Статья - Рыцарь против Самурая

Единоборства
Единоборства: Статья   Рыцарь против СамураяСредневековый Европейский Рыцарь
против
Феодального Японского Самурая

John. Clements
Перевод с английского взят отсюда: http://www.fido.sakhalin.ru/wayofsword/library/kvss.htm.
Оригинал статьи:
http://www.thehaca.com/essays/knightvs.htm

Время от времени бывает интересно поразмышлять о результате столкновения двух из наиболее грозных и высококвалифицированных воинов в истории: средневекового европейского рыцаря и феодального японского самурая. Интригует сама мысль: “кто бы победил” в фактической схватке между этими военными экспертами таких несходных методов. Кто явился бы победителем, или кто исторически был лучшим бойцом – в действительности спорный вопрос. При сравнении рыцаря и самурая, каждый воин использовал доспехи, оружие, и методы, ориентированные на специфических противников их дней и эпохи, поэтому, никто из них не может рассматриваться как универсально наиболее эффективным при всех условиях и против всех методов противника. Это подобно выяснению, кто лучше – солдат, партизан или лыжный отряд. Все зависит от ситуации и окружающей среды. Но все же было бы интересно порассуждать над этим вопросом. Имея некоторый небольшой опыт в методах и вооружении каждого из них, так же, как и возможностей перекрестного тренинга, я предлагаю свои скромные мысли.
Прежде всего, если мы предполагаем столкновение между двумя “типичными воинами”, мы должны уточнить, что будет рассматриваться типичным? Самураи 13 века и рыцари 12 века были приблизительно равны в снаряжении. Но те же самые сравниваемые воины, например, в течение 15 века были весьма не равнозначны. Каждый из двух исторических воинов боролся с эквивалентными технологиями, в довольно схожем климате и территориях, и по сходным причинам. Но сложно думать в терминах “общего” средневекового рыцаря или “стандартного” самурайского воина. Со всем уважением к европейскому рыцарю, нелегко выбрать – воин какой национальности, какого типа и из какой части всего средневековья должен быть взят. А вот с самураем мы имеем дело с единственной, однородной культурой, в которой исторические боевые традиции остались практически неизменными. Таким образом, и спустя столетия мы имеем намного лучшие представления относительно средней самурайской подготовки и способностей. Также у нас есть очень много активных современных сторонников, которые могут служить примером.
999 комментариев
avatar
Fiore Deiliberi сейчас очень много шарлатанов развелось, которые зарабатывают себе на хлеб с помощью имени БИ. Но они же не Би))
Это вам наглядные представители Кендзюцу и Ниндзюцу)) А так же бредовые стили каратэ и айкидо.Вот эти шарлатаны и портят Вам картину представление о Би, поскольку свое незнание они показывают в "загадочности" и "темности" своего искусства Они зарабатывают на хлеб с помощью Японской истории и голивудских фильмов и очень любят попиарить себя) Вот из за таких людей возникает понятие "Котано" поскольку на деле моя бабушка будет фехтовать лучше чем они))
Слаффка Ефрейтор Кендо развиваеться и довольно не плохо) Появились представители Танкендо(ножевой бой) и в Кендо более открыто разрешили пользоваться двумя мечами. А про Олимпийские игры говорить не буду очень уж это глупо.
avatar
Прошу прощения я по ошибке написал что считаю Айкидо и Каратэ бредовыми стилями.Я имел ввиду шарлатанов которые придумывают собственные направления и приписывают их к данным стилям.
avatar
Федор, что глупого в олимпийских играх?
avatar
Я имел ввиду Кендо в Олимпийских играх))) Кендо еще как спорт не состоялось, и некоторые кендоисты считают безобразием, что Кендо в спорт превращается. Да и политический момент тут тоже имеет не последнее место.
avatar
В силу нереальной субъективности содержания кендо не может стать олимпийским видом спорта. Потому что ето историко-культурная дисциплина замешаная на восточном понятии авторитетов, а не норм олимпийского спорта.
avatar
"Концепция Кендо:

Кендо представляет собой путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов Меча.

Зачем заниматься Кендо:

Соединение воедино тела и духа,

Развитие сильного и решительного духа,

И посредством правильных и упорных тренировок,

Стремиться к совершенствованию в искусстве Кендо,

Уважать человеческое достоинство и честь,

Искренне общаться с другими людьми,

И всю жизнь стремиться к самосовершенствованию.

Таким образом, такой человек сможет:

Любить свою страну и общество,

Способствовать развитию культуры,

И содействовать миру и процветанию среди всех народов.

