Статья - Рыцарь против Самурая

Единоборства
Единоборства: Статья   Рыцарь против СамураяСредневековый Европейский Рыцарь
против
Феодального Японского Самурая

John. Clements
Перевод с английского взят отсюда: http://www.fido.sakhalin.ru/wayofsword/library/kvss.htm.
Оригинал статьи:
http://www.thehaca.com/essays/knightvs.htm

Время от времени бывает интересно поразмышлять о результате столкновения двух из наиболее грозных и высококвалифицированных воинов в истории: средневекового европейского рыцаря и феодального японского самурая. Интригует сама мысль: “кто бы победил” в фактической схватке между этими военными экспертами таких несходных методов. Кто явился бы победителем, или кто исторически был лучшим бойцом – в действительности спорный вопрос. При сравнении рыцаря и самурая, каждый воин использовал доспехи, оружие, и методы, ориентированные на специфических противников их дней и эпохи, поэтому, никто из них не может рассматриваться как универсально наиболее эффективным при всех условиях и против всех методов противника. Это подобно выяснению, кто лучше – солдат, партизан или лыжный отряд. Все зависит от ситуации и окружающей среды. Но все же было бы интересно порассуждать над этим вопросом. Имея некоторый небольшой опыт в методах и вооружении каждого из них, так же, как и возможностей перекрестного тренинга, я предлагаю свои скромные мысли.
Прежде всего, если мы предполагаем столкновение между двумя “типичными воинами”, мы должны уточнить, что будет рассматриваться типичным? Самураи 13 века и рыцари 12 века были приблизительно равны в снаряжении. Но те же самые сравниваемые воины, например, в течение 15 века были весьма не равнозначны. Каждый из двух исторических воинов боролся с эквивалентными технологиями, в довольно схожем климате и территориях, и по сходным причинам. Но сложно думать в терминах “общего” средневекового рыцаря или “стандартного” самурайского воина. Со всем уважением к европейскому рыцарю, нелегко выбрать – воин какой национальности, какого типа и из какой части всего средневековья должен быть взят. А вот с самураем мы имеем дело с единственной, однородной культурой, в которой исторические боевые традиции остались практически неизменными. Таким образом, и спустя столетия мы имеем намного лучшие представления относительно средней самурайской подготовки и способностей. Также у нас есть очень много активных современных сторонников, которые могут служить примером.
999 комментариев
avatar
я бы еще добавил более примитивное стороение японского меча (односторонняя заточка, отсутствие баланса/навершия, цуба вместо гарды). это по сути большой двуручный нож, если утрировать. Соответственно и техника лишена массы возможностей, чисто с точки зрения физики. Причина этого, как и вообще культурное своеобразие Японии, в экономике - железо все привозное, потому очень дорого, на всякие излишества тратить жалко.
Поэтому пока самурай не достиг высокого уровня мастерства (подавление противника, нереально молниеносные удары и выверенные движения) - его техника беднее, а значит проиграть больше шансов.

Распечатаю и на стену повешу.
Нереально апофеозный гимн тупости и самодовольства.
avatar
вот за это некоторых восточников и не любят. а можно аргументировано про тупость и самодовольство. по пунктам. начните с конструкции меча например )
avatar
В Японии мечи использовались конными воинами только тогда, когда у тех не было или почти не было выбора. И они НИКОГДА не были эффективным вооружением кавалерии.

кусок пропущен - про классификации мечей.
Тати был основным вспомогательным оружием воина, который использовал его, когда у него кончались стрелы или он не мог пользоваться луком по какой-либо другой причине. Катаной пользовались в борьбе и вообще на очень близкой дистанции...

государственная военная политика постепенно увеличивала тактическую роль кавалерии — и сокращала пехотную составляющую армии — с 700-ых годов. К середине 9-го века этот процесс был практически завершен, и конница уже была основной силой на поле боя.

В-третьих, литературные и художественные источники показывают, что хоть тати и текуто могли быть оружием всадников, они не были оружием кавалерии, т. к. ни в одном из текстов и ни на одном изображении до 13-го века нет ни одного примера всадника, вооруженного мечом [т. е. держащего его в руках]. В течение всех периодов Хэйан и Камакура буси использовали мечи в уличных схватках или когда оказывались спешенными или еще по какой-либо причине вынужденными сражаться пешими, но очень редко — верхом.

