Статья - Рыцарь против Самурая

Единоборства
Единоборства: Статья   Рыцарь против СамураяСредневековый Европейский Рыцарь
против
Феодального Японского Самурая

John. Clements
Перевод с английского взят отсюда: http://www.fido.sakhalin.ru/wayofsword/library/kvss.htm.
Оригинал статьи:
http://www.thehaca.com/essays/knightvs.htm

Время от времени бывает интересно поразмышлять о результате столкновения двух из наиболее грозных и высококвалифицированных воинов в истории: средневекового европейского рыцаря и феодального японского самурая. Интригует сама мысль: “кто бы победил” в фактической схватке между этими военными экспертами таких несходных методов. Кто явился бы победителем, или кто исторически был лучшим бойцом – в действительности спорный вопрос. При сравнении рыцаря и самурая, каждый воин использовал доспехи, оружие, и методы, ориентированные на специфических противников их дней и эпохи, поэтому, никто из них не может рассматриваться как универсально наиболее эффективным при всех условиях и против всех методов противника. Это подобно выяснению, кто лучше – солдат, партизан или лыжный отряд. Все зависит от ситуации и окружающей среды. Но все же было бы интересно порассуждать над этим вопросом. Имея некоторый небольшой опыт в методах и вооружении каждого из них, так же, как и возможностей перекрестного тренинга, я предлагаю свои скромные мысли.
Прежде всего, если мы предполагаем столкновение между двумя “типичными воинами”, мы должны уточнить, что будет рассматриваться типичным? Самураи 13 века и рыцари 12 века были приблизительно равны в снаряжении. Но те же самые сравниваемые воины, например, в течение 15 века были весьма не равнозначны. Каждый из двух исторических воинов боролся с эквивалентными технологиями, в довольно схожем климате и территориях, и по сходным причинам. Но сложно думать в терминах “общего” средневекового рыцаря или “стандартного” самурайского воина. Со всем уважением к европейскому рыцарю, нелегко выбрать – воин какой национальности, какого типа и из какой части всего средневековья должен быть взят. А вот с самураем мы имеем дело с единственной, однородной культурой, в которой исторические боевые традиции остались практически неизменными. Таким образом, и спустя столетия мы имеем намного лучшие представления относительно средней самурайской подготовки и способностей. Также у нас есть очень много активных современных сторонников, которые могут служить примером.
999 комментариев
avatar
Серпент, во-первых я не подтвердил тезисы в том виде, в котором они были, я их уточнял. Во-вторых с какой целью цитирует Вадим знает только он, но поскольку Нитэн Ити-рю действительно одна из школ лежащих в основе кендо и "Книга пяти колец" действительно практически "настольная книга кендоиста", то все приведенные Вадимом цитаты для кендо вполне верны.

Кан, какая передача, какой мастер?! Пошутил человек, бывает.
1. "Режущая характеристика", как вы изволили выразиться в кендо учитывается.
2. Премещение годиться для чего угодно.
3. Арсенал приемов очень разнообразен. Поражаемых зон мало, техник много.
4. Зато бокуто вполне соответствует по весу и балансу, еще лучше соответствует только настоящий меч.
5. Живот - не наиболее открытая зона, а цки в корпус (куда бы то ни было) не приносит победы поскольку не поддается оценке. Атаку - нейтрализует. Неплохо было бы полистать тему прежде, чем задавать вопросы. :-)

Кай, у Вадима перевод дурацкий. :-)
avatar
Вообще, господа, вы имейте в виду - главная кендошая отмаза: "У нас спорт, так по правилам положено". Это не для вменяемых людей, это для всяческих кендоновичков и телевизионщиков.
avatar
Вот давайте не будем путать ... книга Го рин но се написана Миямото Мусаши который к кендо никакого отношения не имел и то что написано там тоже не имеет ... пусть даже если нитен ичи рю имеет отношение к созданию кендо ... кроме эсть такая вещ как кендо ката которая была именно создана для того чтобы кендоки не забывали откуда ноги растут и она значительно отличается от того что делают на тренировках ...

