ОПРОС-2. Можно ли научиться фехтованию без учителя?

Единоборства
Единоборства: ОПРОС 2  Можно ли научиться фехтованию без учителя"Подлец бессовестный, выучился драться по книжкам!" - восклицает шекспировский Меркуцио, пропустив укол от известного бретера Тибальта.
Однако, прав ли "родич князя"? То есть - можно ли научиться фехтованию самостоятельно (по книгам, картинкам, пособиям , самое главное - без учителя) или невозможно?
Такая тема опроса оказалось актуальной в наши дни, когда учителей фехтования (прежде всего не спортивного) катастрофически не хватает а то и вовсе нет. Ищущие бросаются в библиотеки и открывают первоисточники, изготавливают оружие, собирают единомышленников, вместе листают Тальгоффера и... научились (научаются) ли они фехтованию?
Эта тема актуальна не только для меня лично. Последнее время в нашу школу все чаще поступают подобные вопросы: "Можно ли научиться по книгам?", "Можно ли научиться без учителя?", "Можно ли отработать все перед зеркалом?"...
Мой собственный ответ - нет. Искусство фехтования передается только из рук в руки, от мастера к прилежному ученику.
Более того, легендарные варианты с переходом из зала в зал от "мастера" к "мастеру" я тоже, однозначно отношу к варианту БЕЗ учителя!
Но, если у кого-нибудь другое мнение - жду!
И желательно, с аргументацией.
P. S. Аргумены, типа "Я-то научился" - не принимаются!
382 комментария
avatar
Как уже написали выше, научиться фехтованию без мастера нельзя. Можно научиться только приемам фехтования.
С другой стороны, таки же 21 век на дворе, век Информации, поэтому, при наличии многолетнего опыта, развиваться дальше самостоятельно стало куда легче и эффективнее, чем несколько сотен лет назад. Можно возразить, что исчезла боевая составляющая (никто никого не убивает), но и кол-во тренировочного и показательного материала на любую тему сейчас возросло в сотни раз... В связи с этим даже вариант нескольких мастеров приобретает бОльшую актуальность, чем раньше... Но, конечно, это все искусственные заменители главного - своего Мастера.
avatar
"Можно-ли научится хорошо водить машину, не зная правил дорожного движения??? Я думаю что это риторический вопрос"

Ответ: можно. Если водить не в городе ;)
avatar
Учиться фехтованию без учителя - это все равно, что учить чужой язык исключительно по книге, не слыша его звучания из чужих уст и не зная, правильно ли ты произносишь то или иное слово. По-моему, человек, который учился по книгам или видеоматериалам в схватке будет слишком много времени уделять "правильности" исполнения каждого движения, да и в общем осмысленная череда приемов будет заслонять его возможности. Только учитель может показать, например, легкий поворот запястья , который невозможно описать в учебнике, но который превращает бесполезный выпад в смертоносный.
avatar
"Книга о величии меча, где изложено множество секретов из трудов, сочиненных командором Х. де Каррансой, и с помощью которой всякий человек сможет учиться и учить, не прибегая к наставлениям мастера..." (с) дон Луис Пачеко де Нарваэс

Я как-то не сильно разбираюсь в дестрезе, да и книгу эту не видел в оригинале, но кто в теме - прокомментируйте, пожалуйста... ;)
avatar
научиться можно ...вопрос м-м-м насколько ты в результате окажешся серьезным противником для того кто прошел школу у мастера )))
по моему ответ очевиден
avatar
Я думаю, что все зависит от конечной цели твоего обучения. Мы обсуждаем слишком размытые вещи. Что значит "научиться"? Несколько приемов освоить по книгам - да как плюнуть! Освоить стиль, технику, если хотите психологию (хотя я и считаю это неуместным) без вербального контакта учитель-ученик, наверняка, нельзя. Напомню Дюма: Д'артаньян приехал в Париж с бутылкой бальзама и ОДНИМ ПРИМОМ! Пример из личной практики: один мой знакомец превосходно владеет тремя приемами выбивания рапиры. Так он он будет убегать, уворачиваться, отмахиваться от тебя как корова от слепней...но как только он почувствует нужный момент...р-р-а-аз!И ты бежишь за своим клинком. Я не берусь что-то утверждать, но настаиваю на бессмысленности диспута... Спосибо, что выслушали.
avatar
Да, кстати, и еще...
Есть старая-старая шутка:"С тренером по борьбе может спорить только тренер по стрельбе". Хрен с ним, с фехтованием! Из арбалета можно научиться стрелять и без учителя! Ай да арбалеты строгать!
:)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
avatar
Ну вот, ссылки на "авторитетов" (Дюма) в ход пошли!:-)
А я бы вот хотел посмотреть, как этот "знакомец" "отмахивается... как корова от слепней" от мало-мальски образованного фехтовальщика. А не от такого же знакомца, освоившего несколько приемов по книгам "как плюнуть".
P. S. Диспут, может, и бессмысленный, да вот только колличество мнений к сотне подходит... Не так уж и мало, на мой взгляд!
avatar
Полагаю, отрывок из статьи будет в тему:

Отношение к знаниям и Учителю.

Можно идти по пути самому, по крупицам добывая знания, внимательно прислушиваясь к своим ощущениям. Но насколько трудно освоить заново с нуля тысячелетиями наработанные методики без надежных источников информации. Какое образование получит ребенок без школы, без учителей, имея на руках одни учебники? А почему-то считается, что так же как практически любой обыватель чувствует себя специалистом в воспитании детей (не имея при этом специального образования), так и в постижении Дао – море специалистов, не нуждающихся ни в чьих рекомендациях, но почему-то при этом реально идущих – единицы.
Учитель – это не чтец проповедей. Это, прежде всего, звено в информационной цепи поколений. Это информация в чистом виде. Ценность ее в качестве. Если цепь передачи информации не прерывалась в течении многих поколений – значит, информация отобрана, проверена, отброшена вся шелуха, остается только квинтэссенция. Кроме того, даже идеально выверенную информацию человек способен обратить себе во вред. Не случайно во многих учебниках практического Дао на первых страницах мы встречаем предупреждение о том, что за нанесение себе вреда неправильной практикой автор книги ответственности не несет. Роль Учителя особенно на начальных этапах – контроль за тем, как воспринята информация. Но это не означает, что он берет на себя всю ответственность, потому что даже в этом случае ученик способен при неправильном мировоззрении не послушать каких-то рекомендаций и опять же причинить себе вред.
То есть успех обучения во многом зависит от качественного уровня источника информации. Если, например, в учебнике есть дополнительные рекомендации, какого эффекта следует избегать, трудные места обойти проще. Любая книга, как бы она ни была хороша, не в состоянии предусмотреть все варианты ошибок, у каждого человека есть свои индивидуальные особенности, в зависимости от которых его ошибки могут быть специфичными. И здесь гораздо большую помощь может оказать человек, идущий по пути в интересующем нас направлении, но прошедший неизмеримо больше. На востоке принято слово Учитель.
Учитель – это человек, помогающий идти по дороге жизни.
Для того, чтобы процесс обучения приносил реальную пользу обеим сторонам, следует более внимательно разобраться в принципах взаимоотношений Учителя и ученика.
Какова роль Учителя, с точки зрения наиболее оптимального развития для ученика. В чем заключается помощь Учителя ученику. Учитель не горит, Учитель не греет, Учитель не сжигает себя для того, чтобы помочь другому. В состоянии обучения присутствуют только две фазы.
На первой Учитель зажигает огонь. И это обязанность и долг ученика не похоронить втуне доброе начинание Учителя, а поддерживать этот огонь на протяжении всей своей жизни, пилить, колоть дрова, подбрасывать их в огонь и охранять его от воды и ветра, или поддерживать в состоянии, в котором вода и ветер ему не страшны. Ученик должен прилагать усилия к тому, чтобы развиваться.
На второй стадии Учитель даже и не зажигает огонь, а пытается научить ученика зажигать огонь самостоятельно. В этом и состоит миссия Учителя.
И если Учитель начинает поддерживать огонь вместо ученика, ученик попадает в зависимость от него и не может уже идти вперед без посторонней помощи. Он становится чем-то наподобие беспомощного калеки.
Теоретически, конечно, осилить путь может и человек, который едет в рюкзаке другого человека, но каждый раз когда тот, в чьем рюкзаке находится попутчик, пересаживается с одного транспортного средства на другое, наездник становится все более и более зависимым и беспомощным. Учитель не может тащить вечно и не отрываясь, у него есть свои задачи, своя цель, и он должен развиваться сам. В конце концов, ученик может оказаться у руля транспортного средства, которым он не умеет управлять и практически с неизбежностью попадет в аварию. Тем самым закончится его путь.
Об этом должен помнить каждый человек, который ...
avatar
Об этом должен помнить каждый человек, который набирает себе учеников. Он должен не только сам этим руководствоваться, но и напоминать своим ученикам. Нельзя развиваться за кого-то.
Вторая сторона вопроса: зачем нужны ученики, ведь на каждого необходимо тратить время. Дело в том, что Учитель не стоит на месте, он непрерывно развивается сам, и в процессе развития получает новые возможности, методики, подходы. В них порой трудно разобраться. Задачу можно облегчить с помощью учеников, отрабатывая на них действенность тех или иных методик. При этом, если ученики подходят творчески, Учитель, обобщая результаты, начинает двигаться вперед в несколько раз быстрее, чем они. Это напоминает принцип движения в паре с шестом.
Чем больше его толкают вперед ученики, тем больше он в них заинтересован. Аналогично и у учеников по отношению к Учителю и друг к другу. Все заинтересованы в том, чтобы творчески освоить информацию, полученную от Учителя и помочь друг другу. Это залог общего и индивидуального успеха.
avatar
>>P. S. Диспут, может, и бессмысленный, да вот только колличество мнений к сотне подходит... Не так уж и мало, на мой взгляд!