Как бы то ни было, наиболее предпочитаемым — и решающим — оружием кавалерии периодов Хэйан, Камакура и Нанбокуте были лук и стрелы, использовавшиеся на коротком (10-20 метров и меньше) расстоянии одиночными воинами и небольшими группами, маневрировавшими вокруг друг друга, как летчики в ближнем маневровом бою.

До недавнего времени общее мнение состояло в том, что эта картина начала меняться уже к концу 12-го века. К этому времени воины продолжали сражаться верхом, но уже не втягивались в одиночные состязания в стрельбе из лука, а схватывались на более короткой дистанции с использованием мечей и даже рукопашной борьбы, в которой они старались скинуть противника с лошади и добить его на земле кинжалом. Но исследования последнего времени практически разрушили эту картину (которая опирается на буквальную интерпретацию устных художественных произведений вроде «Хэйкэ моногатари»).
avatar
Исходные условия и стратегические приоритеты, а значит и основная тактика ведения боя, практически не менялись в период раннего средневековья, и в 13-ом и 14-ом веках воины преимущественно продолжали рассматривать самих себя как последователей «пути лошади и лука», а полководцы — опираться на конных буси как на основу своего войска. Мечи, напротив, использовались редко и только в условиях, когда воины не могли пользоваться луком.

Как я уже замечал, ни в одном источнике периода Хэйан нет упоминаний или изображений всадников с клинковым оружием. Но это и неудивительно, если учесть, насколько плохо раннесредневековые тати и доспехи о-ерой были приспособлены к конному фехтованию. Кроме того спешивание противника не могло завершить поединок: воин должен был спешиться сам и прикончить его мечом или кинжалом. Но постоянное повторение такой тактики, — а именно так историки сначала представляли себе основной способ ведения боя в войнах Гэнпэй, — быстро истощило бы любого, даже самого сильного воина, которому вдобавок приходилось носить на себе еще и доспех, увеличивавший его вес наполовину. Плюс к этому его конь мог за это время сбежать, оставив воина пешим до конца битвы.

У борьбы верхом те же проблемы (и у предположений о том, что воины периода Камакура предпочитали сражаться таким образом, тоже). Справедливости ради нужно отметить, что в средневековых воинских повестях можно встретить значительное число описаний борцовских поединков, начинавшихся верхом и заканчивавшихся на земле. Однако все эти эпизоды происходили в конце больших битв, когда стрелы заканчивались, а одна из сторон уже спасалась бегством.

Поединки на мечах также происходили в такие моменты битвы, а также в других ситуациях, где буси не могли воспользоваться луком. Можно долго, но тщетно искать примеры того, чтобы воин добровольно отложил лук и стрелы и сражался в ближнем бою. Конечно, каждый буси имел при себе длинный (тати) и короткий вспомогательный меч (катану), а также учился борьбе, но он рассматривал это оружие как дополнение к луку и стрелам, но не как замену им. Воины периода Камакура все еще оставались в первую очередь конными лучниками, как по собственному предпочтению, так и из соображений эффективности.

В период Нанбокуте конные лучники также оставались основной силой на поле боя. Недавние исследования, проведенные Томасом Конланом, Сякадо Мицухиро, Судзуки Масая, Имаи Сэйносукэ и другими убедительно доказали ошибочность давно устоявшегося мнения, что в 14-ом веке преимущество на поле боя перешло к пехоте. Наиболее серьезным свидетельством в пользу этих исследований является анализ статистики ранений, составленной по отчетам о битвах. Конлан исследовал 1302 таких отчета и каталогизировал 721 идентифицируемое ранение. Из них порядка 73% были вызваны стрелами и только 25% — мечами; меньше 2% пришлось на долю копий. Судзуки изучил 175 документов и посчитал, что из 554 идентифицируемых ран на долю стрел приходится почти 87%, на долю мечей или нагината — 8%, чуть меньше 3% — на камни и 1% — на копья. Менее обширное исследование Сякадо показало, что 82% ранений, обнаруженных в 30-ти отчетах, были нанесены стрелами.