А в чем извините шутка то ? Человек правду говорит ... Я вот чтото слабо представляю что в кендо нужно , было бы доводить удар чтобы он условно рассекал до солнечного сплетения ... партнеров не наберетись)

1. Если говорите учитывается то говорить в чем ... особенно интересно это представить прямым синаем
2.Да неужели ... попробуйте с такойже стойкой и скоростью побегать по камням и грязи а не на ровном полу
3.Ага особенно интересно наблюдать поединок против атараши нагината где беспомошных кендок лупять по ногам нагинатой а они стоят и глазами хлопают )
4.Тем не менее вы не занимаетесь в свободном поединке с бокуто или синкен а только с синаем
5.А вот это уже интересно ... вродебы вы занимаетесь а нормального ответа незнаете ... я вам даже подскажу дело не в том что цки не поддается оценке или другая чуш ... раньше в кендо использовали цки в живот но со временем стали замечать что при нанесении цки по защитному нагруднику синай соскальзывает под маску что может привести к травме - вот изза этого и нету цки в живот ) вот вам пример как эффективный прием убрали изза опасности ... а вы еще про сертоносность кендо говорите

К слову эта тема полный баян ... ее уже много раз обсуждали на разных форумах и пришли к одному выводу - кендо спортивная дисциплина с элементами духовного развития и не больше не меньше ... полезные навыки конечно есть но не думайте что возьмете меч и сможете им нормально пользоватся ...
avatar
Действительно, давайте не будем путать: не "Книга пяти колец" имеет отношение к кендо, а наоборот кендо имеет самое неепосредственное отношение к "Книге пяти колец".
Теперь вы _кендоисту_ рассказываете про кендо ката, браво! Кендо ката в принципе не могут отличаться от того, что делают на тренировках, поскольку их же тоже делают на тренировках, нес па?А если вы о спортивной технике, то техника в ката ровно та же, что и в спаррингах.

Зачем "рассекать до солнечного сплетения" - тоже не очень понятно. Я вас уверяю, человека с прорубленной головой дальше можно уже не резать.

1. Вот именно из-за прямого синая никто от этого "учитывания" не страдает физически. Резать, к вашему сведению только прямым клинком обязательно к себе, изогнутым можно и от себя, если не требуется очень глубокий рез. Именно это в кендо и происходит.
2. Да я как бы и пробовал, иначе и писать бы не стал. Чтобы не быть голословным - http://vkontakte.ru/photo290757_135004965
К слову, а приведите пример более универсальных фехтовальных перемещений, он же у вас явно есть! :-)
3. Вообще-то такой тенденции нет, от бойцов зависит.
4. "-Вы не можете жениться при живой жене!
- Вы предлагаете мне ее убить?" (с) "Тот самый Мюнгхаузен"
В свободном поединке даже с бокуто, не говоря уже о синкене тренироваться нельзя, соответственно с ними - техника и ката.
5. Ваши знания поражают! Я действительно занимаюсь кендо и могу вас заверить что:
Во-первых, при нанесении цки в живот синай _не_может_ соскользнуть под маску, разве что вбок или на тарэ (кстати тоже, скажем так, небезопасно). При нанесении цки _в_грудь_ синай может соскочить на незащищенную часть груди, тоже очень неприятно. Но только при нанесении цки в горло он иногда попадает по голой шее, только вскользь. Само горло защищено надежно.
Во-вторых цки в корпус, повторяю в очередной раз НЕ-ЗА-ПРЕ-ЩН! Он только не приносит победы, но все равно имеет и чисто спортивный смысл, поскольку нейтрализует атаку противника. Слушайте, ну читайте вы внимательнее!
В-третьих про "сертоносность кендо" я уж точно ничего не говорил.
avatar
Высказывания авторитетного специалиста в области боевых искуств Дона Дрегера касаемо кендо

Современное кэндо является додзе будо, т.е. кэндо практикуется в идеальных условиях, которые обеспечивает тренировочный зал, иначе додзе. Гладкий, ровный пол, где проводятся занятия, позволяет учащимся двигаться с той скоростью и уверенностью, которые нельзя обеспечить, когда бой на мечах происходит в естественных условиях, на открытом воздухе. Поэтому одно из первых изменений в классической технике коснулось самой стойки мечника.

