Статья - Рыцарь против Самурая
Средневековый Европейский Рыцарь
против
Феодального Японского Самурая
John. Clements
Перевод с английского взят отсюда: http://www.fido.sakhalin.ru/wayofsword/library/kvss.htm.
Оригинал статьи:
http://www.thehaca.com/essays/knightvs.htm
Время от времени бывает интересно поразмышлять о результате столкновения двух из наиболее грозных и высококвалифицированных воинов в истории: средневекового европейского рыцаря и феодального японского самурая. Интригует сама мысль: “кто бы победил” в фактической схватке между этими военными экспертами таких несходных методов. Кто явился бы победителем, или кто исторически был лучшим бойцом – в действительности спорный вопрос. При сравнении рыцаря и самурая, каждый воин использовал доспехи, оружие, и методы, ориентированные на специфических противников их дней и эпохи, поэтому, никто из них не может рассматриваться как универсально наиболее эффективным при всех условиях и против всех методов противника. Это подобно выяснению, кто лучше – солдат, партизан или лыжный отряд. Все зависит от ситуации и окружающей среды. Но все же было бы интересно порассуждать над этим вопросом. Имея некоторый небольшой опыт в методах и вооружении каждого из них, так же, как и возможностей перекрестного тренинга, я предлагаю свои скромные мысли.
Прежде всего, если мы предполагаем столкновение между двумя “типичными воинами”, мы должны уточнить, что будет рассматриваться типичным? Самураи 13 века и рыцари 12 века были приблизительно равны в снаряжении. Но те же самые сравниваемые воины, например, в течение 15 века были весьма не равнозначны. Каждый из двух исторических воинов боролся с эквивалентными технологиями, в довольно схожем климате и территориях, и по сходным причинам. Но сложно думать в терминах “общего” средневекового рыцаря или “стандартного” самурайского воина. Со всем уважением к европейскому рыцарю, нелегко выбрать – воин какой национальности, какого типа и из какой части всего средневековья должен быть взят. А вот с самураем мы имеем дело с единственной, однородной культурой, в которой исторические боевые традиции остались практически неизменными. Таким образом, и спустя столетия мы имеем намного лучшие представления относительно средней самурайской подготовки и способностей. Также у нас есть очень много активных современных сторонников, которые могут служить примером.
против
Феодального Японского Самурая
John. Clements
Перевод с английского взят отсюда: http://www.fido.sakhalin.ru/wayofsword/library/kvss.htm.
Оригинал статьи:
http://www.thehaca.com/essays/knightvs.htm
Время от времени бывает интересно поразмышлять о результате столкновения двух из наиболее грозных и высококвалифицированных воинов в истории: средневекового европейского рыцаря и феодального японского самурая. Интригует сама мысль: “кто бы победил” в фактической схватке между этими военными экспертами таких несходных методов. Кто явился бы победителем, или кто исторически был лучшим бойцом – в действительности спорный вопрос. При сравнении рыцаря и самурая, каждый воин использовал доспехи, оружие, и методы, ориентированные на специфических противников их дней и эпохи, поэтому, никто из них не может рассматриваться как универсально наиболее эффективным при всех условиях и против всех методов противника. Это подобно выяснению, кто лучше – солдат, партизан или лыжный отряд. Все зависит от ситуации и окружающей среды. Но все же было бы интересно порассуждать над этим вопросом. Имея некоторый небольшой опыт в методах и вооружении каждого из них, так же, как и возможностей перекрестного тренинга, я предлагаю свои скромные мысли.
Прежде всего, если мы предполагаем столкновение между двумя “типичными воинами”, мы должны уточнить, что будет рассматриваться типичным? Самураи 13 века и рыцари 12 века были приблизительно равны в снаряжении. Но те же самые сравниваемые воины, например, в течение 15 века были весьма не равнозначны. Каждый из двух исторических воинов боролся с эквивалентными технологиями, в довольно схожем климате и территориях, и по сходным причинам. Но сложно думать в терминах “общего” средневекового рыцаря или “стандартного” самурайского воина. Со всем уважением к европейскому рыцарю, нелегко выбрать – воин какой национальности, какого типа и из какой части всего средневековья должен быть взят. А вот с самураем мы имеем дело с единственной, однородной культурой, в которой исторические боевые традиции остались практически неизменными. Таким образом, и спустя столетия мы имеем намного лучшие представления относительно средней самурайской подготовки и способностей. Также у нас есть очень много активных современных сторонников, которые могут служить примером.
А доспех типа "наруч" - штука еще более древняя, чем шлем. И есть во всех культурах, даже у эскимосов и полинезийских папуасов.
Так вот: что скажете насчет "емкости" кендошного удара и применимости его в реальном бою?
