предметов сельхозинвентаря, естественно, не конфисковывали, что и стимулировало развитие оружия кобудо. Главное, что волновало власти - это не допустить, чтобы крестьяне были в состоянии вести организованные боевые действия.
Нет ни одного исторического свидетельства о том, что самураи княжества Сацума, патронировавшие Рюкю, наказали или казнили окинавца за занятия рукопашным боем. А вот данные о частом выяснении отношений меж самими островитянами встречаются достаточно часто, при этом большинство мастеров (Мацумура, Итосу, Мотобу и т.п.) тоже не относятся к числу простых крестьян - большая часть из них относились к среднему и высшему классу Рюкю и часто выступали в качестве носителей правопорядка. Да и самураев этих на островах Рюкю было не более пары дюжин, и обитали они в столице княжества, а не в прибрежных деревнях, в которых практиковало большинство мастеров каратэ.
Кроме того, победить самурая равного уровня подготовки было не просто. Ведь следует помнить, что в программу его подготовки бой без оружия тоже входил (а дзюдзюцу - это не только броски и захваты), катана позволяет вести бой на сверхближней дистанции (обратный хват не является исключительной техникой ниндзя), а те, кто распространяется о пробивании руками брони, не представляют себе структуру японских доспехов. Если на самурая и выходили, то не с голыми руками, а с подсобным предметом.
Кстати о кобудо. В арсенал серьезного искусства самообороны всегда входили подсобные предметы или их вариации, которые могут быть неплохо использованы в качестве оружия (хотя уступают \"оружию классическому\"), но при этом не рассматриваются как оружие властями. Поэтому можно провести аналогию между кобудо и некоторыми современными стилями, в которых уделяется большое внимание самообороне при помощи современных предметов постоянного обихода - трости, зонта, авторучки, шарфа, пиджака и т.п.