Типичная стойка для современного кэндо является исключительно прямой. Для этого требуется, чтобы ноги были расположены на близком расстоянии, не широко расставлены, и носки смотрели только вперед, к тому же пятка отставленной назад ноги оторвана от пола, - такую позу обычно связывают с тайными учениями Ито Иттосая. Ни одно из этих требований не признается в классическом кэндзюцу, поскольку они создают для бойца неустойчивое равновесие и не позволяют по-настоящему усилить рубящий удар, эффективность которого определяется движением кисти вниз. Полностью фронтальная стойка, принятая на вооружение современными кэндоистами, также не согласуется с хан-ми, иначе стойкой вполоборота, классического кэндзюцу, которая предпочтительна в начале схватки с противником, поскольку защищает уязвимую область вокруг сердца. Но прямая стойка, наблюдаемая в современном кэндо, дает кэндоисту идеальную возможность для быстрого начала атаки и изменения ее направления, благодаря ровной поверхности пола в додзе. Движение, начинаемое из традиционной стойки в кэндо, обычно делается скользящим шагом, где отставленная назад нога с поднятой пяткой позволяет хорошо чувствовать почву под ногами и тем самым удачно оттолкнуться в момент атаки. Скользящий тип движения едва ли возможен на естественном грунте.

Важно также не забывать о последствиях замены настоящего меча мечом бамбуковым (синаем). Синай ответственен за многое, что отличает технику современного кэндо и делает его столь непохожим на классическое кэндзюцу. Синай является имитатором меча, хотя может ли он служить хорошей заменой учебному мечу - весьма спорно. По сути, это всего лишь круглая палка. Отсутствие веса и сори (изгиба) вместе с исключительно длинной цука (рукоятью) требует совершенно отличного, по сравнению с настоящим мечом, обращения для такого оружия. Все эти факторы влияют на быстроту действий с синаем, а значит, и на всю технику кэндо. Длина цуки позволяет использовать синай как тэко, т.е. по принципу рычага, имеющего точку опоры, что ускоряет движение острия, позволяя достичь немыслимой для боевого клинка скорости. Синай идеально подходит для задач современного кэндо, но не реального боя, и поэтому он должен быть безопасен в применении.