Всеяпонская Федерация Кендо"

Да Алексей Европейцам такие концепции кажуться странными и они их в серьез не воспринимают.Но их в любой момент можно переписать, только Кендо уже утратит свою особенность и станет обычным фехтованием.
avatar
вот и не надо путь воспитания человека путать с реконструкцией боевых исскуств. все хорошо на своем месте.
почему в подпольных боях участвуют самбисты, боксеры и рукопашка в основном. Не потому же что все каратисты и т.д. принцииально не хотят. А потому что это европейские чисто прикладные дисциплины, и эффективность у них выше. для среднего уровня точно. это я аналогию с восточным и европейским подходом провожу. Путь меча - это развитие через упражнение с мечом, грубо. Т.е. меч - средство, а не цель. А в европе наоборот, скорее уж дух развивали для эффективного владения оружием. Это конечно очень примитивно, просто основные тенденции в идеологии.
avatar
"Меч развивающий человека"-Это понятие кенДО
а "Меч убивающий человека"-Это понятие кенДЗЮЦУ
P.S. На досуге как ни странно читал статью каратиста-кореспондента который проник на подпольные бои))
http://www.compromat.ru/page_11677.htm
avatar
так мы про кендо и разговаривали.
участие автора - вымысел 100%. остальное +-, но явно с чужих слов.
avatar
а зачем про кендо разговаривать то?
тут то ничего подобного не высвечивалось, вот и ни к чему... :)
а про прикладной аспект... хм... кто из тех кто меня знает (а здесь есть и такие) сможет положа руку на сердце сказать что одолеет меня на мечах?
а ведь я как раз таки говоря вашим языком - восточник. :)
зря вы про то что типа у японцев все только для духа и только типа упражнения... :)))
Катори - армейская школа, т.е. там было массовое обучение "рядового" состава... :))) Причем обучение именно для боя, а не для развития духовности :)))
Как раз таки первый раздел фехтования - для массового обучения.
Второй для тех кто хочет изучить более сложные техники.
А третий уровень фехтование постигают единицы... это мастерский уровень. Увидеть в деле человека такого уровня - проблематично, потому что им сражаться уже неинтересно... в этот то момент фехтование и становится НАСТОЯЩИМ искусством :)))

P.S. вот только не надо нести херню, что я чтото говорю про мистику... третий уровень - просто высший уровень фехтования, без приплетания огненных шаров из глаз и молний из задницы :)))
avatar
Все логично... практически во всех боевых системах мира и шло обучение по такому делению. Да и сейчас так же. Взять самбо. Первый уровень - самозащита для гражданских лиц и спорт, второй уровень - армейская боевая система, третий - мастерский, для людей, которые развивают систему.
avatar
"сможет положа руку на сердце сказать что одолеет меня на мечах?" (с)
нет) - возможно пока нет, учитывая возраст и опыт...хотя с радостью скрестил бы с вами клинки...
не понятно зачем примешивать сюда кендо - это спорт, как и спортивное фехтование...если и сравнивать то только их...
avatar
Ну да...Самурай у нас фехтовал "на авось" и получается в реале метал огненные шары)) Причем же тут Кендо? Непонимаю.....
avatar
просто надо устранить недопонимание...
фехтование мечом катана - не кендо а кендзюцу, весьма большая разница... :)))
кендо - просто спорт... :)))
avatar
вот кендо и надо сравнивать с спорт.фехтом...
реконструкторов строевиков (боольшие дяди с фальчионами))- с поединщиками катанистами тоже не совсем корректно)
а вот тех ребят с видио (гладиатор - ну на лонгах фехтуют которые) с катанистами вполне...
avatar
Не совсем конструктивно, да и не по теме, гладиаторов -спатариев 3 в до н.э. сводить в бою с самураем...
avatar
гладиатор это секция\организация (ну или что там) гладиатор - НАЗВАНИЕ))
avatar
Сергей обьясните, почему вы Кендо спортом считаете?
И я вас уверяю Кендо это Кендзюцу поменявшее название из-за революции Мэйдзи.
avatar
дело в связках, оружии, ограничениях - наверное...
а почему современное рапирное фехтование - тоже спорт?) - тема та же)
avatar
Сергей, знаете почему на вас народ так раздражается? причем не только на этом форуме. потому что люди разговаривают по делу, приводят примеры, доводы, факты, видео и т.д. и приходят к неким выводам. И тут появляетесь вы, весь в белом и довольно по хамски объясняете что все не правы. Мотивируя это своей крутостью, опытом и т.д. Оставляя подавляющую часть аргументов без внимания и занимаясь демагогией. Можете не согласиться, но попробуйте перечитать ваши посты.
А насчет прикладного аспекта - катори вроде возникло в конце 15 века, как школа? насчет армейской системы вам виднее, но это наверное гораздо позже. так что непосредственно к самураям обсуждаемого периода отношение слабое. И вообще - чем оно принципиально круче западной манеры? у меня вот сложилось ощущения от восточных единоборств, что первые 2 уровня слабее в прикладном плане европейских аналогов, о третьем судить сложно, все может быть. Упор на духовное развитие, которым любят хвастать, дескать расширяет возможности, приводит к индивидуализму, сложности массового прикладного обучения, развивает индивидуальные фишки, а не универсальные, простые и эффективные подходы. это если очень грубо.
avatar
Что пожалуй и сближает восточную манеру фехтования с рыцарской, так это однозначно не катори-нито-нисе-рю, а скорее вот это:
http://sumo.goo.ne.jp/eng/kimarite/index.html
для всех европейцев - смотрим по табличке названия приемов, нажимаем и сравниваем рисунки с элементами европейских атласов 14-15 века. Восточная манера фехтования в доспехах это просто ну никак не имеет своей вершиной чтото в стиле кендзюцу. Это уж тогда индийский и персидско-турецкий институт подготовки пехлеванов - уникальных силачей, которые занимались борьбой и суперутяжеленными снарядами, имитирующими оружие.
avatar
наткнулся вот. обратите внимание на даты )