Документальные, художественные и изобразительные источники также показывают, что процентное соотношение всадников и пехотинцев на полях сражений осталось сходным по сравнению с войнами Хэйан и Гэнпэй и что пехотинцы сражались рассеянными группами, стреляя по мере возможности из-под прикрытия скал, деревьев, строений или переносных щитов.
avatar
думаю на этом можно закрыть тему. потому как выходит, что до 15 века серьезное развитие школы меча в японии не практиковалось (не было необходимости). соответственно самурай просто не мог на равных противостоять рыцарю с мечом в руке в обсуждаемый период.
avatar
а видео хорошее кстати, любопытное
avatar
А ведь вы правы. Действительно геометрия мечей разная как и функциональность. Ни китайская ни японская традиция не создала такой формы гард, клинка, навершия и если предположить что развитие фехтования ведет к усовершенствованию защитных свойств, то найти что то равное по защищенности руки и способам удержания клинкам Возрождения тяжело. Кроме того гарда предназначалась и для различных способов удержания пальцами (что тоже способствует усложнению фехтовальных техник) да и если мы проследим развитие меча от 10 до 17 века можно увидеть тенденцию к усложнению форм эфеса. Конечно можно сказать что "в тех условиях где появиась катана она была идеальна" тогда спор дейсвительно можно закончить и сделать вывод что на огромной территории от Испании до России идеальным оружием были европейские клинки.
avatar
Под мидзоку-бу-дзюцу понимаются те формы воинского искусства, которые существовали до появления первых школ боевых искусств, т.е. с древнейших времен до рубежа XIII-XIV веков.
Мидзоку-бу-дзюцу представляли собой начальный этап развития военного искусства. Тактика ведения боевых действий и приемы единоборства еще пребывали в зачаточном состоянии. Они были слабо систематизированы и лишь проходили отбор и шлифовку. Поэтому до конца XIII века окончательно сложился только один вид будзюцу - сумо (борьба без оружия и одежды). Кроме сумо относительно высокого уровня развития достигли стрельба из лука с коня (кися) и борьба в доспехах (кумиути, ерои-гуми). Остальные боевые искусства, по сравнению с последующим периодом, были крайне примитивны.
Говоря о воинском искусстве этого периода стоит упомянуть еще кэмбу - ритуальные танцы с мечами. Кэмбу были тесно связаны с культом меча в японской национальной религии синто. Возможно, что помимо чисто ритуальных функций, они служили и для обучения воинов фехтованию на мечах. Во всяком случае позже танцы-кэмбу были канонизированы в ряде самостоятельных школ, а также в некоторых школах фехтования на мечах кэн-дзюцу.
При всей недоразвитости воинских искусств недооценивать значение этого периода в истории японской воинской традиции нельзя.
Во-первых, в это время был заложен теоретический фундамент будущих классических бу-дзюцу. Это было связано, прежде всего, с активным заимствованием достижений военной мысли древнего Китая. Речь идет об импорте выдающихся военных трактатов - "Сунь-цзы", "У-цзы", "Лю тао", "Сыма фа", "Сань люэ", "Вэй ляо-цзы", "Ли Вэй-гун вэньдуй" и других. Начиная с VIII века они служили надежным подспорьем для японских военачальников, и, по сути дела, все последующее развитие будзюцу отталкивалось от идей китайских классиков. Во всех без исключения классических бу-дзюцу мы находим различные интерпретации гениальных мыслей Сунь-цзы об изменениях, о полноте и пустоте, о мощи.
Во-вторых, именно в эти дни сложилось военное сословие самураев, которое в дальнейшем превратилось в основного носителя воинской традиции в стране Восходящего солнца и стало питательной средой для совершенствования бу-дзюцу.
В-третьих, войны с айнами, сражения между самурайскими дружинами, столкновения с монголами послужили естественным отбором, благодаря которому удалось выявить наиболее эффективные методы ведения войны - от стратегии и тактики крупномасштабных сражений до рукопашного поединка.
avatar
Что касается Европейских "полуротных" мечей то и там были активно задействованы как большой так и указательный палец благо позволяла гарда, а большой палец:http://vkontakte.ru/photo592586_133061372
все это конечно дополняло и усложняло технику.
avatar
вот за это некоторых восточников и не любят. а можно аргументировано про тупость и самодовольство. по пунктам. начните с конструкции меча например )

Слава богу не невеста, чтоб меня любить.