Имеется существенная разница между рубящим ударом настоящим мечом и режущим ударом синаем в современном кэндо. Действие сравнительно прямой руки при нанесении режущего удара посредством синая по выбранной цели вытекает из представлений школы Итто-рю. Технике деятельного стиля в классическом кэндзюцу это совершенно чуждо, ибо находящиеся в выпрямленном положении при совершении настоящего рубящего удара руки не только не будут обладать достаточной силой для придания пробивной мощи клинку, но и возможна травма локтевого сустава самого мечника, что особенно верно в случае, когда меч с силой ударяет по доспехам противника. Используемое в кэндо касание в качестве удара как нельзя кстати подходит для небоевых задач кэндо, поскольку здесь не стоит вопрос о том, добиться ли пробивной силы при ударе или не рисковать, чтобы себя не травмировать.
avatar
В кэндо синай может наносить удары лишь по восьми участкам тела. Здесь разрешено семь видов ударов и один выпад. В классическом кэндзюцу любой участок тела может стать объектом для атаки, выбор здесь определяется слабыми местами в воинских доспехах противника. Каждая классическая школа-рю располагает своей особой техникой, позволяющей воспользоваться подобными слабостями. Кэнси из Тэнсин Седэн Катори Синто-рю, пользуясь техникой этой школы, подрезали запястья противника снизу, поражали его пах и бедра, а также глубоко ранили подъемы ног. Кэнси из Синкагэ-рю часто сильно повреждали только один ольшой палец, что лишало раненного возможности держать оружие; либо же они подрезали подколенные сухожилия, чем обездвиживали противника. Это всего лишь малая толика того, почему синкэн себу в стиле классического кэндзюцу оказывается смертоносным занятием, на которое решаются лишь после длительной подготовки и которому чужды какие-либо ограничительные правила. Но, по общему мнению, произвольные ограничения, определяющие, какая часть тела может служить мишенью для той или иной техники кэндо, лишь выражают желание обеспечить минимум безопасности для участников поединка и повысить точность выполнения специфических и базисных атакующих действий. Так что выбор таких, четко обозначенных мишеней вполне логичен и отвечает исконной задаче кэндо.
avatar
По-моему здесь никто не пытается проповедовать смертоносность кендо как искусства. Просто те, кто держал меч в руках, и занимался с ним (я имею ввиду реальный меч, которым можно убить, разрубив челвоека), как правило, понимают, что мастерство - реальное мастерство, которого можно достичь в околобоевых науках, таких, как кендо, особенно учитывая его сильную духовную сторону - позволяет, пребывая уже в боевых условиях, воспользоваться настоящим мечом с устрашающей эффективностью. Недаром восточные мастера говорят "лучше отработать один удар десять тысяч раз, чем десять тысяч ударов по одному разу". Именно этим в кендо и занимаются. Нельзя делать таких грубых ошибок в суждениях, ставя только на одну технику. Даже "мастер табуретки", как метко сказали в другой теме, является мастером. Небольшое привыкание к новому оружию почти ничего для него не изменит. Руки сами встанут как надо - а годы тренировок и тысячи отработок своих техник сделают свое дело как следует. Не нужно судить голую технику - это в данной теме не раз уже отмечалось. Нужно судить только по человеку.
avatar
Aresk † KAN † Am писал...
"К слову эта тема полный баян ... ее уже много раз обсуждали на разных форумах и пришли к одному выводу - кендо спортивная дисциплина с элементами духовного развития и не больше не меньше ... полезные навыки конечно есть но не думайте что возьмете меч и сможете им нормально пользоватся ..."

Действительно истина кроется в обсуждениях на форуме.И кстати к слову - к такому выводу приходят, те кто кэндо не занимаются.Обычно они делятся на 2 типа:
1)Те кто смотрели по телевизору, читали в журнале, друг рассказал или на форуме прочитал( Как раз ваш случай).
2) Те кто говорят - "Я занимался кэндо 1,2,3.... месяцев, я все понял, все узнал , это ацтой".
Такие люди просто поражают своей осведомленностью в вопросах, которые другие изучают всю жизнь не на форумах, а на практике.

Да, кэндо это действительно очень популярный в Японии спорт, с этим уж никто спорить не будет.Но я не могу согласится с тем, что этот факт может хоть как то помешать "нормально пользоваться мечем".
avatar
2 Кан
1. Авторитетный специалист Дон Дрэгер кендо не занимался.

2. Термин "додзе будо" звучит довольно глупо - представители всех или почти всех японских школ и стилей тренируются в додзе.

3. Что такое "прямая стойка" мне не вполне понятно. Ширина стойки (перпендикулярно боевой линии) в кендо - около 30-40 сантиметров. Носки стоп в сейган направлены строго вперед например в Эйсин-рю, Мусо Синдэн-рю, Хоки-рю, Тацуми-рю, Дзиген-рю, и это только те школы которые мне удалось вспомнить навскидку. "Тайные учения Итто Иттосая" - это, надо полагать, совершенно открытая Оно-ха Итто-рю, которая как я уже упоминал является одной из "базовых" школ для кендо.

4. Ханми-но-камаэ в кендо ЕСТЬ. И с другой стороны, она есть далеко не в каждой корю. Кстати забавно: Дрегер как минимум утверждал, что занимался Катори, а в Катори сэйган насколько мне помниться вполне фронтальный. :-)

5. Скользящий шаг в кендо не практикуется, он распространен в корю.

6. Руки в кендо выпрямляются не больше и не меньше, чем при выполнении удара в корю. Желающие могут банально ознакомиться с каким-нибудь учебным фильмом по кендо и демонстрационным по какой-нибудь школе кендзюцу.