Сколько людей - столько и мнений ^_~

Если по теме...
Все зависит от того что ты хочешь получить от фектования.

Если для спорта, соревнований... то без учителя физически нельзя. Кто еще сможет обьяснить что правильно а что нет? И учебники тут мало помогут. Покажите футбольную комманду без тренера...

Если не для спорта, драк и тп.... это можно самому до какого то уровня научиться самому, но ведь с проявлением огнестрельного оружия необходимость в этом "виде" фехтования почти отпала. Что бы гонять тот же мяч на поле перед домом, кроме желания по сути ничего не надо.

PS: но все это мое личное мнения, и допускаю что могу ошибаться.
avatar
Вот именно, что: До какого-то. Этот уровень будет крайне не высок. Конечно многое зависит от целей, которые ставяться перед учеником, вооруженным лишь шпагой и учебником фехтования. Если желаешь стать не фехтовальщиком-Спортсменом, а Фехтовальщиком-Войном, то тут без тесной связи Учитель-Ученик не обойтись.
avatar
вопрос сложно назвать корректным, он такой - с хитринкой. Имеется в виду развитая культура, на специфические детали которой у кого то - монопольные знания. можно этой культуре научиться без представителя этой культуры? Если вся информация фактически является сосредоточенной в виде деятельности, которая не встречается за пределами круга представителей этой культуры?

Поэтому шанс ответить на вопрос возникает только в споре - когда данная культура причисляет себя к деятельности, которая пересечется с интересами других культур. Например в конфликтном столкновении. А дальше уже можно решать - эффективность в столкновении у представителя иной культуры можно будет назвать фехтованием? Какая разница после этого был ли он воспитан учителем или нет, если он победил "фехтовальщика"? Смысл обучения заключается в возможности человека учиться и создавать свой опыт. если мы отказываем ему в этом даре - то роль учителя уже теряет свое значение.

Вобщем вопрос однозначно провокационный. И помоему задан с целью искусственно придать важность функции наставника. Хочеться вспомнить образец восточной мудрости. встретил будду - дальше вы знаете.
avatar
Мои аплодисменты Алексею, Молодец!
avatar
я просто присоединился к вашим более взвешенным аргументам. сам считаю что человек может быть достоин Книги, а Книга - Человека.
avatar
Что мне импонирует в людях так это: прямолинейность, открытость, честность, целеустремленность, а особенно умение излагать собственные мысли (взгляды) и выражаться языком доступным для все (или вернее для тех кто понимает).
Особенно ЭТО касается Учителя и Ученика.
avatar
Без связки "Учитель-Ученик" ничего не получиться.
avatar
Да, только роль ее не надо переоценивать.
avatar
Я сам не встречал тех кто бы чего то достиг исключительно по учебнику, но...
Я давно не видел нормального учебника, который давал бы именно такую возможность, то есть писался не как подспорье к объяснениям мастера или обзорную лекцию, а как учебник для самостоятельного образования. (Оговорюсь сразу, то что таких трудов не видел я, не значить что их нет :)) ). Если кто мне укажет на такую книгу буду рад.

