Статья по материалам семинара
Автор: Филипп Ершов
I. Предыстория и предпосылки
Для того чтобы лучше понять, почему в Испании зародилась школа фехтования, до сих пор окутанная атмосферой мистики и таинственности, попробуем разобраться с ситуацией, которая сложилась в данной стране к XV-XVI векам, и факторами, которые могли повлиять на формирование уникального фехтовального стиля.
Во времена Римской Империи Пиренейский полуостров был одним из заметных поставщиков бойцов для гладиаторских школ. После развала Империи и роспуска школ многие гладиаторы вернулись на родину. Свое искусство они могли использовать по-разному: судебные поединки, показательные выступления, фехтовальные школы для горожан, - но важно то, что все они были не солдатами, а людьми, практикующими именно поединочные бои. Даже основатель Дестрезы Джеронимо Карранса в своих трудах говорит о том, что испанская школа фехтования многое унаследовала от боевых традиций Древнего Рима. Интересно, что некоторые из более поздних итальянских мастеров не преминули использовать эти его слова в своих целях, гордо заявляя о том, что даже сам Карранса сознавался в происхождении его школы от итальянской. При этом они допускали сознательную подтасовку фактов, закрывая глаза на то, что Карранса ссылался на Античный Рим, а не на современный ему.
Второй немаловажный фактор, определивший своеобразие испанской фехтовальной школы, – это влияние мавров. Испанские медицина, математика, философия и другие науки испытывали сильное воздействие мавританской культуры. В свою очередь, изучение данных наук заметно сказывалось на мышлении испанцев времен Ренессанса и, в частности, находило отражение в фехтовальных трактатах. Кроме того, свою лепту в формирование школы внесла и война с маврами, стиль боя которых отличался от европейского.
Вообще, Испания в то время вела активную военную деятельность (Ре-конкиста, война с Португалией, завоевания в Америке и Европе), и полученный в сражениях опыт не мог не сказываться на развитии «гражданского» фехтования, которое мы обычно имеем в виду, когда говорим о фехтовании. Кстати, что касается «гражданского» оружия, то, по одной из версий, слово «рапира» - именно испанского происхождения. Название это восходит к Espada Ropera (Espada – «меч», Ropa – «костюм»), то есть рапиры - это «мечи при костюмах», а не «при доспехах», как боевое оружие. Первые упоминания о них относятся к началу-середине XV века.
Говоря об испанских традициях фехтования, нужно упомянуть еще и тот факт, что, по мнению некоторых исследователей, в Испании в интересующее нас время было больше, чем в остальной Европе, распространено ношение холодного оружия. Вплоть до появившегося в XVIII веке запрета на ношение оружия всем, кроме лиц дворянского сословия, рапиры были неотъемлемой частью костюма многих горожан.
Полный текст здесь:
http://rencontre-studio.ru/index/0-7