Кай, все то же, что я написал Серпенту, и что касается верхних костей черепа - они даже палкой пробиваются довольно непринужденно. Повторюсь, если по защищенной шлемом голове довольно гуманным синаем все равно бывает очень больно получать, то о чем тут еще говорить? Опять таки, те кто это придумывал знали что делали.
0. Практика кендо является непрерывным продолжением самурайского искусства убивать.
С одной стороны собственно мастера японского подхода от кендзюцу скептические относятся к этому тезису. Спасибо Сергею Лысенко за разъяснения и Сергею Потапкову за позиционирование. С другой стороны, на мой взгляд, прикладное единоборство строиться на том, что противник будет поступать произвольным образом и чаще всего _вопреки_ каким-либо правилам. Однако современные спортивные единоборства имеют сильнейший мотиватор и одновременно критерий эффективности – систему соревнований. Рассматривая же совокупность соревновательных фехтовальных практик, наиболее важным для меня является переносимость инструментария на чужое поле. В пределе на произвольное, в частности, боевое. Впрочем, не думаю, что мнение простого уральского парня может служить весомым аргументом. Тут лучше всего, чтобы высказался японец. Причем с большой практикой фехтования. А в идеале, имеющий на своем счету изрядное число побед. Побед в изначальном смысле, т.е. убийство противника в схватке. И, кажется, я знаю одного. Он убил порядка 60 опытных бойцов и умер своей смертью. Во избежание кривотолков привожу его комментарии без купюр.
«Прежде всего, люди мыслят узко относительно возможностей
Стратегии. Используя лишь кончики пальцев, они знают лишь
возможности трех--пяти дюймов запястья, Они ставят исход
поединка в зависимость от действий своих предплечий, как при
складывании веера. Они специализируются в банальной ловкости,
изучая такие мелочи, как движения рук и ног с учебным
бамбуковым мечом.
В этой Стратегии обучение воина происходит в схватках, в
сражениях за собственную жизнь, в поисках смысла жизни и
смерти, в дальнейшем изучении Пути длинного меча, в правильном
суждении о силе атак и в понимании Пути "острой и тупой сторон"
меча.
Малые техники не приносят особенной выгоды, в частности,
когда надет полный доспех.»
«Состояние духа
В бою состояние твоего духа не должно отличаться от
повседневного. И в схватке и в обыденной жизни ты должен быть
целеустремлен, но спокоен. Встречай ситуацию без напряжения,
однако не беспечно, с духом уравновешенным, но не
предубежденным. Даже когда дух твой спокоен, не позволяй телу
расслабляться, а когда тело расслаблено, не позволяй духу
распускаться. Не допускай, чтобы тело влияло на дух, и не давай
духу влиять на тело. Не будь ни недостаточно вдохновленным, ни
вдохновленным сверх меры. Поднявшийся дух слаб, и опустившийся
дух слаб. Не позволяй противнику проникнуть в твое состояние.»
«Три крика
Три крика различаются так: до, во время и после. Кричи в
соответствии с ситуацией. Голос -- живая вещь. Мы кричим на
пожарах и так далее, против ветра и волн. Голос демонстрирует
энергию.
В Стратегии большого масштаба в начале боя мы кричим
громко, как только можем. Во время схватки голос низок, мы
кричим, атакуя. После схватки мы кричим в знак победы. Вот три
крика.
В поединке мы притворяемся, что сейчас нанесем удар, и
кричим "Эй!", чем выводим врага из равновесия, затем в момент
крика мы атакуем. Мы кричим после того, как зарубили врага, --
это чтобы объявить о победе. Это называется "сен но го кое"
("голос до и после"). Мы не кричим непрерывно, размахивая
мечом. Мы кричим во время схватки, чтобы войти в ритм. Исследуй
это глубоко.»
«Ты наверняка можешь победить в духе "одной атаки».
Трудно обрести это, если ты не изучил стратегию
как следует. Если ты будешь хорошо упражняться на истинном
Пути, стратегия выйдет из твоего сердца и ты сможешь побеждать
своей волей. Усердно тренируйся.»
«Тело вместо длинного меча
А также "меч вместо тела". Обычно мы приводим в движение
тело и меч одновременно, чтобы поразить противника. Однако, в
зависимости от метода нападения врага, ты можешь сперва
броситься на него голым телом, а потом пустить в дело клинок.
Если его корпус неподвижен, можешь сначала ударить мечом, но
лучше бей телом. Ты должен хорошо изучить практику этой атаки.»
« Прием "клея и лаковой эмульсии" состоит в том, чтобы
срастись с противником и не отделяться от него. Сблизившись с
врагом, прочно "прилипни" к нему головой, телом и ногами. Люди
склонны быстро продвигать вперед конечности, тело же остается
позади. Ты должен прилипнуть к врагу намертво, так, чтобы не
оставалось ни малейшего зазора между твоим и его телом. Обдумай
это положение.»
