"Болевой" тренинг - вещь совершенно необходимая тем, кто хочет "накачать" серьезную "массу".
Как известно, на определенном этапе выполнения упражнения в мышце возникает боль - кричащий сигнал о том, что силовой стресс достиг своего максимума. Культуристы расценивают боль как верный симптом полного мышечного истощения и, как правило, тут же удовлетворенно прекращают сет. Ну а как насчет того, чтобы попробовать продолжить упражнение и дальше, игнорируя боль? Такое мало кому приходит в голову. Между тем, боль в мышце говорит о наступлении самой продуктивной фазы тренинга.
Допустим, вы сделали сет подъемов на бицепс. Последнее повторение было, как вам кажется, действительно, последним. В бицепсах появилась острая, едва переносимая боль. Похоже, вы в самом деле сделали все, что могли.
Нет! Пусть к делу подключится ваш партнер. С его помощью вы запросто сможете справиться еще с парой-тройкой дополнительных ФОРСИРОВАННЫХ повторений!
Все? Опять-таки, нет! Пусть ваш партнер подаст вам штангу в верхнюю точку амплитуды, к плечам, и вы одолеете еще парочку НЕГАТИВНЫХ повторений!
Вот это я и называю "выявлением скрытых резервов". Вспомните, а ведь вы хотели остановиться на последнем повторении сета. Получается, вы, сами того не зная, систематически давали себе поблажку на тренировках? Что же, это обычная история…
Боли нечего бояться. Вместе с болью от повторения к повторению растут ваши шансы на увеличение "массы". Это - бесспорный постулат, подтвержденный опытом таких "суперзвезд" как Шон Рэй, Дориан Ятс, Лу Ферриньо, Арнольд Шварценеггер, да и я сам. Я не назвал многие другие имена только потому, что здесь им не хватило бы места. Все профессиональные атлеты в наши дни практикуют "болевой" тренинг. Любой сет в привычном смысле слова для нас - профессионалов - что-то вроде разминки перед началом настоящей работы, которая начинается с последним повторением.
Может ли так тренироваться любитель? Почему бы нет? Однако на этом пути его ждет немало подводных камней.
Первое. Форсированные и негативные повторения приходится делать, преодолевая сильнейшую мышечную боль, да к тому в состоянии предельной усталости. Все это исключает подконтрольное движение веса. Культурист пытается преодолеть какую-то часть траектории рывком, ну а это обязательно травмирует связки. Нужно помнить, что отягощение в фазе "болевого" тренинга нужно перемещать подчеркнуто осторожно.
Второе. Быстрый результат, который приходит вместе с "болевыми" тренировками, нередко порождает у культуриста своего рода эйфорию. Он готов эксплуатировать новый для себя прием бесконечно, утратив меру. Однако эффективность "болевого" тренинга - это результат сложения двух разных факторов: интенсивность и индивидуальной выносливости организма. Если первый фактор целиком во власти культуриста, то второй зависит от стажа тренировок, приобретенных и унаследованных качеств мускулатуры. Культуристу следует внимательно следить за своим психофизиологическим состоянием. При первых признаках переутомления метод надо бросить!
Следует подчеркнуть, что "накачка" "сверхмассы" в бодибилдинге всего лишь сводится к поискам безопасного пути между подводными камнями "болевого" тренинга. Кто-то оказывается более удачливым и десятилетиями успешно лавирует между обычными для профессионалов разрывами связок и обвальным падением "массы" в результате переутомления. Ну а чья-то звезда закатывается вместе с первой фатальной травмой.
"Болевой" тренинг требует колоссального внутреннего потенциала. Любителям не стоит рвать волосы на голове в сомнениях, есть ли подобный потенциал у них. Речь идет не о генетических преимуществах. Все намного проще и сложнее одновременно.
"Болевой" тренинг - это стресс глобального характера. Казалось бы, умение преодолевать такой стресс целиком зависит от физиологии. Но нет, стрессовая выносливость определяется психи