По конструкции японского меча существует столько монографий, одна другой подробнее, что нужно совсем немного желания чтобы ознакомиться.

Если сравнивать конструкции, то совершенно очевиден незамысловатый факт - создавались эти вещи для немного отличающихся условий применения и в разном культурном контексте. Поэтому одни и те же конструкторские задачи решались по разному.

Например управление положением клинка вдоль продольной оси.
У европейского меча круглая в сечении рукоять поэтому, чтобы контролировать положение клинка вообще было возможно, не говоря уже об его управлении, необходима гарда определенной конструкции.
У японского меча сама рукоять имеет направление и управление клинком во всех направлениях осуществляется положением руки, а на самом деле всего тела.
И т.д.
Простота всегда имеет подвох. То, что выглядит просто, как правило, треднее всего научится делать и имеет наибольшую глубину. Это знает любой кто изучает технику в режиме реального применения.
avatar
катана конечно хорошо управляется, но руки жалко)
на всех тренироках, которые мы проводим совместно с катанистами (обычно кендоистами) - у них сразу "выключают" руки или пальцы, и все управлени е катаной сводиться на нет...

и вообще, что сравниваем?
современных реконструкторов и "восточников"...или рыцаря и самурая?
школа Катори вещт конечно хорошая, но появилась когда...ее если и сравнивать то с Испанской дистрезой, итальянскими школами фехтования со шпагой итд...
avatar
Сергей Иванович Лысенко - учите матчасть! Рукояти далеко не всех европейских мечей в сечении круглые и контралируется положение такого меча теми же по сути способами, что и в Японии, т.е. положением руки и тела.
avatar
)))это в смысле что европейцы такие тупые, что без гарды как направляющей могли забыть где режущая кромка и стукнуть плашмя? и больше гарда никак не использовалась? ))
может это у японцев такая форма рукояти из-за отсутствии гарды? )
а что насчет навершия/центровки?
avatar
европейце тупые и вообще у них рукояте мече кругле. Однако сомнения коллег в вопросе ценности конструкции японского меча это вселенская катастрофа, а полная дезинформация восточников насчет европейских клинков - божья роса. К тому моменту как японские мечи еще выпрямлялись на полях сражений об колено, в индии уже стояла колонна сверхчистого железа, у которого благодаря ориентации атомов в молекулах не присоединяется кислород. И булат изготавливали отнюдь не в японии.
avatar
Буквально в каждом сообщении я пишу о том, что не бывает преимущества одной культуры над другой. Бывают различия. Именно они позволяют глубже понять суть вопроса. Нет смысла сравнивать культурные явления, которые не пересекались. Потому что если бы произошло такое столкновение, то все выглядело бы по другому. И об этом я тоже писал. Более того я даже не вставал на чью-либо сторону. Разве что давал известную мне информацию. Это только в ваших мечтах я с вами спорю. В том, что я пишу нет эмоций, только констатация фактов.

Мне известно, что европейское оружие обладает огромным разнообразием конструкций. Известно это мне потому, что я это видел своими глазами и брал их в свои руки. Показывают их мне коллекционеры. И вовсе не из праздного хвастовства.
Конкретное изображение меча вы привели сами. О нем я и писал. Опять таки на примере всего лишь одного элемента. Ожидая, что умные люди сами в состоянии продолжить подобное сравнение. Каким образом в каждом случае достигалась цель. Как с точки зрения технических действий. Так и конструкторских решений.
Но че-то переоценил силенки.
Кстати, господа спорщики, в круглом сечении рукояти нет ничего плохого. И плашмя клинок используется во всех фехтовальных традициях. И об коленку мечи гнули и в Японии, и в Европе. А куда деваться. ГОСТов не существовало, а барыги явление интернациональное.
Спорите вы сами с собой. Потому как: знает кошка чье мясо съела.
Японцам этот спор по барабану. Им не надо ничего реконструировать. У них жива и невредима традиция.
С европейцами совершенно такая же история.
И тока толкинутые господа вместо прямого изучения занимаются (точнее высасывают из пальца) восстановлением. Чего-то только им известного.
Успехов вам на этом жалком пути.
avatar
угу. а никто не говорил, что круглая рукоять плохо и плашмя нельзя использовать.
Ваша цитата:
У европейского меча круглая в сечении рукоять поэтому, чтобы контролировать положение клинка вообще было возможно, не говоря уже об его управлении, необходима гарда определенной конструкции.
т.е. гарда появилась для управления положением клинка. а у японцев не появилась из-за отсутствия такой необходимости.
вот над этим грех не улыбнуться. особо толкинутым и т.д. ))
avatar
Оправдывайтесь, оправдывайтесь бедолаги.
Продолжайте старательно месить свое .......
Ну вы поняли.
avatar
сергей иванович, лучше ничего не пишите ) Алексей, не уподобляйтесь )
avatar
раз исчезла грязь то и доместос тоже не нужен :)))
если вы поняли о чем я :)))
avatar
ппц) - опять пошл периход на личности и оскорбления в целом...
не айс это господа...
avatar
Почитал материал, предложенный Сергеем. Нашел интересную штуку - хронология развития меча в Японии (статья):