Кендо (или кэндо, "путь меча") - современное боевое фехтовальное искусство, ведущее свою историю от традиционных самурайских единоборств кэндзюцу. В прошлом это боевое искусство владения двуручным мечом катана называлось гекикен ("разящий меч"), пока в 1920 году Даи Ниппон Бутоку Кай (Фонд японских боевых искусств) не переименовал его в кендо.

Оно значительно отличается от европейской и китайской манеры фехтования. Причина этого кроется в особенностях японского оружия и в принципах поведения в бою, порожденных дзэн-буддизмом и распространившихся на все боевые искусства Японии.

Их суть можно было бы сформулировать двумя требованиями - не суетиться и не делать лишних движений. Поэтому в Японии схватка выглядела примерно так: противники занимали исходную позицию с поднятым для удара мечом и ждали, когда у одного из них сдадут нервы и он откроется. Разумеется, допускались провоцирующие и отвлекающие выпады, которые применялись для того, чтобы выявить излюбленные приемы противника и манеру ведения поединка, обусловленную школой, к которой тот принадлежал. При случае они позволяли и поразить противника. Такая схема поединка была характерной для 1700 существовавших в Японии школ кэндзюцу, которые тем не менее отличались друг от друга стойками и приемами. Одни школы отдавали предпочтение вертикальному положению меча и рубящим ударам, в других использовалось в основном горизонтальное положение и тычковые удары.

Значительный вклад в кэндзюцу внес бродячий самурай Миямото Мусаси (1584-1645). За свою жизнь он победил в 60 поединках и умер своей смертью, что для профессионального воина было редкостью. А свою первую крупную победу Мусаси одержал в возрасте 13 лет, сразив в поединке одного из искуснейших фехтовальщиков того времени и тем самым положив начало своей собственной школе фехтования. В ней огромное внимание уделялось дзэнским медитативным техникам. В поединках мастер кэндзюцу - кэнси - должен был одновременно атаковать не только меч противника, но и его психику. Вывести противника из душевного равновесия и нарушить его уверенность в собственных силах можно было взглядом, жестом или боевым кличем. Чтобы противостоять психологическому натиску, необходимо было сохранять хладнокровие и спокойствие за счет полной отрешенности (мусин). Достижение этого состояния обеспечивало победу и в схватке с несколькими противниками, даже если они нападали с разных сторон.

После Реставрации Мэйдзи (1868) самураи лишились права на ношение меча. Однако кэндзюцу сохранилось под названием кэндо. Этот термин впервые был введен в употребление в начале ХVIII в. мастерами школы Абэ-татэ-рю, обозначившими таким образом понимание (которое, несомненно, было и у такого выдающегося воина и философа, как Миямото Мусаси) искусства фехтования как пути (до) морального и физического совершенствования.