7. И кстати, если Итто-рю не класическое кендзюцу, что же тогда классическое?! :-)))

8. "Выпад", чисто для справки, это не тип атаки, а тип перемещения.

9. В корю кендзюцу не "любой участок может стать целью", а также есть свой набор ударов. С другой стороны в кендо в таком случае тоже любой участок тела может стать целью для атаки - ничто не мещает мне наносить удар, который технически является семэн-ути не в голову, а в ключицу, или до-ути не в, как очень точно выразился Вадим, подреберье, а в ногу, или котэ-ути в "только один большой палец".

10. О безопасности при определении поражаемой зоны речь не идет, я уже объяснял почему выбраны именно эти места.
avatar
О переносимости.
Навыки, востребованые в counter-strike, скажем так, очень слабо применимы в реальной перестрелке. Это, конечно, никак не отражается на мировой популярности этой замечательной игры. Более того: такие навыки очень нужны на соревнованиях по кибер-спорту.
Но, как мне кажется, прихваты, осваиваемые, скажем, в страйкболе обладают большей транспортабельностью. :) Это я об огнестреле, ну а о фехтовании сказал Мусаси - sapienti set.
avatar
Вадим, только для уточнения: если говорить о вашей аналогии, то кендо - страйкбол, а корю - скажем так, тир.
avatar
"Контра" может воспитать быстрый глаз и мгновенную реакцию. Это уже немалый потенциал. Всему найдется применение.
avatar
Да, важно: всем участникам спасибо за диспут.:) Вопросы и предложения по спарингу - в личку.
avatar
Между прочим, личка личкой, а не собирается ли кто-нибудь из "присутствующих" на Блинком? У меня давно есть острое желание организовать семинар по боевке на ориентальных играх, а заодно можно и по обсуждавшимся вопросам вживую поработать.
avatar
Умная мысля, как говорится... Вспомнил, что основное хотел донести. В Мастерстве, о котором я говорил с большой буквы, главное не близость навыков к тому или иному направлению деятельности. Она важна, конечно, но главное - это отношение к вещам. Особое психологическое состояние, позволяющее человеку подняться на новый уровень. Как в известной притче о мастере чайной церемонии, или о белом квадрате. Это сугубо восточный подход, но он работает. Что уж говорить о столь близких по профилю занятиях как кендо и кендзюцу...
avatar
Алексей Капустин
ну если кендо - страйкбол, то корю скорее школы снайперского мастерства :)))

Alexander «Serpent» Romanoff
про развитие духовности - да согласен... :)))
avatar
Сергей Потапков
+1
avatar
Сергей, слова не скажу - хороший тир. Собственно в том и была идея аналогии - по настоящему стрелять учатся в тире, но в отсутствии практики умения просто попадать в цель бывает недостаточно.
avatar
обучение снайпера только частично состоит из умения поражать цель
помимо этого важное внимание - момент поражения
а также правильность позиции :)
так что там сплошная практика, а из теории только основы маскировки и 4 таблицы с поправками/упреждением наизусть :)))
avatar
.., что абсолютно не относится к аналогии :-)
avatar
как раз таки наоборот
иначе бы я этого не упомянул :)
кэндзюцу - искусство, кендо - спорт...
avatar
добавлю только что снайперы на тренировке друг в друга не стреляют )
avatar
кендзюцу искусство чего?И на что направленное?
avatar
Неправильный вопрос, Слаффка. Сейчас тебе ответят: искусство убивать, и опять конструктива ноль.:(
Милсдари, реплика про огнестрел была не к тому, что каждый нашел свой вид в новой метафоре. Удивлен, что нужно это пояснять.:( критерий универсальности любого вида спорта - в его переносимости. Кендо, к сожалению, на другую фехтовальную площадку переносится хуже, чем, скажем, бокс.
avatar
Слаффка, фехтования. Или, если угодно, боя на мечах.

Вадим, вы увы не правы - кендо прекрасно переносится на другую фехтовальную площадку. Опять таки, если говорить об аналогиях - как раз как бокс, в котором нет ударов ногами, нет борцовской техники, но противнику от этого не легче.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.