Представляем Вашему вниманию отрывок из книги "The Samurai Sword: A Handbook" Джона М. Юмото, посвященный истории самурайского меча. Джон М. Юмото (John M. Yumoto) - крупнейший в США специалист по самурайским мечам, член Японского Общества за Сохранение Самурайского Меча, член Клуба Меча Северной Калифорнии, советник Американского Общества Японского Меча.

Древний период (до 650 г. н.э.). Ориентировочно в начале нашей эры, хотя между историками существуют разногласия о точной дате, Джимму - первый император Японии - покорил враждебные племена и основал Японскую Империю. Около 284 г. н.э. в Японию через Китай и Корею приходят культурные и производственные достижения с континента - конфуцианство, шелк и производство оружия. Прибывает также много китайских и корейских кузнецов-мечников. В настоящее время сохранилось очень мало мечей этого периода, а в связи с тем, что сохранившиеся экземпляры мало отличаются друг от друга, определить сделаны они в Японии или экспортированы с континента весьма затруднительно. Некоторые из мечей этого периода были найдены в древних могильниках: они прямой формы и плохой закалки.
Период Нара (650 - 793 гг. н.э.). Начало этого периода ознаменовалось учреждением постоянной столицы в Нара в провинции Ямато; до этого времени столица определялась местом жительства царствующего императора. Процветает буддизм; этот период известен как "золотой век" религиозного искусства, архитектуры, рисования и скульптуры. Реформа Тайка (645 г.), вновь утвердившая абсолютную власть императорской семьи в Японии, отмечает начало периода Нара; вводятся новые законы. Производство мечей все еще находится на примитивном уровне, прогресса в нем практически не было, однако, в связи с необходимостью вооружения национальной армии, появляется большой спрос на мечи хорошего качества.
Период Хэйан (794 - 1191 гг. н.э.). Столица переносится из Нара в Хэйан (нынешний Киото) в провинции Ямаширо, а власть переходит к клану Фудзивара, устроившему браки своих дочерей с членами императорской семьи. В течение примерно ста лет, пока представители клана Фудзивара были регентами, страна пребывает в относительном мире, но их непомерные запросы и огромные расходы на содержание правительства возлагают слишком большое бремя на крестьян, которые бросают свои фермы и ремесла и становятся бродягами. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, около 900 г. н.э. два самурайских клана - Минамото и Тайра - приходят к власти, сменив клан Фудзивара. Япония больше не чувствует зависимости от Китая, поэтому желание контактов с ним исчезает, и страна начинает заниматься развитием своей, во многом импортированной, культуры. Производство самурайских мечей делает громадный прогресс за время этого периода и достигает своего зенита во второй его половине.
Период Камакура (1192 - 1336 гг. н.э.). Начало этого периода отмечено созданием сегуната (феодального правительства) в Камакура, провинции Сагами (Сошу) кланом Минамото. Зарождается феодальный строй, военная, управленческая и юридическая система сегуната, просуществовавшего 675 лет. В 1274г. и 1281г. отброшенные от Европы монголы предпринимают две неудачные попытки вторжения в Японию. Войска из Камакура наносят им поражение, с помощью двух неожиданных тайфунов, по поверию посланных богами. Эти события выявляют необходимость производства новых, более надежных мечей. Кузнечные школы в провинции Сагами производят мечи, которые никому с тех пор не удалось превзойти. В некогда простую и суровую самурайскую жизнь начинает проникать роскошь и власть сегуната уменьшается. В конце концов, император Годайго, с помощью клана Асикага, захватывает столицу сегуната и власть в стране.
avatar