Но собственно сказать я хотел не об этом.
Главная мысль меня посетившая навеяна все тем же "Скарамушем" Господа мы все время забываем о таком факторе как склонность ума.
К примеру я как человек творческий просто физически не способен сосредоточиться на разборе и понимании схем с листа бумаги. Я могу их да же понять, но вот осознать, увы... При том что вполне сносно понимаю то что мне показывает другой человек, более того могу да же находить новые возможности показанного.
Но при этом знаю как минимум одного человека, чей склад ума носит ярко выраженный аналитический характер, что в свою очередь сказывается и на его способностях в самообразовании (это относиться к любым дисцеплинам). Такой человек вполне способен погрузившись в литературу, анализируя ее строить и воспринимать модели, которые после примеряет на себе. Все что ему для этого нужно это некий набор базовых знаний о том как движется и работает его тело, а так же о том как ведет себя оружие.
Вот для такого человека самообразование вполне возможно, только путь этот будет куда как длиннее и ошибок на нем будет куда как больше, но тем не менее это возможно.
avatar
Прочитать учебник, и понять заложенные в него идеи способен только тот, кто выстроил понимание арсенала фехтовальных действий и приемов на основе собственной практики. Такой человек смело опирается на свою оценку и суждения, а практический опыт не дает возможности отбрасывать заведомо благоприятные знания. Существует мнение,что опыт средневекового фехтования с инерционным оружием практически невозможно было передать от учителя к ученику. И вовсе не потому, что не было учебников, классификаций или методики преподавания. Думаю что проблема просто была в слишком огромном объеме материала, на изучение которого нужно было тратить десятки лет. Примером, иллюстрирующим эту ситуацию может стать попытка изучения спортивной акробатики в объеме мастера спорта в уже зрелом возрасте. Если учесть, что приходящий в секцию ребенок с 6 лет тренируется и получает МС на соревнованиях к 18-20 годам, то у взрослого этот период освоения материала станет больше в полтора - два раза. В результате мы получаем, что наиболее благоприятным является освоение дисциплин с меньшим объемом содержания, наличием готового учителя и созданием специальной "школьной" среды. Конечно, когда естественная среда приобретения практического опыта исчезает, а ее подменяет искусственная учебная среда, авторитет учителя становиться важнее личного опыта выживания в боевых схватках.
avatar
Вот вот, одни ходят тренироваться 2-3 раза в неделю, другие - ПРАКТИКОВАТЬ.
Одни пришли на 1,5 часа, что бы "занять" себя физухой (отключить голову от Социума), другие - размышляют над техниками с утра до вечера, а в зале уже показывают свое продвижение в ней (учебе) ... и если есть тот кто был на этом ПУТИ раньше (сэнсэй - учитель) - это только огромный ПЛЮС.
avatar
Пыталась с месяц тренироваться самостоятельно, но это стало черевато, ибо критику я воспринимала нормально, но ее не хватало в самообразовании, да и не безопасно это оказалось...
avatar
Без связи Учитель-Ученик, по книгам можно изучить лишь азы фехтования, для продвижения дальше Учитель необходим.
avatar
Выдержка из статьи о ДАО.
«...Можно идти по пути самому, по крупицам добывая знания, внимательно прислушиваясь к своим ощущениям. Но насколько трудно освоить заново с нуля тысячелетиями наработанные методики без надежных источников информации. Какое образование получит ребенок без школы, без учителей, имея на руках одни учебники? А почему-то считается, что так же как практически любой обыватель чувствует себя специалистом в воспитании детей (не имея при этом специального образования), так и в постижении Дао – море специалистов, не нуждающихся ни в чьих рекомендациях, но почему-то при этом реально идущих – единицы.
Учитель – это не чтец проповедей. Это, прежде всего, звено в информационной цепи поколений ...»
avatar
Еще раз хочется вернуться к своим словам, в ответ на предпоследнее высказывание. Если кроме учителя ту среду, в которой востребовано знание никто не представляет, то как же одинок наверное такой учитель!!!! Если нет среды существования фехтования, нет объективной реальности которая доносит до человека знания хотя бы через призму книги - для чего тогда нужен учитель? Все люди различны, есть те кто смогут оттолкнуться от книги в начале пути, а есте те кто способен придти к книге спустя годы и тогда, на основе своего личного опыта понять сказанное в ней. Не стоит превозносить учителя как ключевую фигуру в информационном процессе, только разве что как конкретного человека.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.