(с)
http://www.vzmakh.ru/parabellum/n4_s5.shtml C. Мишенев
"Все римляне времен становления и расцвета Римского государства были прекрасными фехтовальщиками". Таково мнение американского историка Д.П.Манникса.
Правда, под фехтовальщиками ученый подразумевает не бойцов, а специалистов и тонких ценителей этого искусства, людей, знающих приемы боя не практически, а теоретически. Этому, однако, не учили. Ни школ, ни учителей, ни работ по теории фехтования не было.
Но зато в течение приблизительно 700 лет в Римском государстве непрерывно функционировал огромный организм - цирк.
Цирк - феноменальное явление древности, сделавшее владение холодным оружием эффектнейшем зрелищем, крупнейшим бизнесом, мощнейшим рычагом внутренней политики.
Профессиональный бокс в США, коррида в Испании и футбол в Англии не могут дать представление о гладиаторских играх ни количеством, ни преданностью болельщиков, ни силой воздействия на психику каждого.
Св. Августин пишет о некоем Алимпии, христианине, собиравшемся постричься в монахи. Друзья насильно привели его в цирк, где он сидел, закрыв глаза и уши. Наконец, громкие крики вынудили его посмотреть на арену. Через минуту это был уже другой человек, кричащий вместе со всеми: "Пусть он отведает твоего меча! Вспори ему брюхо!"
Даже Св.Илларион одно время так пристрастился к играм, что просто не мог не ходить на них, и вынужден был ретироваться в африканскую пустыню, где игр не было.
Примеры массовости тоже впечатляют. Известный комедиограф Теренций в 160 г. до н.э. вынужден был прервать премьеру своей пьесы "Свекровь" из-за пронесшегося среди зрителей слуха, что как раз сейчас начинаются игры по случаю погребения Эмилия Павла. А жители Поленции в начале I в. силой препятствовали погребению магистрата, пока его родственники не выложили деньги на проведение игр.
Понятно, что и лучшие гладиаторы пользовались фантастической популярностью. Стремясь приблизить себя к этому ореолу славы, в разное время на арене появлялись императоры Тит, Адриан, Луций Вер, Дидий Юлиан, Нерон. Знаменитый Калигула выступал в качестве фракийца. Император Коммод провел около 1000 боев (он особенно гордился умением сражаться левой рукой) в качестве секутора.
Те, кто не могли или не хотели появляться на арене, зарабатывали любовь народа иначе, но тоже посредством цирка. Август 23 раза давал игры за свой счет вместо сановников, которые либо отсутствовали, либо не находили нужной суммы. Некто Мурена, поднимая свою популярность в народе, чтобы набрать на консульских выборах нужное количество голосов, раздал по всем трибам бесплатно билеты. Устройство игр напрямую входило в политику Цезаря, и он держал большую школу гладиаторов в Капуе. Несмотря на это, он вызвал неудовольствие и шум в массах, когда позволил себе во время игр отворачиваться от арены и заниматься делами со своими секретарями.
Неудивительно, что Цицерон, в своей речи против Рулла перечисляя блага, которыми пользуются римские граждане, приравнивает игры к свободе подачи голосов и к личному достоинству...
Но при такой всенародной любви к зрелищам римляне, однако, не являются родоначальниками гладиатуры. Она развивалась из традиции человеческих жертвоприношений в честь духов умерших.
Подобные ритуалы встречаются у скифов, греков, этрусков. На этрусских погребальных урнах, еще во второй половине III в. до н.э., изображены эти бои. Но сама традиция, очевидно, еще древнее. Римляне заимствовали этот ритуал именно у этрусков. В 264 г. до н.э. два сына умершего Децима Юния Брута Перы выставили на тризне на Бычьем рынке три пары фехтовальщиков, одновременно сражавшихся друг с другом. Это и был первый гладиаторский бой в Риме.