Период Муромати (Асикага) (1337 - 1573 гг. н.э.). Предав императора Годайго, клан Асикага восстанавливает систему сегуната и устанавливает марионеточное правительство в Киото. Годайго бежит от Асикага на Холм Йосино, около Нара, и в течение 55 лет (1337 - 1392 гг.) в Японии существует два имперских двора. Это темный период в истории Японии: из-за своей слабости Асикага не могут контролировать провинции и между феодалами постоянно вспыхивают конфликты. Период междоусобных войн (Сенгоку Дзидай) продолжается около ста лет (1467 - 1574 гг.). Увеличивается спрос на мечи, и по всей Японии кузнецы производят их в большом количестве. В Киото процветают искусства, под патронажем Асикага, которые подражая клану Фудзивара, порой превосходят его в роскоши.
Период Азучи-Момояма (1574 - 1602 гг. н.э.). Ода Нобунага - самурай не самых благородных кровей - прибывает в Киото для восстановления порядка по просьбе императора и назначается вице-сегуном. Незадолго до завершения миссии окончательного объединения Японии Нобунага убивают. Тойотоми Хидейоши, способный преемник Нобунага, завершает дело объединения страны и восстанавливает порядок после долгих войн. Низкорожденный Хидейоши назначается регентом империи, а другие военные лидеры становятся дайме - удельными князьями. Перед Хидейоши возникает необходимость задействования громадной, но ставшей ненужной в мирное время армии, и он предпринимает две неудачные попытки вторжения в Корею и Китай в 1592 г. и 1597 г. Хидейоши устанавливает столицу в Осаке; все искусства, включая производство мечей, процветают.
Период Эдо (Токугава) (1603 - 1867 гг. н.э.). После смерти Тойотоми Хидейоши и последовавшей за этим битвы Секигахара (сентябрь 1600 г.) власть переходит к Токугава Иэясу. Клан Токугава правит Японией из своей столицы Эдо (нынешний Токио) в течение 250 лет. В начале периода клан Токугава, в целях укрепления системы сегуната и облегчения управления, устанавливает фундаментальные законы; также избирается политика изоляции от других государств. Устанавливается и действует на протяжении всего периода уникальная классовая система, подразделяющая людей на дайме, самураев, фермеров, ремесленников и купцов. Длительный и относительно мирный период Токугава заканчивается в начале 19 века, когда Япония открывает свои границы, под давлением иностранных держав, преследующих свои торговые интересы. В это же время дайме Сотозама, потомки феодалов, заключивших мир с кланом Токугава после битвы Секигахара, становятся в оппозицию сегунату.
Современный период (с 1868 г. н.э.). Император Мейджи, 122й потомок Императора Джимму, с помощью дайме Сотозама, обретает независимость от клана Токугава и в 1868 году устанавливает столицу в Токио. Вскоре после этого (в 1876 г.) ношение мечей запрещается общенациональным декретом.
avatar
История развития самурайского меча
Существует несколько основных характеристик самурайского меча, он: 1) сделан из стали, 2) имеет одностороннюю заточку, 3) изогнут, 4) закален. История самурайского меча обычно подразделяется на 4 периода:
1. Древний период (чокуто) (до 900 г. н.э.). Мечи производятся, в основном, китайскими, корейскими и первыми японскими кузнецами. Они плохой закалки, хотя делаются из стали; и в своем большинстве прямые (чокуто). Центры производства мечей находятся в Ямато, Муцу и Сан-ин. Хотя там работают японские мастера, их мечи лишь имитации китайских (позднее эти имитации разовьются в самурайский меч). Военные высокого ранга обычно носят мечи китайской работы.