С конца ХIХ в. кэндо, утратившее чисто прикладное значение, трансформировалось в военно-спортивную систему самосовершенствования, в которой огромную роль играет ритуал. В 1928 г. была создана Всеяпонская федерация кэндо. Сейчас занимающиеся кэндо изучают технику, включающую стойки (камаэ), синхронизацию движений рук и ног (субури), приемы атаки (какари) и защиты (укэ) и другие элементы, которые обычно отрабатываются с использованием деревянного меча боккэн. Как и в других видах воинских искусств Японии, в кэндо большое внимание уделяется изучению формальных упражнений ката. Все движения в кэндо регламентированы до мельчайших деталей. Умение владеть настоящим мечом проверяется, разумеется, не в поединках, а в тестах тамэси-гири, в которых спортсмены рубят обычно толстый сноп соломы.
avatar
В старые добрые времена мастера кэндзюцу для проверки или демонстрации своего умения перерубали мечом подброшенный волос или летящую стрекозу. Особенно высоко ценилось умение нанести несколько ударов на одном или разных уровнях - разрубить, например, стоящую палку на четыре части. Но, разумеется, и в старину, и сейчас главной целью занятий кэндо было не столько обретение технических навыков, в том числе эффективного удара, сколько закалка духа, психики, обретение способности спокойно встречать жизненные трудности и молниеносно и точно реагировать в случае любой опасности.

Природа Кендо носит духовный характер. Кендо, "путь меча", в своей основе выражает волю преодолеть жизненные невзгоды, но значительно глубже этой задачи коренится жажда человека совершенствовать собственный характер и жить достойной жизнью.

Труднее всего к обычному современному человеку приходит понимание того, что основная цель Кендо заключается не в овладении техникой. Меч - это всего лишь средство совершенствования собственного духа, поддержания собственных нравственных основ, углубления собственной личности и выработки нравственного чувства. В идеях хэйхо (боевого искусства) школы Итто-рю, как их понимал основатель школы Ито Иттосая (1560-1653), проповедуется, что лишенный цельного нравственного характера человек не сможет достигнуть высот в фехтовании на мечах. Все обучение должно быть направлено скорее на совершенствование духа, чем на овладение техникой; и в этом процессе непременным залогом успеха является открытость, искренность человека. Мечник, не придерживающийся праведного поведения, преуспеет лишь в разрушении самого себя.

Кен-но синдзуй, иначе истинная задача Кендо, состоит в разрешении жизненных проблем не обнажая меча.
avatar
я бы еще добавил более примитивное стороение японского меча (односторонняя заточка, отсутствие баланса/навершия, цуба вместо гарды). это по сути большой двуручный нож, если утрировать. Соответственно и техника лишена массы возможностей, чисто с точки зрения физики. Причина этого, как и вообще культурное своеобразие Японии, в экономике - железо все привозное, потому очень дорого, на всякие излишества тратить жалко.
Поэтому пока самурай не достиг высокого уровня мастерства (подавление противника, нереально молниеносные удары и выверенные движения) - его техника беднее, а значит проиграть больше шансов.
avatar
Школа Тэнсин Седен Катори Синто Рю - храмовая школа.
Монастыри в Японии долгое время были значительной военной силой. И различные Рю существовали не при наставниках, каких-то конкретных людях, а либо при кланах, либо при монастырях. Что в то время часто было одно и то же. Объем полного знания традиционного Рю огромен, и вряд ли под силу для изучения одному человеку. Поэтому как правило изучался определенный набор предметов. Насколько я знаю, в Катори к занятиям вначале допускали всех. Но заслужить разрешение на изучение более высоких уровней было совсем не просто. Поэтому Сергей, называя начальный уровень, армейской подготовкой вообще не лукавит. Но даже на начальном уровне это вполне соответствует очень хорошему уровню обычного профессионального военного (так называемого самурая). Которые были конечно же очень разного уровня подготовки. Особенно в поздний период. Конечно же ничем принципиальным, с технической точки зрения, от фехтовальных приемов существовавших в других частях света это не отличается. Приводимый ранее видеоролик с самураем в доспехах это основная версия расшифровки небольшой части 1-ой ката открытого раздела.
Вот первые четыре ката.
http://vkontakte.ru/video4682282_76272257
Если подробно рашифровывать эти первые четыре ката, получится кино на пару часов минимум. А без расшифровки зрителю со стороны ничего непонятно. И даже в открытом разделе существует несколько уровней понимания. Но при этом каждый уровень вполне применим на практике. Вопрос в уровне противника. Ну как всегда.
Упор на духовное развитие, как и сам термин ДО. Стал актуален уже в очень поздний период. А массовый характер "окультуривание" различных дзюцу и превращение их в ДО, приняло уже в 20-м веке.
В настоящее время термин ДО используют, как правило по отношению к спортивным дисциплинам. К первоисточнику (дзюцу) эти дисциплины не имеют уже никакого отношения. И кендо очень яркий пример этого процесса.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.