«Когда противник атакует, атакуй и ты, бей с ощущением
липкости и фиксируй свой меч на лезвии клинка врага, гася его
атаку. Дух липкости -- не в том, чтобы нанести мощный удар, а в
том, чтобы мечи ваши трудно разъединялись. Тут лучше всего
действовать возможно более спокойно. Различие между "липкостью"
и "сцеплением" в том, что прилипание прочно, а сцепление слабо.
Ты должен понять это.»
« Если держишь меч двумя руками, сложно свободно направлять
его направо и налево, так что мой метод -- держать по мечу в
каждой руке. Это правило не относится к громоздкому оружию,
такому как алебарда или копье, но меч и меч- компаньон можно
держать одной рукой. Тяжело держать меч двумя руками, сидя в
седле, или когда бежишь по неровной дороге, болотистой
местности, грязному рисовому полю, каменистой почве, или когда
действуешь в толпе. Длинный меч в обеих руках -- не истинный
Путь, ибо такая позиция мешает тебе пустить в дело лук, копье
или иное оружие. Однако, когда трудно разрубить противника
одной рукой, ты должен использовать обе. Можно в бою направлять
клинок одной рукой. Путь научиться этому -- тренироваться с
двумя длинными мечами.»
«Некоторые школы предпочитают сверхдлинные мечи. С точки
зрения моей Стратегии -- это слабые школы. Они не принимают
принципа "рубить врага любыми средствами". Они предпочитают
особо длинный меч. Полагаясь на его длину, они думают нанести
поражение противнику с расстояния.
В мире говорят: "Один дюйм дает преимущество в руку".
Это -- глупые слова человека, который не понимает Стратегию.
Они отражают примитивную Стратегию слабого духа. Человек не
должен зависеть от длины своего меча.
Думаю, такие школы имеют право на существование, но в
реальной жизни их установка неразумна. Мы не должны
проигрывать, если деремся коротким мечом, не имея длинного.»
«Если ты попытаешься вести большой меч быстро, ты
уклонишься с Пути. Чтобы меч шел хорошо, ты должен вести его
спокойно. Если ты попробуешь двигать им, словно складным веером
или мечом-компаньоном, ты совершишь ошибку. Ты не сможешь
атаковать человека длинным мечом, применяя прием "шинковки
коротким клинком".»
«Скорость не является частью истинного Пути Стратегии.
Скорость предполагает, что вещи становятся быстрыми или
медленными, в зависимости от того, попадают они в ритм или нет.
Мастер любого Пути Стратегии не выглядит быстрым.
Некоторые люди могут проходить в день огромные
расстояния, но это не означает, что они бегут с утра до вечера.
Неопытные бегуны могут казаться бегущими целый день, но
достижения их жалки.»
Кан, вы много кендо занимались?! Какое там "не повредить снаряжение", синаи сплошь и рядом ломаются. Почему удары именно в эти места я уже объяснил несколько раз, повторяться не буду.
Вадим,
0. Я уже ответил - только в некотором смысле является. Отмечу, что если мы будем говорить о переносимости инструментария, то как раз кендо скорее всего окажется в выигрыше - из-за наверное наиболее жестких правил.
1. Не очень понял к чему цитата, к поражаемой зоне она уж точно не относится. "Малые техники не приносят особой выгоды" - святая правда.
2. Без комментариев, все так.
3. Я бы сказал, что цитата опять не имеет прямого отношения к тезису, но да, именно к этому надо стремиться.
4. Снова цитата не относиться прямо к тезису. Речь идет не о "руках" (тэ), а о "теле" (тай), то есть о клинчевых ситуациях в целом. Как я уже упоминал, им в кендо уделяется много внимания.
5. Все так.
6. Все так. На всякий случай уточню, что синай символизирует не одати, о которых видимо пишет Мусаси как о "сверхдлинных", а обычный тати.
Про кендо ... это явно спортивная дисциплина .... видел передачу там мастер так и обьяснял что удар идет хлестом ... чтобы не наносить раны сопернику и меньше портить инвентарь ...
Нормальных ударов с проносом прорезом в плоть нет также как и резов ... а режущая характкристика между прочим является особенностью катана не используется в кендо ... далее перемещение используемое адептами кендо годится только для ровного пола ...арсенал приемов очень ограничен... также стоит отметить различее тренировочного веника под названием синай с настоящим мечем ... по всу балансу длине итд
Кстати про спицифику нанесения ударов вы если занимаетесь кендо должны знать почему нет цки в живот ... наиболее открытую зону ... отведте ?
Я восхищен.