2. Старый период (кото) (900 г. - 1530 г. н.э.). С падением клана Фудзивара, во второй половине периода Хэйан, возникает новый класс - самураи, которые начинают использовать мечи во время многочисленных военных конфликтов того времени. В основном, военные лидеры задействуют конных воинов, поэтому у многих мечей режущая часть 4 фута и более. Основным оружием являются луки, нагината и мечи. Меч становится повседневным оружием и носится постоянно. Прямой меч, который использовался до этого периода, в основном для колющих ударов, сменяется изогнутым мечом с односторонней заточкой; этот переход к новому типу меча занял долгое время. Около 900 г. кузнец по имени Ясуцуна из Хоки начинает ковать прекрасные самурайские мечи. С тех пор в стиле меча было сделано очень мало изменений. Кузнецы того времени, используя примитивные инструменты делают почти совершенные мечи. Самые известные японские кузнецы жили между 900 и 1450 гг. По большому счету географическое расположение центров производства самурайских мечей зависело от близости к административному центру, где обычно существовал большой спрос на мечи, доступа к руде, углю, источникам хорошей воды, умеренного климата. Кузнечные школы 5 провинций - Бизен, Ямаширо, Ямато, Сошу и Мино - произвели примерно 80% всех мечей старого периода. Они имеют объединяющее название "Пять Школ". У каждой из школ были свои ответвления, и каждая провинция создавала и развивала свои собственные, отличные от других методы ковки мечей.
Школа Бизен. Провинция Бизен состояла из южной половины теперешней префектуры Окаяма. Поскольку Бизен близка к континенту, считается, что искусство ковки мечей появилось там очень рано. Условия для кузнецов в Бизен были идеальными, и в течение тысячи лет деревня Осафуне, находившаяся в восточной части провинции, являлась центром производства мечей. Томонари (около 1100 г. н.э.) считается основателем школы Бизен. Его последователями были Канехира, Сукехира, Нобуфуса, Такахира и Масацуне. Эти кузнецы известны как Ранняя Школа Бизен (Ко-Бизен). Основные ветви Школы Бизен: 1) Фукуока, 2) Йошиока, 3) Осафуне, 4) Йошии, 5) Омия.
Школа Ямаширо. Киото, центр провинции Ямаширо, являлся имперской столицей с 794 г. до 1868 г. Естественно, что здесь существовал большой спрос на мечи. Основателем школы был Мунечика (около 987 г. н.э.). Основные ветви школы Ямаширо: 1) Санджо, 2) Ауатагучи, 3) Раи, 4) Аякоджи, 5) Нобукуни, 6) Хасебе, 7) Хэян-джо.
Школа Ямато. Считается, что когда город Нара (провинции Ямато) был столицей, в провинции было много хороших кузнецов. Однако, после 794 г. большинство из них переехало в новую столицу - Киото. Около 1200 г. кузнецы вновь появились в Нара, когда различным религиозным сектам, начавшим приобретать власть в городе, понадобилось оружие для своих последователей. Ответвления этой школы обычно именовались по названиям храмов: 1) Тома, 2) Тегаи, 3) Хошо, 4) Ширикаге, 5) Сенджу-ин.
Школа Сошу (Сагами). Центром производства мечей провинции Сошу (Сагами) был город Камакура, в котором первый сегун Минамото Еритомо установил свое правительство в 1192 г. Хотя условия в Камакура были не очень благоприятны для развития кузнечного искусства, он привлекал многих мастеров своей воинской атмосферой. Основные ветви: 1) Ямаширо (состоит из кузнецов, переехавших из Ямаширо), 2) Бизен (состоит из кузнецов, переехавших из Бизен), 3) Сошу.
avatar
Школа Мино (Секи). Центром школы Мино был город Секи. Считается, что она основана учениками кузнеца Масамуне, из Сошу. Ранние работы этой школы очень хороши и трудно отличимы от мечей Сошу. Однако большинство последующих работ школы были плохого качества. Основные ветви этой школы: 1) Канеуджи, 2) Канешиге.
Во время старого периода искусство производства мечей процветало и в других провинциях Японии. Выдающимися кузнецами периода Хэйан были: Ясуцуна, Санемори, Арицуна, Ничиджо из Хоки, Морицуру из Бичу, Джошу (Садахиде) из Бунго, Юкиясу из Сацума. 70 лет междоусобных войн после 1467 г. известны как период Сенгоку Джидай. Чтобы удовлетворить все возрастающий спрос на мечи кузнецы начинают их массовое производство, что отрицательно сказывается на качестве. В середине 16 века достижения кузнецов получают официальное поощрение императора. Он присваивает почетные титулы некоторым кузнецам: обычно к имени мастера прибавляются название провинции и титул. Наиболее частыми титулами были Суке, Джо, Дайджо и Ками. До нашего времени дошло много мечей периода Сенгоку Дзидай, но лишь немногие из них можно считать хорошими.
3. Новый период (Синто) (1530 г. - 1867 г. н.э.). Ода Нобунага и Тойотоми Хидееши кладут конец длительным войнам. Наступает период мира и функциональное значение меча начинает утрачиваться: дайто (длинный меч) укорачивается, режущая часть уменьшается до двух футов, а самураи носят его за поясом. В начале Нового периода много опытных мастеров-оружейников находится в Осаке - Киото. Традиционные, отличительные методы Пяти Школ утрачиваются и почти во всех расположенных у замков городах производят мечи. В период Токугава, Эдо (Токио) является центром производства мечей и привлекает много хороших кузнецов, но к концу периода это искусство приходит в упадок и акцент смещается с качества на внешний вид оружия. Кузнецы богато украшают свои изделия экстравагантным растительным орнаментом, изображениями драконов и т.д. (в отличие от простых надписей на санскрите на старых мечах). Даже на клинки мечей помещаются изящные изображения кленовых листьев, вишни, хризантем и горы Фудзи. Более половины всех существующих в настоящее время самурайских мечей были сделаны в Новом периоде.
4. Современный период (Син-Синто) (после 1868 г. н.э.). Феодальная система исчезает, и с ней падает престиж самурайского класса. Ношение мечей запрещается национальным декретом. Кузнецы, ранее специализировавшиеся на производстве мечей, вынуждены перейти на обычное кузнечное дело: производство мотыг, ножниц, ножей, подков и прочих предметов обихода. С тех пор не было ни одного великого кузнеца. Во время периода Мейджи (1869 г. - 1912 г. н.э.) самурайские мечи экспортировались, в основном во Францию и США. Начало этого века было золотым временем для коллекционеров мечей в США, и в то время публиковалось много книг, посвященных самурайским мечам и их орнаментике. В начале периода Сева (1926 г. - по настоящее время) (Эпоха Сева закончилась в 1989 году. Сейчас идет эпоха Хэйсэй. Прим. пер.) начинает набирать силу национализм. Предпринимаются попытки возрождения производства мечей, и на выставке искусств Императорской Академии даже открывает специальный раздел, посвященный самурайским мечам. К началу Второй Мировой Войны в Японии уже существует примерно 100 кузнецов, которые, помимо основной работы, делают мечи. На многих клинках периода Сева стоит клеймо цветущей вишни с символом Се (Сева). Многие мечи, производившиеся за последние 40-50 лет, а также полицейские и парадные мечи, нельзя считать самурайскими мечами, потому что их делали современными методами, отличными от традиционных ручных методов ковки и закалки.
avatar
Немного статистики
Согласно имеющимся данным, за всю историю Японии, вплоть до революции Мейдзи 1868 г., существовало около 13 тысяч профессиональных кузнецов - мечников. Если учесть, что каждый кузнец производил за свою жизнь около 100 мечей, общее число произведенных самурайских мечей составляет примерно 2 миллиона. До Второй Мировой Войны существовало около 1,5 миллионов мечей (включая произведенные заводскими методами), почти треть из них были более двух футов длиной (дайто). Около 200 тыс. из них были произведены по заказу японского правительства на специальных заводах, или кузнецами, жившими после революции Мейдзи. В настоящее время, в Японии находится не более 100 тыс. мечей. В США находится больше самурайских мечей больше чем в Японии - около 70% всех существующих в настоящее время. Примерно 250 - 350 тыс. мечей было завезено в США солдатами. Большинство из них - дайто, ранее использовавшиеся японскими офицерами. Большинство мечей, из привезенных в США солдатами относятся к типу буке-зукури.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.